конспект ООД по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: дать детям представление о происхождении одежды, учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивающие: способствовать развитию умения ориентироваться в прошлом одежды, развитию восприятия, зрительной и тактильной памяти.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к одежде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ftskm_puteshestvie.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «ФЦКМ»
Тема: «Путешествие в прошлое одежды»
Возрастная группа: средняя
Выполнил: воспитатель
Мухамадуллина З.Г.
стаж в данной должности: 10 лет
имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2017 г.
Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: дать детям представление о происхождении одежды, учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивающие: способствовать развитию умения ориентироваться в прошлом одежды, развитию восприятия, зрительной и тактильной памяти.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к одежде.
Демонстрационный материал:
- Мультимедиа проектор, экран.
- Слайды с картинками людей в одежде из листьев, шкур, льняной рубашке, в современной одежде.
- Образцы тканей или лоскутки разных видов тканей..
- Иголки, нитки, ткань, ножницы, пуговицы.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, картинки для игры «разложи по порядку» и к игре «Что нужно для шитья одежды?»
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнаем много интересного
А для начала мы поиграем. Слушайте меня внимательно.
Игра на слуховое внимание.
- Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета футболка и шорты (садятся дети в футболках и шортах).
- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).
- А теперь садитесь все остальные.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (сундук) Этот сундук не простой, в нем находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (да). Тогда отгадайте загадки:
Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (ножницы)
Нитку за собой ведет,
Вышивает, платья шьёт,
Очень остренька и колка.
Угадали что? - (иголка)
Если она убежит от одежды,
То на спокойствие нету надежды. (пуговица)
(Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, для чего нужны эти предметы? (шить, вышивать, создавать одежду, пришивать что-нибудь)
Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и покрутиться вокруг себя и в тот же час мы окажемся в прошлом.
Посмотрите, вот мы и очутились с вами в прошлом, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.
Показ картинок древних людях с комментариями воспитателя.
- Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?
Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (букет, шалаш, юбку, корону).
Воспитатель:
- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. (Слайд №)
Воспитатель. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде? (Нет).
Воспитатель. А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев? (зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно, и мы будем болеть).
Воспитатель. Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. (Слайд №)
Воспитатель. Эта одежда удобнее одежды из листьев? (Да)
Воспитатель. Почему? (В ней не холодно зимой)
Воспитатель. А летом? (летом в шкуре жарко, она тяжелая, она плохо держится на теле).
В такой одежде было тепло зимой, но жарко летом, и она была неудобной.
Воспитатель. Молодцы. Затем, люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя. А чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. (Слайд №) мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Так стала появляться домашняя, рабочая одежда, одежда для занятий спортом.
Давайте поиграем. Перед вами лежат карточки с изображением одежды. Найдите и покажите карточки с рабочей одеждой людей (врач, пожарный, полицейский, повар).
В какой одежде вы занимаетесь спортом?
Какую одежду одеваете на праздники?
В какой одежде вы спите?
Чтобы сшить одежду люди затрачивают много труда. Поэтому к одежде нужно относиться бережно, тогда она будет вам служить долго, и вы всегда будете красивыми.
Физкультминутка - игра «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик
Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички
На ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки
На горочку пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь!
У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Игра «Что нужно для шитья одежды?»
Представьте себя портными. Перед вами лежат конвертики, в них картинки. Выбирайте среди них предметы, необходимые для вашей работы, чтобы сшить одежду.
Игра «Разложи по порядку»
Перед вами лежат конвертики, в них картинки, разложите их по порядку: какая одежда была раньше, что изобрели потом.
Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и заканчивается наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Предлагаю вам встать, закрыть глаза, обернуться вокруг себя.
Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Подведение итога.
Воспитатель:
- Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали пока были в путешествии? (из чего раньше делали одежду)
Воспитатель. - Правильно, молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы.
Самоанализ занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды». Средняя группа.
При планировании занятия мною учитывались возрастные особенности детей, их творческие способности, уровень двигательной активности. Знания опыт, полученные на предшествующих занятиях.
Содержание занятия насыщено различными игровыми методами и приемами, достаточной двигательной активностью детей. В занятие включены беседа, перемещение по комнате, физкульт. минутка, сюрпризные моменты (корзинка с инструментами для шитья одежды, загадывание загадок, подвижные игры (игра на слуховое внимание и игра «ровным кругом», наглядный материал (демонстрация кукол в одежде из листьев; из шкур животных; льняная рубашка; пышное, бальное платье; в современной одежде). На занятии обращала внимание на дифференцированный подход к детям, старалась активизировать всех детей.
В течении всего занятия у детей был повышенный интерес, и высокая активность. Дети искренне удивлялись сюрпризным моментам, с удовольствием участвовали в опыте, был подведен итог учебной деятельности, дети хорошо отвечали на заданные вопросы. Отсюда вывод, что дети хорошо усвоили материал.
Цель: Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Опыт сравним бумагу и ткань
восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)
Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Ваня? А Катя? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).
определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется
Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).
определение прочности бумаги и ткани
Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Разорвите бумагу. Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал Конспект НОД по ФЦКМ для средней группы "Путешествие в осеннюю сказку"
Конспект НОД по ФЦКМдля средней группы «Путешествие в осеннюю сказку» (Конспект НОД с детьми 4-5 лет)Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних ...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека....
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»
Цель: развивать умение ориентироваться в прошлом одежды, подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.Задачи:Побудить детей ориентироваться в п...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в прошлое одежды»
quot;Путешествие в прошлое одежды"...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Конспект НОД в средней группе "Путешествие в прошлое одежды"
Цель: продолжать знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человекаЗадачи:Образовательные:- способствовать умению устанавливать связь между материалом и способом ...
Конспект занятия в средней группе "Путешествие в прошлое одежды"
Рассказ о том, как появилась одежда и какой она становилась со временем....