Занятие по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черкасова Ольга Владимировна

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы»

 Старшая группа

воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»   детский сад «Земляничка»

 Черкасова Ольга Владимировна

Тема: Зимующие птицы

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Расширить представление и вызвать сочувствие воспитанников к условиям жизни зимующих птиц.

Задачи:

Образовательная:

  • Уточнение и расширение знаний воспитанников о зимующих птицах.
  • Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающая: 

  • Развитие любознательности,  активности, творческих способностей.

Воспитательная: 

  • Воспитание бережного отношения  к птицам, желание проявлять о них заботу.
  • Воспитание дружеских взаимоотношений, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, подкормка. Чтение произведений, загадывание загадок.  Рассматривание изображений птиц, беседы. Проведение подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Оборудование: Записи «Голоса птиц», презентация «Зимующие птицы»,  конверт с загадками, кормушка, корм для птиц.
План проведения:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Кто лишний?»

3. Отгадывание загадок:  слушание голосов птиц в аудиозаписи.

4. Физкультминутка:  «Хочу быть птичкой»        

5. Игра «Готовим угощение для птиц».

6. Пальчиковая игра:  «Покормите птиц».

7.  Рефлексия.

Ход занятия:

1. Организационный момент:  (1 слайд)

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответы детей: Зима.   (2 слайд)
Воспитатель: Наступила зима. На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы улетают, ищут, где теплее.  Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают зимой, они остаются  с нами. Таких птиц называют – зимующие.

2. Дидактическая игра:  «Кто лишний? »  (3 слайд)

Воспитатель: Я сегодня утром получила конверт из зимнего леса. В нём были фотографии птиц.

-  Посмотрите, ребята, каких   птиц,  невозможно   встретить в зимнем лесу?  

Ответы детей: Голубь не лесная птица, живет рядом с людьми;

ласточка – перелётная птица, вернётся с юга только весной.

3. Отгадывание загадок:  слушание голосов птиц в аудиозаписи.

Воспитатель: Ребята! А тут в конверте еще что-то лежит.

- Написано,  узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
            Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

             Словно кошки не боится – собирает крошки,

             А потом на ветку – прыг

             И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)  (4 слайд)

      - Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)    

 Грудка ярче, чем заря, у кого… (у снегиря). (5 слайд)

-  Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
 
Ответы детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму   тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться                    

семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря).

   

          Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная.

 Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош этот день!» (Синица)  (6 слайд)

 -  Эту птицу мы с вами каждый день видим на улице. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Синицы очень подвижные и ловкие птички. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы).

  Воспитатель: Молодцы! Вы угадали всех птиц.

4. Физкультминутка:  «Хочу быть птичкой»

Мы по улице гуляли

Воробьев, ворон считали:

Раз, два, три, четыре, пять

 – будем мы считать опять.

Рот открыли, смотрим в небо,

Вправо, влево.

Птичками захотели стать

И крылышками помахать.

Крылья вверх, крылья вниз

Только слышен ветра свист.

Мы подпрыгнули, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

       (дети садятся на стульчики)

5. Игра «Готовим угощение для птиц»

Воспитатель:   Зимой птицам мало корма, поэтому они летят ближе к людям.

- Надо ли людям заботиться о птицах, почему и  как? (Ответы детей).

-  Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму.  Давайте вспомним чем питаются птицы?    (7слайд)

Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

(Воспитатель предлагает пройти к столу, где находится кормушка и варианты корма для птиц: конфеты, печенье, семечки, крупа, хлеб, овощи, фрукты).

- Из всего предложенного  выберите только то, чем питаются птицы и объясните свой выбор.  (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице.

6.  Пальчиковая игра:  «Покормите птиц»

- А теперь, я предлагаю поиграть с пальчиками.

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

7. Рефлексия: (Дети садятся на ковер в круг).
 Воспитатель:  Что вас заинтересовало на занятии больше всего?  Что вас удивило? (ответы детей).
Воспитатель: Вы много сегодня  узнали нового о птицах, как ухаживать за ними  и  чем кормить. Мне  очень понравилось, что вам было   интересно. А сейчас я вам  предлагаю пойти на улицу и установить кормушки для птиц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы» старшая группа воспитатель МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна 2016 год

Слайд 3

Каких птиц, невозможно встретить в зимнем лесу?

Слайд 7

чем питаются птицы ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"

Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...

Занятие по ознакомлению с окружающим "Покормим птиц"

для воспитателей ДОУ занятие по экологии...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы»

Конспект занятия в подготовительной  группе по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы»...