проектная деятельность с дошкольниками
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проектный метод всё шире используют педагоги ДОО. Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знанаий, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Предлагаю материал семинара-практикума для педагогов "проектная деятельность в средней группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «В гостях у вилки»
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки проведения: с 11 по 15 ноября.
Итоговое событие: презентация правил по сервировке стола.
Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе.
Цель детей: вернуть вилку (узнать как можно больше интересного о вилке).
Задачи проекта (лист 1)
Направления | Задачи | ||
развития | Воспитательные | Развивающие | Обучающие |
Физиче- | — | Развивать ловкость, ко- | Приучать к выпол- |
ское | ординацию движений в подвижных играх | нению действий по сигналу | |
Социаль- | Воспитывать | Совершенствовать | Развивать творческое |
но-коммуника- тивное | самостоятельность и инициативность в орга- низации игр | навыки аккуратного приема пищи, умения правильно пользоваться столовыми приборами. Формировать игровые навыки для развития сюжетов игр: «Семья», «Магазин посуды» | мышление и воображение через игры по системе ТРИЗ «Теремок» (прием прямой аналогии), «А что было бы, если...» (прием фантастической гипотезы), «Представьте, что вы...» (прием эмпатии)) |
Познава- тельное | Воспитывать бережное отношение к используемым предметам | Формировать познавательный интерес с помощью экспериментальной деятель- ности | Расширять представления о многообразии вилок и их назначении. Знакомить с правилами сервировки стола. Развивать умение сравнивать предметы по величине |
Художе- ственно- эстетическое | Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисунками | Развивать творческие способности (оригинальность, необычность создаваемого изображения) в изобразительной деятельности через использование приемов ТРИЗ и РТВ | Формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции |
Речевое | Воспитывать интерес к книгам | Развивать связную (монологическую) речь через использование приемов ТРИЗ (эмпатию, фантастическую гипотезу) | Упражнять описывать предмет на основе наглядного моделирования. Обогащать и активизировать словарь детей на основе углу- бления знаний о столовых приборах |
План изменения образовательной среды (лист 2)
Центр развития | Предметы деятельности | |
Готовят педагоги | Готовят дети или родители | |
Художественно-речевая деятельность | Иллюстрированные издания произведений К. Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр» (чтение произведений, рассматривание иллюстраций) | Детское сочинительство — сказки о столовых приборах с иллюстрациями (презентация ребенком сказки; составление сборника «С кем дружит вилка») |
Изобразительная деятельность | Пластмассовые вилки (использование нетрадиционного приема — отпечатки) | Шпажки, китайские палочки, вилки (для лимона, сельди, устриц, шпрот) — оформление выставки «Чудо-вилки» |
Сюжетно-ро-левые игры | Иллюстрированные правила по сервировке стола (активизирующее общение). Иллюстрации с изображением различных вилок (рассматривание иллюстраций, обсуждение) | Детские наборы столовых приборов (подарки детям). Наборы кукольной посуды, корзиночки для столовых приборов, салфетки (атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Магазин посуды») |
Музыкальная деятельность | Плечики для одежды | Металлические вилки |
Изобретение шумового инструмента «Вилкозвона» (ТРИЗ) | ||
Игротека | Схемы с изображением столовых приборов и палочки Кюизенера (дидактическая игра «Собери вилку») |
Планирование образовательной деятельности (лист 3)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | 2 |
Пятница | |
Утро: — в группе на месте столовых приборов исчезли вилки (поиск ответа на проблемную ситуацию); — рассказывание сказки В. Слепкова «История од ной вилки»; — активизирующее общение «Как появилась вилка?». Прогулка: — дидактические игры «Чудесный мешочек», «Маша-растеряша» (о замене функции потерянного предмета), «Цепочка слов», «Хорошо — плохо», «Теремок» (прием прямой аналогии). Вечер: — рассматривание иллюстраций в книгах о посуде, столовых приборах; — дидактическая игра «Представьте, что вы вилка. Что вы чувствуете...» (прием эмпатии); — беседа о столовых приборах, которые могут стать опасными при условии нарушения правил обращения с ними; — сюжетно-ролевая игра «Ужин дома» | Речевая: — составление описательного рассказа по теме «Моя вилка» на основе наглядного моделирования; — чтение стихотворений, загадок о столовых приборах; — рассматривание иллюстраций с вилками; — составление описательного рассказа в определенной последовательности; — игра «А что было бы, если бы вилка сама могла выбирать себе хозяина, кого бы она выбрала?» (прием фан- тастической гипотезы) |
Понедельник | |
