Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему

Карнаухова Ирина Михайловна

Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rjycekmnfwbz63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».

Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка.
           
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения необходима активная поддержка родителей, их участие в жизни группы и детского сада в целом. Именно в таком подходе к воспитанию и развитию детей можно вырастить человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни, переживать окружающим и т.д., который может всё!
           
Любимым занятием детей разного возраста является игра – ведущий вид детской деятельности и результат интеграции общения, познания, труда. Формирование игровых умений у детей осуществляется в совместной игре ребёнка с взрослым, где взрослый выступает для ребёнка одновременно, как партнёр и как носитель формируемого способа игровой деятельности.
           
Игра, так же как и учение и труд, - это вид деятельности ребёнка, в процессе которой формируется его личность. Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры всё то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они «ходят» на работу как мама и папа, сидя на перевернутом стульчике, изображают из себя шофёра или пассажиров транспорта, прибирают, готовят, гладят, стирают ... Одним словом, копируют в своих играх взрослых, которые их окружают.

Игры ребенка – важный показатель общего развития. Не случайно К.Д.Ушинский призывал внимательно понаблюдать за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и к  сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешно учиться в школе.
         В данное время существует множество литературы, отвечающей на вопрос как развить у ребенка мышление, воображение, память, речь и т.д. Но вот перед вами это маленькое существо – ребенок. Не его внимание, не его речь, не его воображение, не его мышление, а нечто большее – Человек. Человек со своими желаниями и представлениями о Мире, в котором он живет. И, нередко, этот Мир, отличен от нашего. Каков он? Каковы его основные ценности? Можем ли мы ответить на эти вопросы, хотя бы в отношении  Мира своего собственного ребенка?
         Нам бы хотелось чтобы, этот Мир был наполнен Добром, Любовью и Фантазией. Нам бы, очень хотелось видеть его именно таким!
         Поэтому в этом мире должна царствовать Её Величество 
 ИГРА, т.к. только в игре ребенок может овладеть всем, что необходимо человеку в жизни.
         Все мы знаем, что ребенок это Развивающаяся Личность. А личность    (по определению Давыдова) – это «целостный  и самодеятельный субъект, воспроизводящий общественные связи и посредством этого включающийся в процесс создания
 новых социальных и культурных форм общественной жизни»
         При этом одновременно и зависимо происходит развитие мышления, развитие речи и творческое развитие. И если мы попытаемся выделить главное в процессе взаимодействия ребенка и педагога, то этим главным будет нацеленность педагога на 
Развитие. При этом средством развития мы педагоги выбираем Игру.
         Обследовать игровую деятельность возможно лишь методом наблюдения и соотнесения с возрастными особенностями  каждого ребенка
         По тонкому замечанию психолога Щедровицкого, занимающегося педагогическим исследованием игры, игра имеет ряд важных для нас основных характеристик.
         
Игра есть:

  • особое отношение ребенка к окружающему его миру;
  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как  его субъективная деятельность;
  • социально – заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);
  • особое содержание усвоения;
  • деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развития психики ребенка.
  • Детские психиатры считают, что одной из причин нарушения здоровья, особенно психических отклонений является то, что дети в детстве не доиграли. Поэтому ученые настоятельно советуют не изолировать таких детей, а с помощью игры улучшать и развивать у них важнейшие психические свойства, определенные качества личности.
             Большую часть времени дети дошкольного возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства от 3 до 6 – 7 лет детские игры проходят значительный путь развития: от предметно – монипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.


Примеры совместных игр:

Веселые наклейки:

В этой игре ребенку нужно будет искать сокровища — прямо у себя под носом. И победит он, когда найдет все.

Что понадобится:

  • 20-30 наклеек
  • бумага и карандаш
  • тело ребенка

Осваиваемые навыки:

  • Осознание собственного тела
  • Мелкая моторика
  • Постоянство объектов
  • Социальное взаимодействие
  1. Купите разнообразные наклейки, интересные для ребенка.
  2. Составьте список наклеек, чтобы вы могли их идентифицировать.
  3. Нарисуйте на большом листе бумаги два силуэта: вид тела ребенка спереди и сзади.
  4. Поставьте ребенка в центре комнаты и налепите ему на кожу наклейки — некоторые в незаметных местах, некоторые на виду.
  5. Прочитайте название одной из наклеек из списка.
  6. Пусть малыш найдет эту наклейку, спрятанную где-то на его теле.
  7. Когда он найдет наклейку, дайте ему снять ее и приклеить на нужное место на бумажном силуэте.
  8. Продолжайте, пока все наклейки не переместятся с ребенка на рисунок.

Варианты игры. Наклейте стикеры на себя и дайте ребенку найти их все.

Безопасность. Не приклеивайте наклейки на волосы ребенка и обязательно следите за тем, чтобы их не осталось у него на теле, когда игра закончится.

Паук в паутине.

Ребенку в этом возрасте нравится сталкиваться с новыми задачами. Сделайте для вашего маленького паучка паутинку и посмотрите, как он будет пытаться выбраться из лабиринта.

Что понадобится:

  • Моток цветной пряжи
  • Большая комната с мебелью
  • Прозрачный скотч

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз/рука
  • Тонкая и крупная моторика
  • Решение задач
  1. Возьмите моток цветной пряжи и прикрепите один конец к какой-нибудь мебели с одной стороны комнаты на высоте, подходящей для ребенка.
  2. Разворачивайте моток, двигаясь по комнате, и местами прикрепляйте пряжу скотчем к мебели или к стенам. Не делайте вашу паутину слишком высоко.
  3. Когда вы размотаете пряжу по комнате, отрежьте от нее кусок с запасом.
  4. Конец пряжи протяните за пределы комнаты, чтобы заманить ребенка в комнату с паутиной.
  5. Предложите ребенку взять конец нити и идти по ней.

