Эта удивительная вода
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Очень важно научить людей, а особенно детей, наше будущее поколение- бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своём доме, на работе, в детском саду элементарные правила рационального использования воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eta_udivitelnaya_voda.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………..3
- Познавательно-исследовательская НОД в старшей группе «Эта удивительная вода»……………………………………………………..4
- Список литературы………………………………………………………11
Пояснительная записка
Очень важно научить людей, а особенно детей, наше будущее поколение- бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своём доме, на работе, в детском саду элементарные правила рационального использования воды. Вода - очень ценный продукт. Она играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Поэтому нужно познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы, запаха. Научить их устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы, связанные с различным состоянием воды: дождь, снегопад, лед, сосульки, ручейки, лужи. Эти знания помогут привить навыки экологически грамотного поведения детей в быту.
«Эта удивительная вода»
Познавательно-исследовательская непосредственная образовательная деятельность в старшей группе
Цель:
- Закрепить и обобщить знания детей о воде, её свойствах, о круговороте воды в природе.
- Дать представление о значении воды в нашей жизни, в жизни растений и животных.
- Углублять знания о бережном отношении к водным ресурсам, подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.
- Совершенствовать формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, создать эмоциональный настрой участников экологического мероприятия.
Материалы и оборудование:
1) По два прозрачных стакана на каждого ребенка.
2) Тазики с водой.
3) Чайные ложки.
4) Полоски голубого картона разной длины и ширины.
5) Атрибуты на голову – капелька.
6) Картины с изображением реки, озера, моря, пустыни.
7) Схема круговорота воды в природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом, льдом, водой
Чтение рассказов стихов и загадок о воде
Подвижные и развивающие игры
Прогулки на водоём
Интеграция с другими образовательными областями: речевое, социально - коммуникативное, здоровье, художественно - эстетическое
Содержание организованной деятельности детей:
- Вступительное слово воспитателя:
– Ребята! Чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь, Что в решете не удержишь И в руках не унесёшь. (Вода)
- Действительно, мы будем говорить о воде.
-Посмотрите на глобус, модель нашей Земли. Какого цвета на нём больше?
- На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом.
- Найдите океаны и моря. Вода в них не такая, как в реках. В реках и озёрах вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода солёная. Кажется, что воды на Земле много. Но на самом деле воды, которая нужна человеку, очень мало.
- Какую воду мы пьём? ( солёную или пресную) Человек не может пить солёную воду, а её как раз больше, чем пресной. И с каждым годом такой чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы.
Беседа о том кому нужна вода:
-Для чего нужна вода?
- Как она нам помогает?.
- Что вы знаете про воду?
- Какая она?
Рассматривание иллюстраций, где присутствует вода. Дети работают с картинками
Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах – это вода.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой.
Вы слыхали, о воде?
Говорят она везде!
В луже в море, океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
2. Игровой сюрпризный момент: В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.
Вопросы воспитателя:
– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).
– Чем? Где взять воду?
(Дети моют куклу.)
Кукла: Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?
Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)
Кукла: Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.
Воспитатель: Дети, правильно ли поступит кукла?
Дети решают ситуацию.
Кукла загрустила. Дети жалеют еe.
Воспитатель: Что случилось с тобой, кукла?
Кукла: У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».
Ход игры: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
Кукла: Ой, теперь я поняла. Вода нужна всем живым на земле. Побегу, расскажу своей подружке. (Кукла уходит)
Воспитатель: А мы с вами продолжаем знакомиться с удивительными свойствами воды.
3. Создание проблемной ситуации. Подумайте. Откуда берётся вода в кране? Рассказ воспитателя. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А как рождается речка? Хотите знать? (Кладем широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта широкая и длинная полоса ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку? Дети рассматривают схему круговорота воды в природе и рассказывают, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняю как это происходит.