Утро: | Познавательно-исследовательская: |
— отгадывание загадок и чтение стихотворений о столовых приборах; — экспериментирование «Исследование свойств металла»; — дежурство по столовой «Учимся правильно сервировать стол». Прогулка: — игровое упражнение по развитию мелкой моторики рук «Составь вилку» из природного материала. Вечер: — сюжетно-ролевая игра «Открытие магазина посуды»; — организация хозяйственно-бытового труда «Помоем кукольную посуду» | — экспериментирование «Чем удобнее есть?» (китайскими палочками, шпажкой, вилкой); — рассматривание выставки вилок; — обсуждение (удобства данных предметов по назначению); — непосредственное апробирование шпажек, китайских палочек, вилок; — выводы, умозаключения (удобнее есть вилкой) |
Вторник | |
Утро: — игровые упражнения «Я считаю до пяти», «Найди отличия»; — доступная для рассматривания выставка вилок; — для игры с палочками Кюизенера предложены схемы с изображением столовых приборов. Прогулка: физкультминутка «Вилка — это вилка...»; «час» двигательного творчества (эстафеты «Чья сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды: распродажа столовых приборов» (возвращение вилок в группу); — презентация правил по сервировке стола; — изодеятельность «Ковер в детской комнате» (отпечатки) | Изобразительная: — «Дорисуй след от вилки...»; — беседа «Кто оставил след?»; — опытная проверка (направление следа); — дорисовывание; — обсуждение полученных рисунков, на что похожи? |
Проектный метод все шире используют педагоги ДОО. Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской
деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Метод проекта обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно- образовательной работы системно, логично, комплексно.
Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы. Исходя из особенностей дошкольного возраста (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Поэтому и темы проектов должны быть близки, понятны детям. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Этап проектов достаточно подробно описаны в литературе. Многие педагоги и целые педагогические коллективы используют эту технологи в работе и охотно делятся своим опытом. Но «белые пятна» остаются: и хотелось бы привлечь к ним внимание педагогов.
Существует много определений проекта. Но если мы говорим проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее содержательным кажется определение, данное в книге «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л.С. Киселева др.). «Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды».
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определяем тему проекта
Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют календарный праздник, называя его событием.
Но событие не единственный источник темы. В качестве других темообразующих факторов могут выступать заинтересованность детей объектом или явлением (динозавры, игрушки, герои мультсериалов и т.п.); вопросы детей (Почему..? Кто самый..? Как сделать..?); традиции детского сада или социального окружения (день радости, неделя спортивных игр, театральный фестиваль, клумба выпускников, день города и т.п.); изменения в природе или ближайшем окружении (листопад, прилет птиц, открытие фонтана и т.п.).
Предварительно определившись с темой, важно представить её детям, а еще лучше сформулировать вместе в эмоционально-образной форме. Деятельность будет продуктивнее, если в теме уже определен ее характер («Листья кленовые, листья дубовые! Делать картины из вас будем новые», «Птиц изучаем — зимой выжить помогаем», «Баранки выпекаем — маму угощаем», «Всех в кафе мы приглашаем, от души всех угощаем», «Если мы в поход пойдем — много нового найдем», «У меня семья большая. Я о ней так много знаю» и т.п.).
При формулировке темы и определении сроков важно учитывать н возрастные особенности детей разных возрастных групп детского сада. Так если для воспитанников 6—7 лет актуальна тема «Мы уже не малыши, скоро в школу поспешим», то для малышей 3—4 лет — «Погремушки оставляем, в игры новые играем».
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации. Если мы (дети и взрослые), например, хотели научиться печь баранки, то результат: научились, а форма презентации — чаепитие с родителями, презентация книги рецептов и т.п.
С чего начать?
Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Что лежит в основе мотивации? Частично ответ на этот вопрос мы нашли в исследованиях С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой и рекомендациях к программе «Радуга». Авторы выделяют три типа мотивации:
- исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам реальным и вымышленным. Это игровая мотивация;
- мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, сортировать пособия в разные «домики», убираться в группе);
- мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребенку — поделка для игры, атрибут к костюму, доска для игры в шашки, подарок для мамы).
