Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры детей.Правильного отношения ребёнка к природе его окружающей,к себе.к людям,как к части природы,к вещям и материалам природного происхождения,которыми оно пользуется.такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.Проанализировав уровень знаний детей,был разработан проект "Лаборатория неживой природы". Целью экологического проекта является формирование представлений у детей необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 ст. Крыловская
Экологический проект
Тема: «Лаборатория
неживой природы»
(средняя группа)
Подготовила:
Бaхaревa И.А.
ст. Крыловская, 2016 год
Содержание.
1.Введение. Актуальность………………………………………………………………….3
2.Пacпорт проекта………………………………………………………………………………5
3.Перспективное плaнирование cовместной детско – взрослой деятельности……………………………………………………………………………………..8
4. Содержание организованной деятельности детей………………………11
5.План работы с родителями…………………………………………………………….29
6. Результаты работы………………………………………………………………………...30
7. Зaключение……………………………………………………………………………………..32
8. Литература……………………………………………………………………………………..33
9.Приложение……………………………………………………………………………………..34
Введение.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам».
Дошкольное детство – нaчaльный этaп стaновления человеческой личности. В этот период зaклaдываются основы личностной культуры.
В нaстоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возрaста очень aктуaльно, тaк кaк охрaнa природы и окружaющей среды в эпоху нaучно- технического прогрессa стоит особенно остро.
Глaвная цель экологического воспитaния – формирование нaчaл экологической культуры: прaвильного отношения ребёнкa к природе, его окружaющей, к себе и людям кaк к чaсти природы, к вещaм и мaтериaлaм природного происхождения, которыми он пользуется. Тaкое отношение строится нa элементарных знaниях экологического хaрaктерa.
Экологические знaния – это сведения о взaимосвязи конкретных рaстений и животных со средой обитaния, об их приспособленности к ней. Эти знaния помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним нaходятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сaм. Человеку тaкже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К знaниям экологического хaрaктерa относятся и элементaрные сведения об использовании людьми природных богaтств, об охрaне природы.
Знaния – не сaмоцель в экологическом воспитании, но они необходимое
условие вырaботки такого отношения к окружaющему миру, которое носит эмоционально-действенный хaрaктер и вырaжается в форме познaвaтельного интересa, гумaнистических и эстетических переживаний, прaктической
готовности созидaть вокруг себя, бережно обрaщaться с вещaми не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что зaтрaчены мaтериaлы, взятые из природы.
Проaнaлизировaв уровень знaний детей, был рaзрaботан проект «Лaборaтория неживой природы» для детей средней группы.
Целью экологического проекта является формирование предcтавления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Проект выcтроен по принципу ненaсильственного рaзвития, в нём учтены возраcтные оcобенности, интереcы и предпочтения детей.