5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»: Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не залезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
6.Чтение стихов:
«Дождик»
Дождик, дождик поливай
Будет хлеба каравай
Будут булки ,будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
«Водопроводчик»
Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять
Стало кухню заливать
С краном кухонным беда
Через кран бежит вода
Кран закрутим, все устроим
Воду живо успокоим.
7. Посещение лаборатории «Воды». Проведение опытов. (Приложение №1)
Так что же такое вода? Давайте посмотрим. Я предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию и посмотреть.
Опыт №1. Вода прозрачная.
На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с соком. В оба стаканчика положить ложечки.
Воспитатель: В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? (Ответы детей.)
Вывод: Вода прозрачная, а сок - нет.
Опыт № 2. У воды нет вкуса и запаха.
Воспитатель предлагает попробовать воду, через трубочку.
Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Есть ли у неё запах?
Добавить в воду сахар, а затем соль. Попробовать на вкус. Что можно сказать?
Вывод: Вода изменила свой вкус. При добавлении сахара – стала сладкой, при добавлении соли – соленой. Вода не имеет вкуса.
Опыт № 3. «Очищаем воду»
Предложить детям с помощью ватных дисков, марли провести очистку воды. Воду смешать с песком, затем одну часть раствора пропустить через несколько слоев марли, а другую через ватные диски. По окончании эксперимента дети рассказывают о результатах своих опытов.
Вывод: Вода, смешанная с песком очистилась через ватный фильтр, он плотнее, чем марлевый. Это вещество не полностью растворилось в воде и при фильтровании осталось на фильтре.
Опыт № 4. Вода жидкая и не имеет формы. Дать детям 2 тазика: один тазик большего размера с водой, второй меньшего размера - пустой, предложить перелить воду из одного тазика в другой.
Что происходит с водой? Вода льется. Почему? (Ответы детей). Часть воды осталась в первом тазике. Почему?
Вывод: Вода жидкая, льется и принимает форму предложенной ёмкости.
Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная и жидкая, не имеет формы.
8. Отгадывание загадок (Приложение №4)
Воспитатель: -Посмотрите на эти экологические знаки (Приложение №3):
- Что они обозначают?
- Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, в озёрах, и в морях была чистой.
- Молодцы! Хорошо поработали.
9. Рефлексия:
- Сегодня на занятии мы узнали: без воды жить нельзя, её нужно беречь, чтобы она зря не текла, всегда закрывать краны после использования. Вода нужна для питья, стирки белья, чтобы варить еду, мыться, поливать растения. Где и в каком виде может быть вода? Из опытов мы узнали, что вода прозрачная, без вкуса и запаха, может литься, потому что жидкая. В ходе игры мы узнали, что из капелек образуются маленькие ручейки, из ручейков образуются реки, а из рек – моря и океаны, а когда солнышко пригревает, капельки испаряются, улетая в небо, и превращаются снова в туч
Список литературы
1.Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст]/ Т.М.Бондаренко - Воронеж.,2006
2. Заринова ,А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] А.Заринова // Дошкольное воспитание., № 7-94.
3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. [Текст] / А.И.Иванова - М., 2004.
4.Рыжова, Н.А. Волшебница – вода [Текст] / Н.А.Рыжова - М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»
В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....
Познавательно - исследовательский проект "Удивительная вода"
Знакомство младших дошкольниковсо свойствами воды. Развитие социально - эмоциональной сферы детей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Удивительная вода» ( старшая группа)
Конспект по опытно-экспепементальной деятельности "Живая вода" для детей старшей группы...
«Эта удивительная вода»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада по теме: «Эта удивительная вода»...
Конспект НОД "Эта удивительная вода"
Создание условий для формирования представлений о свойствах воды....
Удивительная вода
Программное содержание1. Познакомить детей опытным путем со свойствами воды и разными состояниями (твердая, жидкая, газообразная);2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;3. В...
"Удивительная вода"
Обогащение, расширение и систематизация представлений детей дошкольного возраста о воде; развитие творческой личности, стремящейся к исследованиям окружающего мира....