Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста.
материал
Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_roditeley.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
д /с «Золотая рыбка»
Мастер-класс по опытно-экспериментальной
деятельности с детьми и родителями
старшего дошкольного возраста.
Автор-разработчик: Иванова Людмила Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе с детьми.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Прививать любовь к методу экспериментирования, путём игровых элементов.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Куда и зачем? Что? Как и почему? Как ответить успеть детям всем?
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами, мы можем сказать, что, детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности
В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Во время экспериментирования или проведения опытов необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот первое задание: перед вами два сосуда, попробуйте определить в каком сосуде соленая вода, а в каком нет? Опыт с яйцом.
Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?
Нужна мотивация. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Лунтика».
Ход мастер-класса
Воспитатель: Однажды на луне появилось необычное живое существо. Его назвали Лунтик. Он был очень любопытным, активным и оказался на земле. У него появилось много друзей. Как-то он со своим другом Кузей, решил поиграть со спичками, но не замети, как одна горящая спичка упала на пол. Лунтик не растерялся и … Скажите, чем могли потушить пожар Лунтик и Кузя, находясь в своей комнате? (водой, землей, накрыть чем - то).
Опыт № 1 Зажжённую свечу тушим землей, песком.
Опыт № 2 Зажжённую свечу сверху накрываем стеклянной банкой.
Вывод: при отсутствии кислорода огонь гаснет.
Прогуливаясь по лесу, Лунтик услышал разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ему стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь он ещё никогда нигде не был. И отправился в путешествие по родному лесу в поисках приключений. Увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Лунтик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 3 «Кувшинки распускаются». Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек. Появились тучи и пошел дождь. Лунтик увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт №4 «Звезда». Понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Лунтик решил идти дальше. Прогуливаясь около пруда, Лунтик заметил плавающие кораблики, ему очень понравилось за ними наблюдать.
Опыт № 5. «Тонущие кораблики». Через некоторое время он увидел, что не все кораблики плавают по поверхности. Некоторые начали тонуть. Почему так произошло? Почему же одни кораблики плывут, а другие начинают тонуть. И тогда Лунтик решил провести опыт с корабликами и узнать, что же с ними произойдет.
Лунтику так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось еще много вопросов. Помогите Лунтику и поделитесь своими исследованиями в домашних условиях.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями от мастер-класса. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках.)
1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс по рисованию полиэтиленовым пакетом «Цветы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и родителей.
Мастер-класс по рисованию полиэтиленовым пакетом «Цветы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и родителей.Дети рисуют всем чем угодно, и когда угодно, они рисуют эмоция...
Мастер- класс Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
Мастер- класс проводился с целью повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях. Познакомить с основными упражнениями артикуля...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов ДОУ«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...