Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства воды», средняя группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Дать представления о свойствах видах воды и ее использовании; развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему «Свойства воды»,
средняя группа.
Цель: дать представления о свойствах видах воды и ее использовании; развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой.
Программное содержание:
1. Развивать у детей пятого года жизни познавательные умения и навыки при ознакомлении со свойствами воды, знакомить с использованием элементарного оборудования для исследовательской деятельности.
2. Продолжать знакомить со свойствами и состоянием воды: прозрачная, растворяет вещества, оседает, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; не имеет вкуса.
Активизировать словарь детей: прозрачная, безвкусная, растворяет, оседает. Формировать умения использоватьв речи распостраненные предложения.
3.Формировать бережное отношение к водным ресурсам. Воспитывать навыки аккуратности, усидчивости, внимания, ответственности.
Материалы: стаканчики с прозрачной водой, гуашевая краска, соль, сахар, ложечки, кисточки; предметы (камни, деревянные палочки, железные гайки, пластмассовые колечки) для бросания в стаканы с водой; картинки с изображением правил поведения, бокалы с кипяченной водой.
Предварительная работа с детьми.
Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
Чтение художественной литературы о воде Э. Мошновская — «Речка», С. Жупанин — «Прыг, да скок», О. Григорьев — «Какой дождь?», Т. Мошнин — «Капелька» Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка), Б.Заходер «Что случилось с рекой?», потешек и загадок о воде (приложение №1).
Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в царство воды:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
-Ветер, ветер прилети и в лабораторию нас приведи. (Дети кружатся и попадают в лабораторию). Сегодня мы будем заниматься исследованиями воды, делать открытия, как настоящие ученые. Прошу пройти в лабораторию.
Напоминаю о правилах поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать инструкции.
2. Четко выполнять указания.
3. Быть наблюдательным.
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
5. По наблюдениям делать выводы.
- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: - В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: - Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
- Сейчас мы с вами проведем первый опыт и узнаем, какая может быть вода. Нам понадобятся стаканы с чистой водой, кусочки сахара, соль, речной песок, гуашевая краска. Положите в стакан с водой один кусочек сахара. Вы, видите сахар? (Ответы детей: видим). Значит вода, какая по цвету? (Ответы детей: вода прозрачная). А теперь помешайте воду ложечкой. Сейчас вы видите кусочек сахар? Не видите? А что с ним произошло? (Ответы детей: кусочек сахара растворился в воде). Правильно, сахар растворился в воде.
- Положите в стакан с водой одну ложечку соли, тщательно размешайте. Вы, видите соль? (Ответы детей: не видим). А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
- А теперь давайте добавим в воду немного краски. Какой стала вода? Правильно, она стала такого же цвета, как и цвет краски. Что стало с краской? Правильно, краска растворилась в воде.
- Ребята, что можно сказать по итогам этого опыта. Вода может растворять вещества.
- Давайте, во второй части опыта мы с вами посмотрим, что произойдет с речным песком, если его насыпать в стакан с водой. (Дети насыпают речной песок в стакан с водой, размешивают, песок оседает на дно, не растворяется). Вместе с детьми приходим к выводу, что при смешивании речного песка и воды песок оседает на дно, не растворяется.
-Ребята, подводя итоги проведенного опыта, мы увидели, что вода может растворять такие вещества как соль, сахар, краску, а вот речной песок не растворяется.
- Во втором опыте, мы с вами будем определять, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут. Сейчас возьмите камушек и тоже бросьте его в воду. (Дети выполняет действие).
- Что случилось с камнем? (Ответы детей). Правильно. Камень лежит на дне стаканчика. Он тяжёлый, поэтому и утонул. Возьмите деревянную палочку и тоже бросьте её в воду. Посмотрите ребята, она плавает. Что делает деревянная палочка? (Ответы детей). Палочка лёгкая, поэтому она не тонет, а плавает. (Дети бросают в воду железную гайку и пластмассовое колечко и делают, соответствующие выводы).
-Ребята, мы с вами узнали еще об одном свойстве воды: тяжелые предметы тонут в воде, а легкие плавают, не тонут.
Физминутка.
"Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены лимон, лук, мед. Спросить какой на вкус лимон (кислый), какой на вкус лук (горький), какой на вкус мед (сладкий).
Показываю стакан с чистой водой. - Ребята, а вода какая на вкус? (Ответы детей: вода безвкусная). Предлагаю детям убедиться в этом, пробуя, чистую, прокипяченную воду.
-Ребята, вы сегодня сделали много интересных открытий. Вы теперь можете всем рассказать, что вода прозрачная, растворяет вещества, без вкуса, что легкие предметы плавают в воде, а тяжелые тонут. Это еще не все свойства воды, но о них мы узнаем, посетив нашу лабораторию в следующий раз. А сейчас нас сказочный ветер вернет в наш любимый детский сад.
Используемая литература:
1.Программы дошкольного образования (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва, Мозаика-Синтез 2015).
2.Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
3.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», издательства ИП Лакоценина, 2009г.
4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
7.Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
8.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
9.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
10.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11.Л.В.Рыжова «Методика детского эксперементирования», издательство "Детство-Пресс" 2015г.
12. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
Приложение №1
***
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
***
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Петя умывается,
Солнцу улыбается!
***
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся посмелей,
Катя умывайся веселей.
Не конь, а бежит, Люди ждут меня, зовут,
Не лес, а шумит. А приду к ним – прочь бегут.
(Вода.) (Дождь.)
В тихую погоду У нас под крышей
Нет нас нигде, Белый гвоздь висит.
Как ветер подует - Солнце взойдет –
Бежим по воде. Гвоздь упадет.
(Волны.) (Сосулька.)
Лежало одеяло, мягкое, белое. Мост, как синее стекло, -
Солнце припекло, одеяло потекло. Скользко, весело, светло.
(Снег.) (Лед.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тема: «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ» старшая группа
Конспект НОД по слушанию музыки в детском саду....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа
Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка». Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интегрированное Дата проведения: 30 марта 2013 г. Дли
Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка».Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интег...
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Моя дружная семья» Группа: вторая младшая Направление развития: познавательно-речевое Образовательная область: «Коммуникация» Форма организации: подгрупповая Вид детской деятел
Примерный план-конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Моя дружная семья»Группа: вторая младшаяНаправление развития: познават...
Конспект открытого занятия (экспериментирование) Тема "Свойства воды" средняя группа
Знакомство со свойствами воды путем экпериментальной деятельности в ДОУ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа
формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша Армия» (старшая группа, логопедическая)
формирование элементарных математических представлений...