Варианты игры. Привяжите к нитке маленькие игрушки, чтобы ребенок собирал их по мере продвижения по паутине.

Безопасность. Обязательно следите за малышом, чтобы он не запутался в нитках.

Красный свет, зеленый свет

Как только ребенок начнет движение, вызовите красный свет и заставьте его остановиться. Но он не будет против — это ведь просто игра! И с зеленым светом он сможет продолжить движение.

Что понадобится:

  • Веревка или лента
  • Много места на полу

Осваиваемые навыки:

  • Равновесие и координация
  • Причина и следствие
  • Крупная моторика
  • Слуховые навыки
  1. Положите на полу в одном конце комнаты веревку или ленту.
  2. Положите другую веревку или ленту в другом конце комнаты параллельно первой.
  3. Очистите пространство между двумя линиями.
  4. Поставьте малыша с одной стороны комнаты за линией.
  5. Встаньте за другой линией.
  6. Скажите ребенку, что когда вы объявите: "Зеленый свет!" — он должен будет попытаться добраться до другого конца комнаты и пересечь вторую линию. Но если вы объявите: "Красный свет!" — то он должен остановиться и не двигаться.
  7. Потренируйтесь, стоя лицом к нему и наблюдая за ним, когда вы будете объявлять "Зеленый свет!" и "Красный свет!". Поправьте его, если нужно, и еще раз объясните правила. Когда у него все будет получаться правильно, отвернитесь от ребенка и крикните: "Зеленый свет!".
  8. Быстро крикните: "Красный свет!" — и обернитесь, чтобы увидеть, остановился ли ребенок.
  9. Продолжайте игру, пока он не пересечет линию.
  10. Поменяйтесь ролями и дайте ребенку побыть инспектором движения.

Варианты игры. Поиграйте с несколькими детьми. Объявляя "Зеленый свет!" и "Красный свет!", поднимайте соответствующие знаки.

Безопасность. Уберите все возможные препятствия с пути ребенка.

Догонялки на четвереньках

Иногда ребенок как будто возвращается в своем развитии назад: несмотря на то, что он уже умеет ходить, он может предпочесть снова встать на четвереньки. Когда такое случается, становитесь в ту же позу и поиграйте с ним в догонялки!

Что понадобится:

  • Подушки, диванные валики, мягкие игрушки, одеяла и другие мягкие препятствия
  • Много места на полу

Осваиваемые навыки:

  • Умение справляться с волнением и страхом
  • Крупная моторика
  • Решение задач
  • Социальное взаимодействие
  1. Разложите по комнате мягкие препятствия для ребенка.
  2. Поставьте ребенка на четвереньки с одной стороны комнаты.
  3. Опуститесь на четвереньки позади него.
  4. Скажите: "Сейчас я тебя поймаю!" — и начните преследовать малыша на четвереньках.
  5. Подбадривайте его, чтобы он уползал от вас.
  6. Продолжайте преследование и смотрите, как ребенок будет обходить препятствия в попытке убежать от вас.
  7. Когда ему надоест играть, поменяйтесь ролями, и пусть теперь он ловит вас!

Варианты игры. Выделите для малыша островок безопасности, например, расстеленное одеяло, где вы не можете его поймать. Когда ребенок доберется до этого островка, отползите, чтобы он мог с него выбраться, а потом начинайте догонять снова.

Безопасность. Не пугайте ребенка, чтобы игра оставалась веселой.

Клад.

Это разновидность игры в прятки, только искать здесь нужно не человека, а сокровище, и пират дает подсказки, которые помогут его найти. Главное, чтобы клад стоил усилий, потраченных на его поиск.

Что понадобится:

  • Небольшая игрушка или лакомство
  • Комната, в которой можно спрятать игрушку

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивное развитие и навыки мышления
  • Развитие речи
  • Постоянство объектов
  • Решение задач
  1. Выберите особенную игрушку или лакомство, которое сделает поиски стоящими для ребенка.
  2. Спрячьте предмет на виду, но слегка замаскировав его, чтобы найти его было не слишком легко, но и не слишком трудно.
  3. Приведите ребенка в комнату и скажите, что спрятали здесь клад.
  4. Давайте ребенку подсказки, говоря: "Горячо" или "Холодно".
  5. Когда ребенок найдет спрятанный предмет, спрячьте его еще раз, и еще, пока игра не надоест малышу. Или же можете прятать разные предметы, чтобы продлить интерес ребенка.

Варианты игры. Пусть ребенок станет пиратом и спрячет что-нибудь, что должны будете найти вы. Только не находите сокровище слишком быстро!

Безопасность. Следите, чтобы в комнате не было ничего такого, что может сломаться или травмировать ребенка во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста "В гостях у бабушки Забавушки ".

·      Познакомить детей с русским народным творчеством, вызвать интерес к слушанию русских народных мелодий, рассказыванию потешек.·      Расширять а...

Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...

Консультация для родителей « Двигательно-игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».

        Цель воспитания двигательной активности у детей раннего дошкольного возраста в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, доб...

Совместная образовательная деятельность педагогов ДОУ и родителей в игровой форме с детьми дошкольного возраста 6-7 лет на тему "Не забудем их подвиг великий"

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса к истории своей страны через совместную деятельность с родителями.Задачи: Образовательные:- Расширять знания детей о Великой Отечественн...

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Игры на воде для детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Игры на воде для детей 4-5 лет»...

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность  с детьми дошкольного возраста» «Изучаем свойства воды»...