Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ерисова Ирина Вячеславовна

В данном материале представлено перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевы игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Месяц

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Октябрь

Наблюдение и опыты:

  • наблюдение за неживой природой;
  • наблюдение за ветром;
  • Наблюдение за опаданием листьев (листопадом);
  • Наблюдение за деревьями (уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева);
  • Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые.

Экологические игры:

«Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху» (овощи, фрукты).

Чтение художественной литературы:

Л.Н.Толстой «Спала кошка на крыше», Н.Калинкина «Как Вася ловил рыбу», К.Д.Ушинский «Васька».

Беседы:

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде» (беседы об овощах и фруктах), «Приметы осени».

Художественное творчеество:

Рисование «Золотая осень»;

Аппликация «Листопад».

Прослушивание аудиозаписи: «Времена года. Осень» П.И.Чайковского.

Ноябрь

Наблюдения и опыты:

  • Продолжать наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю);
  • Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. Опыты со снегом «Тает – не тает», знакомство со свойствами снега;
  • Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит;
  • Знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий, лед от тепла тает так же, как и снег).

Экологические игры:

«Овощи и фрукты», «Угадай, что в руке», «Найди такой же», «Закончи фразу», «Помоги белке», игровые упражнения «Найди растение, похожее на травку», «Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования).

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Найди свое место».

Чтение художественной литературы:

В.Чарушин «Где ты, белочка, живешь?», «Волк», «Заяц», «Лиса», «Что за зверь?»; А.Майков «Осень»;  А.Фет «Лист сухой валится»; В.Бианки «Холодно в лесу зимой»; загадки о лесных зверях, потешки.

Беседы:

«Что изменилось в нашей одежде»,  беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Художественное творчество:

Рисование, аппликация: привлекать детей к отражению признаков осени в свободном рисовании, аппликации.

Декабрь

Наблюдения и опыты:

  • наблюдение за снегопадом, наблюдение за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый);
  • опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый;
  • наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повестить кормушки с кормом для птиц. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Экологические игры:

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку», «Найди пару», «Следы на снегу», «Помоги листочку найти свое дерево».

Подвижные игры: «Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит».

Чтение художественной литературы:

Л.Аким «первый снег»,; З.Александрова «Зимняя песенка»; И.Токмакова «Как на горке снег, снег…»;  А.Введенская «На лыжах»; В.Чарушин «Кролик»; А.Барто «Снег»; загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме.

Беседы:

«Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком».

Художественное творчество:

Изобразительная деятельность: поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о зиме (с помощью обводок, трафаретов).

Изготовление поделок на зимнюю тематику.

Январь

Наблюдения и опыты:

  • наблюдение за снегопадом, льдом;
  • вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения участка (подкрашенную воду разлить в формочки и заморозить);
  • вместе с детьми продолжать подкармливать птиц;
  • наблюдение за работой дворника; наблюдение за снегоуборочной машиной;
  • посадка лука (закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели; сформировать представления о потребности растений в земле; воспитать интерес к посадке растений).

Экологические игры:

«Кто во что одет», «Кто где живет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку», «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки, луковицы с корешками).

Подвижные игры: «Караси и щуки», «Лохматый пес».

Чтение художественной литературы:

Н.Байрамов «Рыбка»; Л.Екимцев «Чего хочется рыбке»,  А. Барто «Птичка».

Беседы:

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице»,  «Кто живет зимой в лесу?», «Зимующие птицы. Как можно помочь птицам зимой».

Художественное творчество:

Аппликация: «Кормушка для птиц»;

Рисование: «Кто живет зимой в лесу» (коллективная работа), «Зимушка-зима».

Прослушивание аудиозаписи: «Времена года. Зима» П.И.Чайковского.

Презентация на тему «Животные нашего края».

