«План работы по экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_esperementyword.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«План работы по экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Содержание:
- Актуальность.
- План работы экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
- План работы экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Список используемой литературы.
Актуальность
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны»
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
План работы экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Месяц | Лексическаятема | Игра-экспериме-нтирование | Задачи |
Октябрь | Урожаи осени (фрукты) | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слушать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). |
Урожаи осени (овощи) | «Найди пару по запаху» | Расширять представления детей о воздухе; разграничить понятия «воздух» и «запах», показать, что воздух передаёт различные запахи, но сам ничем не пахнет. | |
Золотая осень (растения) | «Почему всё звучит?». | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Показать, как извлекаются звуки из отдельных предметов | |
Моя одежда | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес). | |
Ноябрь | Птицы перелётные | «Вода принимает форму». | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
Дикие животные весной. | «Тонет - не тонет». | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть предмета зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | |
Домашние животные весной | «Подушка из пены». | Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) | |
Моя квартира (мебель, бытовая техника) | «Когда тонет — когда плавает». | Показать детям, что на предметы, которые попадают на поверхность воды, действует выталкивающая сила. Чем больше поверхность, которой предмет соприкасается с водой,- тем сильнее вода выталкивает его. | |
Декабрь | Дома, здания, строительство. | «Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить одно из свойств — невидимость. |
Улицы, транспорт. | «Воздух работает». | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). | |
Природа зимой. | «Замёрзшая вода». | Выявить с детьми, что лёд — твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | |
| Новый год. | «Разноцветные шарики». | Показать детям, что путём смешивания основных цветов получаются новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. |
Январь | Забавы детей зимой. | «Тающий лёд». | Показать детям, что вода на холоде замерзает, также принимает форму ёмкости, в которой находится. Определить, что лёд тает от тепла; что в горячей воде он тает быстрее. |
Забавы детей зимой. | «Свет повсюду». | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | |
Комнатные растения. | «Всё увидим, всё узнаем». | Познакомить с прибором — помощником - лупой и её значением. Рассмотреть листочки комнатных растений под лупой и отметить разницу. | |
Февраль | Посуда. | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. |
Продукты питания. | «Песочная страна». | Выделить с детьми свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка при помощи обыкновенного клея. | |
Защитники Отечества. | «Песочные часы». | Познакомить детей с песочными часами. Рассказать детям, как они устроены и благодаря чему всегда показывают точно отмерянное время. | |
Литературная неделя. | «Фокусы с магнитами». | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | |
Март | Такие разные мамы | «Такие разные предметы». | Показать детям, что предметы имеют вес, а вес предмета зависит от материала, из которого он сделан. |
Богатства родного края. | «Звенящая вода». | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук стаканом. | |
Домашние птицы. | «Что растворяется в воде?». | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. | |
Начало весны | «Водяная мельница». | Дать детям представление о том. Что вода может приводить в движение другие предметы. | |
Апрель | Одежда весной | «Где вода?». | Выявить, что песок и глина по — разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. |
Дикие животные весной | «Солнечные зайчики». | Помочь понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалам). | |
Домашние животные весной | «Что отражается в зеркале?». | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | |
Рыбы, вода. | «Ловись рыбка и мала и велика». | Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. | |
Май | Первоцветы. | «Цветной песок». | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой. |
Насекомые. | «Волшебное сито». | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. | |
Диагностика | Игры с песком. | Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. | |
Диагностика | «Фонтанчики». | Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
План работы экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Лексическая тема | Игра – эксперимен-тирование | Задачи |
Сентябрь | Диагностика | Экскурсия в детскую лабораторию. | Уточнить представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука»(познание), «гипотеза»(предположение) |
Как хлеб на стол пришёл | Где семечку лучше живётся? | Опытным путём определить, какая среда (песок, глина, почва) наиболее благоприятна для прорастания семечка; выяснить, как вода и свет влияют на рост растения. | |