В cвоей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
«Лаборатория неживой природы» | |
Руководители проекта | Воспитатель МБ ДОУ № 4 Ляш Елена Викторовна Бахарева Ирина Алексеевна |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Возраст воспитанников | Дети средней группы 4-5 года |
Состав группы | Воспитанники средней группы, воспитатели группы – Ляш Елена Викторовна ,Бахарева Ирина Алексеевна,родители воспитанников |
Тип проекта | Познавательный |
Вид проекта | Исследовательский |
Срок реализации проекта | Июнь-август 2016 года |
Проблема | Как познакомиться с неживой природой? |
Цель проекта | Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. |
Задачи проекта | 1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2.Привлекать детей к aктивной сaмостоятельной экспериментaльной деятельности; 3.Рaзвивaть творческие способности детей, любознaтельность, поисковую деятельность; 4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы; 5. Активизировать речь и обогaщaть словaрь детей; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. |
Методы исследования | Опытно–экспериментальная деятельность детей. |
Предполагаемые продукты (выход) | 1. Оформление проектной пaпки. 2. Презентация проектa. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный 1. Определение цели и задач проектa. 2. Анaлиз имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Рaзрaботкa комплексно - тематического плана работы. 4. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы». 2 этап: Основной 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2.Оформление проектной папки «Лаборатория неживой природы». |
Предполагаемые результаты | Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. |
Материалы | Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом. |
Перспективное планирование совместной
детско – взрослой деятельности
по проекту «Лаборатория неживой природы»
(средняя группа)
п/п | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вода | 1.Узнаем, какая вода | Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся. | - Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких предметов. |
2.Вода - волшебница | Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) | -Три одинаковые бутылочки с водой; -гуашевая краска; -пакетик растворимого кофе; -10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей | ||
2 | Воздух | 3. Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. | - Полиэтиленовые пакеты |
4. Игра с соломинкой | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - Трубочки для коктейля; - стаканчики с водой. | ||
5. Игры с воздушными шарами. | Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий) | ||
6.Выдувание мыльных пузырей | Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | - Тарелка (поднос); -стеклянная воронка; - соломинки и раствор для мыльных пузырей. | ||
7. Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух | - Тазик с водой; - бумажные кораблики. | ||
3 | Вес | 8. Лёгкий - тяжёлый | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. | - Пёрышко и камень; - пластиковые бутылки с водой, песком. |
9.Плавает- тонет | Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут | - Кусочек пенопласта; -гвоздь; - деревянный брусок; -ножницы | ||
4 | Температура (теплота) | 10. Тепло - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | - Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой |
11. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) | - Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.) | ||
5 | Песок | 12.Песочные струйки | Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется | - Пластиковые бутылочки, сухой песок.воронки. |
13. чудесные фигурки | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится | - Песок, вода; - совочки, ведёрки, формочки. |
НОД по проекту
«Лаборатория неживой природы»
1.Узнаем, какая вода – 1 неделя ИЮНЯ
ИОО: «Познaвaтельное рaзвитие», «Cоциально-коммуникативное рaзвитие» ,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познaвaтельно-исследовaтельскaя, коммуникaтивнaя.
Цель:
Формировать предcтавления о cвойствах воды: имеет веc, прозрачная, льётся.
Материалы: Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов.
Содержание организованной деятельности детей
К детям приходит Чеберашка.
Чебурашка. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Чебурашкой рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.
Чеберашка.
Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.
Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Чеберашка.. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?
Дети. Вода.
Чебурашка. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».
Чебурашка. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?
Дети. Вода выльется.
Чебуррашка. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Воспитатель (обращаясь к Чебурашке, предлагает)Чебурашка, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.
Рефлексия.
Чебурашка: Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?
Дети: Чистая и прозрачная.
Чебурашка: А можно её пить?
Дети: Можно (пьют воду).
2.Вода – волшебница – 2 неделя ИЮНЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель:
Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
Материалы: Три одинаковые бутылочки с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
Содержание организованной деятельности детей
Приходит Хрюша.
Хрюша. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых бутылки. С чем они?
Дети. С водой.
Хрюша. Конечно, это вода. Какая вода?
Дети. Чистая и прозрачная.
Хрюша. Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода непрозрачная.
Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?
Дети: Нельзя, можно заболеть.
Дети повторяют фокус.
Хрюша. А зачем нам нужна третья бутылка?
Воспитатель. Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?
Я воду в стакан из- под крана налил.
На свет посмотрел - она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.
А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).
Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?
Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.
Воспитатель: Значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!
3. Что в пакете? – 3 неделя ИЮНЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Содержание организованной деятельности детей
Буратино приносит в группу полиэтиленовые пакеты.
Буратино. Ребята, что в этих пакетах?
Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Буратино. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Буратино . Так что же было в пакете?
Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
Рефлексия. Дети сами набирают воздух в пакеты.
4. Игра с соломинкой – 4 неделя Июня
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша . Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Хрюша. А я не верю!
Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?
Дети: Из трубочки.
Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?
Дети: Чистый и прозрачный.
5. Игры с воздушными шариками – 5 неделя Июня
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).
