НОД «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крохина Ольга Александровна

 

Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krohina_o.a.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова»

Подготовила: Крохина Ольга Александровна

Воспитатель  1 к.к.

МДОУ «Брусничка»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Здоровье»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении.

Задачи:

 -развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;

 -способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;

– закреплять навыки взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности;

 -воспитывать у детей бережное отношение к хлебу;

Оборудование:

Демонстрационное: ИКТ, презентация «Откуда хлеб пришел».

Раздаточное: колосья пшеницы, зерна ржи и пшеницы, мука пшеничная и ржаная, альбомные листы, гуашь, ватные палочки, салфетки для детей, ёмкости с землёй.

Предварительная работа:   знакомство детей с пословицами и поговорками о хлебе; беседа на тему «Отношение к хлебу»

1. Организационный момент:

— 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!

— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

Воспитатель:

Знают все, кто ест:

 Хлеб не надоест!

 Хлеб наша главная еда

 Всегда!

 Рыба – водица,

 Ягода – трава,

 А хлеб, как говорится,

 Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

 Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Вспомните и назовите пословицы и поговорки о хлебе.

Дети  называют поговорки о хлебе:

- будет хлеб — будет и песня;

-хлеб — всему голова;

-хлебушек ржаной — отец родной;

-много снегу — много хлеба;

-с хлебом русский человек — богатырь из века в век;

-хлеб — наше богатство;

-рожь поспела — берись за дело;

-у кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Воспитатель показывает белый и черный хлеб.

- Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол, мы отправимся в увлекательное путешествие.

Показ презентации «Откуда хлеб пришёл»

1 слайд.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор.

Кто ведет его ….. (Тракторист)  

 На тракторах работают трактористы. Что делает трактор? … Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

2 слайд.

Затем к  трактору прикрепляю  сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы. Зерно маленькое, но его росточек пробьется через слой земли. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?

 Дети: Маленькое, твердое, гладкое, посередине бороздка, как две дольки.

 -Да, ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он жил, нужно посадить его в землю.

- Вот дети, у каждого из вас есть маленькое поле. Посадим наши зернышки. А что поможет нашим зернышкам прорости?

 Дети (солнце-свет, дождь-вода)

 Дети поливают свои посевы.

3 слайд.

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.

4 слайд.

Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.  Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? … комбайнер

5 слайд

Комбайн убирает колосья и по специальной трубе  в машину высыпает зерно.

 А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна.  Где зерно сушат.

6 слайд

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

7 слайд.

Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (слайд 14) На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.

8 слайд.

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.

 

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как, много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах: Без хлеба – нет обеда.

Хлеб бросать - силу терять.

Воспитатель: -Ребята, хотите помочь мне в пекарском деле? (раздает детям солёное тесто, протирает руки влажными салфетками)

Какая мука на ощупь? Возьмите кусочек теста, оно такое, мягкое, нежное, легко лепится, чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки.

Дети из солёного теста лепят хлебобулочные изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....