Февраль

Наблюдения и опыты:

  • Рассматривание снегиря (закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц);
  • Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще и с каждым днем светит ярче;
  • Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой, сравнить;
  • Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине);
  • Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять;
  • Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц;
  • Наблюдение за комнатными растениями.

Экологические игры:

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», «Угадай растение по описанию»

Подвижные игры «Птички и автомобиль», «Какая это птица».

Чтение художественной литературы:

А.Барто «Птичка»;  В.Жуковский «Птичка» (отрывок);  А.Прокофьев «Снегири».

Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».

Художественное творчество:

Рисование  «Снегири»; лепка «Птицы».

Март

Наблюдения и опыты:

  • Наблюдение за птицами. Сравнение снегиря с вороной.
  • Продолжать наблюдение за солнцем (первые признаки весны);
  • Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям что такое тень. Понаблюдать за тень, которую оставляют предметы разной величины.
  • Наблюдение за небом. Небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.
  • Наблюдение за воробьями. Рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

Экологические игры:

«Вороны», «Уточка», «Через ручеек», «Воробушки и кот», «Найди, что потерялось», «Кто где живет», «Найди пару», «Загадайте, а я отгадаю», «Узнай по описанию».

Беседы:

«Перелетные и зимующие птицы»; « О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе); «В какие игры мы играем весной»,  «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают).

Чтение художественной литературы:

С.Я. Маршак «Весенняя песенка»;  А.Барто «Птичка», «Кто как кричит»;  В.Чарушин «Яшка».

Презентация на тему «Птицы нашего края».

 Художественное творчество:

Рисование «Снег и дождь»,  «Ласточка».

Лепка «Ласточка».

Изготовление коллективной работы-поделки «Птичья столовая».

Апрель

Наблюдения и опыты:

  • Продолжать наблюдение за небом и солнцем, снегом; снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а концу прогулки тают.
  • Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет (спросить детей, почему кораблик намокает).
  • Обратить внимание детей на набухшие почки.
  • Опыт: растереть и понюхать почки.
  • Выбрать и отметь ветку тополя (отметить красной ленточкой и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи).

Экологические игры:

Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб, рябину»; «Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы:

Т.Александрова «На солнышке согрелась ель»; И.Токмакова « «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи)»; Л.Толстой «Пришла весна»; загадки о деревьях.

Беседы:

«Признаки весны», «Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

Художественное творчество:

Рисование мелками на асфальте; рисование красками «Деревья», «Капель».

Лепка «Дикие животные».

Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков.

Май

Наблюдения и опыты:

  • Сравнение одуванчика и тюльпана.
  • Наблюдение за солнцем. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.
  • Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.
  • Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.
  • Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик.
  • Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос – откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку.
  • Рассказать детям о возвращении перелетных птиц.

Экологические игры:

«Найди дерево по описанию», «Следопыты», «Что изменилось», «Кто где живет?» (лото), «Чья это тень», «Кто как двигается», «Собери цветок из частей».

Чтение художественной литературы:

С.Капутикян «Май»; З.Александрова «Одуванчик»; С.Маршак «Радуга-дуга»; И.Бунин «Ясным утром»; К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках».

Беседы:

«Какие песенки поет дождь»,  «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю), «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации).

Художественное творчество:

Рисование «Деревья и кусты», «Одуванчики».

Аппликация «Бабочки».

Презентация на тему «Весна в нашем городе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с детьми по физической культуре во второй младшей группе

МесяцНеделяЗадачиСодержаниеПодвижные игры, дыхательные упражненияСентябрь1Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя ра...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во второй младшей группе

В перспективном планировании по экологическому воспитанию во второй младшей группе, указаны темы каждой недели на весь учебный год, раскрыто программное содержание данных тем и расписаны формы работы,...

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе

В данном материале представлено планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе детского сада. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспериментал...

Перспективное планирование НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Перспективное планирование НОД  и совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию детей второй младшей группы.

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей второй младшей группы....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию во второй младшей группе

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей второй младшей группы через игровую деятельность"...