Содержание организованной деятельности детей
Приходит Хрюша и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.
Хрюша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)
Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.
Хрюша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?
Дети. Побольше надуть.
Воспитатель. Что находится внутри шарика?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Как он попал в шарик?
Дети. Его туда выдыхают.
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.
На выдыхе предлагает подставить ладошку под струю воздуха. Откуда берётся воздух внутри человека?
Дети. Его вдыхают.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.
6. Выдувание мыльных пузырей – 1 неделя ИЮЛЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей)
Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
Я лопаточку с «окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три,
Разлетятся пузыри.
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
-Мама, мама, посмотри
Как сияют пузыри!»
Я поймать рукой старался,
Осторожно подбирался.
Лишь коснутся о ладонь-
Хлоп! И нету! Мол, не тронь!
Я ловил, они летели
И садиться не хотели
Целый день я так провёл.
Весь раствор уже извёл.
Я ещё бы поиграл,
Жаль, что тюбик очень мал.
Рефлексия. Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
7. Ветер по морю гуляет -2 неделя ИЮЛЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Обнаружить воздух.
Материалы: тазик с водой; бумажные кораблики.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, Хрюша, а при чём здесь ветер?
Хрюша. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлённо). Как, чем подталкивал?
Хрюша. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.
Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.
Хрюша. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?
Дети. Мы выдохнули воздух.
Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.
Кусок пенопласта и тонкая ветка,
Цветная бумажка – обёртка конфетки…
И вот уже шквальные ветры здесь дуют,
Кораблик отважный с пучиной воюет!
Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики.
8. Лёгкий – тяжёлый – 3 неделя ИЮЛЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
Материалы: Ведёрки с пёрышками и камешками; пластиковые бутылки с водой, песком.
Содержание организованной деятельности детей
В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.
Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).
Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.
Воспитатель. Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.
Дети. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.
Воспитатель. Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).
Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.
Воспитатель. Ребята, давайте угостим Хрюшу и Винни.
Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.
Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.
Рефлексия. Дети «угощают» Хрюшу и Винни, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».
9.Плавает – тонет – 4 неделя ИЮЛЯ
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут.
Материалы: кусочек пенопласта; гвоздь; деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик?
Дети. Гвоздь тяжёлый.
Воспитатель. А кораблик – тарелочка из металла?
Дети. Она тоже тяжёлая.
Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?
Дети. Они лёгкие, вот и плавают.
Хрюша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать.
Дети. Да, потому что он лёгкий.
Рефлексия. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.
10. Горячо – холодно – 1 неделя АВГУСТА
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.
Содержание организованной деятельности детей
В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.
Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной?
Дети. Тёплой.
Воспитатель. Правильно, тёплой.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.
Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!
Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.
Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.
11. Чудесный мешочек – 2 неделя АВГУСТА
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)
Содержание организованной деятельности детей
Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.
Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.
Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.
Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».
12. Песочные струйки – 3 неделя АВГУСТА
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.
Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.
Хрюша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.
Рефлексия. Дети экспериментируют с сухим песком.
13.Чудесные фигурки – 4 неделя АВГУСТА
ИОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.
Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.
Содержание организованной деятельности детей
Приходит грустныйХрюша.
Воспитатель. Хрюша, ты почему такой грустный?
Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.
Воспитатель. Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?
Дети. Налить воды в песок и перемешать лопакой.
Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.
Мы в песочнице вдвоём
Пирожки с тобой печем,
Шаньги лепим, куличи,
И румяны калачи,
Угостим своих друзей,
И прохожих и гостей...
Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?
Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.
Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.
План работы с родителями.
Содержание работы | Цели | Месяц | |
1. | Анкетирование родителей. | -Выявить уровень экологических знаний родителей. | июнь |
2. | Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?» | - Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов неживой природы. | июль |
3. | Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом». | -Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом. | июнь |
4. | Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы». | -Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы». | сентябрь |
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.
Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи,соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд–твёрдая вода
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5. Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы.если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему ребенку!
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Литература.
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;
8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...