Октябрь | Урожаи осени | Солнце дарит нам тепло и свет. | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами. |
Осень золотая (растения) | Луковая семейка | Расширить и закрепить знания детей о влиянии различных условий на рост растения. | |
Моя одежда | Поверхностное натяжение воды. | Показать, что у воды существует тончайшая невидимая плёнка, обусловленная поверхностным натяжением воды. | |
Птицы (перелётные, домашние) | Хитрости инерции | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от варёных). | |
Ноябрь | Домашние животные | Что такое масса? | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. |
Дикие животные | Впитывание воды. | Показать, что некоторые предметы впитывают воду, а другие её отталкивают. | |
Поздняя осень | Вода – растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | |
Мой дом моя квартира | Сила тяготения. | Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. | |
Декабрь | Дома, здания. | Упрямые предметы | Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. |
Улицы, транспорт. | Волшебные стёклышки. | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. | |
Природа зимой. | Воздух. | Расширить представления детей о свойствах воздуха; невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей возникновения воздушного шара. | |
Новый год. | Почему дует ветер? | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движения воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый. | |
Январь | Забавы детей зимой. | Почему предметы движутся? | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. |
Зимние виды спорта. | Чем можно измерять длину? | Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами; линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности ( локоть, фут, пас, ладонь, палец, ядр. | |
Жизнь людей и животных севера. | Твёрдая вода. Почему не тону айсберги? | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | |
Февраль | Жизнь животных и птиц зимой | Тающий лёд. | Расширить представление о том, что лёд в разных условиях тает с разной скоростью; может таять без нагревания. |
Литературная неделя. | В царстве камней. | Расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня: цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость. | |
Защитники Отечества | Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | |
Посуда, продукты питания. | Находим отражение. | Дать представление о том, что на некоторых предметах можно увидеть своё отражение, выявить закономерность, что лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах. | |
Март | Такие разные мамы. | Фокусы с зеркалами | Расширить знания детей о том, что в зеркале отражение всегда показывает всё наоборот; изогнутые зеркала меняют форму отражения. |
Начало весны, жизнь животных весной. | Свет и тень. | Расширить знания детей о свете и тени; там, где есть свет, предметы отбрасывают тень. Выявить закономерность от положения солнца и длины тени. | |
Богатства Урала, страны. | Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной возникновения гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать солёное тесто. | |
Глобус, карта. | Свет путешествует. | Расширить знания детей о том, что свет всегда движется; каждая мельчайшая частичка света движется по прямой линии; эти линии называются лучами. | |
Апрель | Разные народы мира. | Путешествие Капельки. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения. |
Солнечная система, космос. | Какобразуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звёздах; развивать умение действовать по алгоритму. | |
Животные жарких стран. | Вода исчезает. | Показать детям, что вода уходит в воздух в виде крошечных частиц, образующих водяной пар; они слишком малы, чтобы их можно было видеть. | |
Театральная неделя. | Волшебный стаканчик. | Показать детям, что вода не вытекает из плотно закрытого стаканчика через проделанные дырочки из-за того, что воздух пытается попасть в дырочки, он давит на воду с такой силой, что вода не может вылиться. | |
Май | Первоцветы, насекомые. | Голоса насекомых. | Расширить представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат. Прослушать голоса некоторых насекомых. |
Диагностика. | Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды; прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной форм; познакомить с принципом работы пипеткой, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | |
Диагностика | Всё обо всём. | Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь. | |
Рыбы, вода. | Поднимающаяся вода. | Показать детям, что вода может сама двигаться вверх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно -образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Перспективно-тематическое план работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста.
Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в ...
Консультация для родителей "Театрализация организованной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Театрализация организованной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста"....
«Школа мяча» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
Жизнь – это движение. Без двигательной активности человек не способен развиваться.Важным для дошкольников является формирование двигательных умений и навыков, связанных с различными видами...