Таким образом, возвращаясь к теме проекта, в самом его начале должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Главное, в самом начале проекта должно произойти что-то, побуждающее детей к дальнейшей деятельности (искать, выяснять, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать). Принимают участие в создании такой ситуации все участники воспитательно-образовательного процесса. Конечно, воспитателю проще и привычнее делать всё самому, но интереснее (в первую очередь для детей) и продуктивнее (для всех субъектов образовательного процесса), если в процесс вовлекаются разные участники. Тем самым мы решаем проблему
отчужденности и изолированности дошкольного воспитания и создаем условия для позитивной социализации воспитанников, роста родительской компетентности, что в конечном итоге свидетельствует о профессионализме педагога.
Планируем вместе
На следующем этапе дети вместе с воспитателем (при посильном участии членов семьи) составляют план действий:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, родителям, старшему брату);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (принадлежности, оборудование) использовать;
- что нужно сделать в первую очередь;
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для планирования работы по теме проекта можно использовать вопросы, предложенные авторами программы «Сообщество»: «Что мы об этом знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?» (или «Что нужно сделать, чтобы узнать?»).
На этом этапе в соответствии особенностями детей каждой возрастной группы планируются образовательные задачи, которые можно решить в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, родителей воспитанников и при необходимости социальных партнеров.
Реализация задуманного
В рамках каждого проекта решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной их деятельности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности (особенно игра) связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создают условия, в которых дети могут применить свои знания в деятельности.
Содержание организованной деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития. Этому способствует и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с темой и при активном участии детей и родителей.
Необходимо помнить, что проектная деятельность характеризуется наличием партнерских позиции и формы организации, изменением образовательной среды (при активном и деятельном участии детей и членов семей).
Кроме того, необходимо помнить, что знания приобретаются через глаза, уши, а главное — через руки и деятельность (науки потому и называются естественными, что в их основе лежат эксперимент, опыт, деятельность). Поэтому при планировании продуктивной деятельности необходимо продумывать варианты дальнейшего использования полученных «продуктов». Где могут пригодиться раскрашенные кленовые листья? Да ведь с ними можно танцевать рассыпать по ковру, и собирать, считать, сделать красочную гирлянду для украшения музыкального зала к празднику!
Реализуя вместе с детьми намеченный план деятельности, важно максимально использовать разные органы чувств, т.е. продумать, какие игры, упражнения, задания, вопросы можно использовать по ходу проекта. Например, тема проекта «Осень милую встречаю, урожай я собираю»: «Угадай на вкус» (овощи и фрукты или по-разному приготовленный овощ (сырой, вареный, тушеный, соленый, квашеный). «Узнай по описанию (на ощупь, по запаху)»; отгадывание или придумывание загадок, в основе которых лежат описания с опорой на различные анализаторы и т.п.
Не менее важно опираться на личный опыт ребенка и возможности ближайшего окружения: «Найти осень по дороге в детский сад» (продают овощи с машин; убирают листву, люди в куртках: идет дождь» и т.п.); «Где дома можно увидеть "следы" осени» (мне купили новые резиновые сапоги; мы с мамой убрали летнюю обувь, достали осеннюю; бабушка вернулась с дачи; дома пахнет яблоками; мама готовит кабачки на ужин; папа принес банки из гаража и т.п.). Благодаря такому подходу ребенок не просто воспринимает готовую информацию, чего явно недостаточно для его развития (несмотря на разнообразие форм — речь взрослых, картинки, песни, стихи), а учится сам наблюдать, сравнивать, искать, опираясь в первую очередь на «инструменты», которыми он обладает с рождения, но, к сожалению, не всегда умеет использовать в полном объеме (слух, обоняние, зрение и др.).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»
Семинар-практикум
Проектная деятельность
(на примере средней группы)
Составила:
Старший воспитатель
Матвеева Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность для дошкольников (буклет)
Буклет для родителей...
проектная деятельность старших дошкольников
проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность старших дошкольников в условиях ДОУ "Ёлочка, живи!"
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.Познакомить детей с жизн...
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...
«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»
В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...
Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....
Проектная деятельность с дошкольниками "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."
Презентация результатов краткосрочного проекта с детьми раннего возраста "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."...