Детский проект: «Удивительный мир растений»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Русецкая Иванна Александровна

Аннотация

 

    Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года, особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии.

Дерево, трава, цветок и птица

                                                                Не всегда умеют защититься.

                                                               Если будут уничтожены они,

                                                               На планете мы останемся одни.

 

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. 
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rusetskoy.docx44.14 КБ
Файл ekologiya.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

    Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года, особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии.

Дерево, трава, цветок и птица

                                                                Не всегда умеют защититься.

                                                               Если будут уничтожены они,

                                                               На планете мы останемся одни.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. 
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Актуальность.

Давайте будем беречь планету,

                                                                                      Другой такой на свете нету.

                                                                                    Развеем над нею и тучи и дым,

                                                                                         В обиду ее ни кому не дадим.

                                                                    Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                                                                        От этого станем мы только добрей.

                                                                     Украсим всю Землю садами, цветами,

                                                                           Такая планета нужна нам с вами!

   На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Большое значение для развития экологического воспитания является воспитание культуры мышления, приобретение новых знаний путем логических рассуждений, развитие логического мышления.

 Что же такое экологическое воспитание?  Это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их  с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Методы ознакомления дошкольников с природой:

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, учебный экран.

Практические методы: дидактические игры, предметные игры, подвижные игры природоведческого характера, труд в природе, элементарные опыты.

Словесные методы: рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседа.

В момент работы в уголке природы Степан обратился ко мне с вопросом: «Какое имя у цветов? Для чего их,  в «уголке природы», так много? Будет ли жить растение, если о нем не заботится?»  Мною было предложено изучить растения нашего округа подробнее.

Проектная работа посвящена изучению влияния деятельности человека на жизнь растений.

Задачи:

 - Познакомить с понятием «экология». Расширить представления о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.

- Знакомство детей с Красной Книгой ХМАО - Югры. Уточнить, почему она так называется.

- Рассматривание картин, иллюстрации из книги Красной Книги. Развивать связную речь, обогащать словарный запас через художественную литературу.

- Развивать общий кругозор,  о природных богатствах края.

- Воспитывать нравственно- эстетические чувства детей, потребность видеть и понимать прекрасное в природе Югорского края.

-Воспитывать бережное отношение к памятникам природы. Учить соблюдать правила поведения на природе, на основе доступных детям и вызывающих у них чувств бережного отношения к живой и неживой природе.

Работу начали знакомством с «Красной книгой ХМАО».

 Цель: Формирование у детей экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде нашего округа Югры, на основе  Красной книги ХМАО-ЮГРЫ.

Реализация проекта:

  • Знакомство с Красной книги ХМАО-ЮГРЫ. 
  • Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада, а также в парке города;
  • Беседы в сочетании с дидактическими играми. Исследование растения.  Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.

Коммуникативная деятельность:

  • Чтение художественной литературы:

С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья». Продуктивная деятельность:

  • изготовление книги  «Книга растений города Нижневартовска»

Консультация для родителей: «Природа в жизни дошкольника»,

«В гости к природе!»

• Аппликация – «Лес - словно терем расписной»,

•Рисование:  “Портрет семьи растения”.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Удивительный мир растений»

Образовательная  область

 «Познание», «Труд», «Художественно-эстетическое».

Цель

Формирование у детей экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде нашего округа  Югры.

Задачи

Образовательные:

- Познакомить с понятием «экология». Расширить представления о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.

- Знакомство с Красной Книгой ХМАО - Югры. Уточнить, почему она так называется.

Развивающие:

-Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.

-Развивать общий кругозор,  о природных богатствах края.

Воспитательные:

 - Воспитывать нравственно- эстетические чувства, потребность видеть и понимать прекрасное в природе Югорского края.

-Воспитывать бережное отношение к памятникам природы. Учить соблюдать правила поведения на природе, на основе доступных детям и вызывающих у них чувств бережного отношения к живой и неживой природе.

Сроки реализации

        10 дней

Конечные результаты

Создание книги «Книга растений города Нижневартовска»

План работы

Проект состоит из следующих этапов   работы:

I ЭТАП

Выявление проблемы (целеполагание)

II ЭТАП

Реализация проекта.

  • Знакомство с Красной книги ХМАО-ЮГРЫ. 
  • Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада, а также в парке города;
  • Беседы в сочетании с дидактическими играми. Исследование растения.  Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
  • Чтение художественной литературы:

С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья». Продуктивная деятельность:

  • изготовление книги «Жалобная книга природы»

Консультация для родителей: «Природа в жизни дошкольника»,

«В гости к природе!»

• Аппликация – «Лес - словно терем расписной»,

•Рисование:  “Портрет семьи растения”.

III ЭТАП

Практическая деятельность по решению проблемы.

IV ЭТАП

Итоговая выставка «Удивительный мир растений»

Описание работы

I ЭТАП  

Выявление проблемы (целеполагание)

   В нашем детском саду есть «Зеленая зона». Когда я поливала цветы, протирала их от пыли, дети охотно помогали. Воспитанник Степан задавал вопросы: Степан обратился ко мне с вопросом: «Какое имя у цветов? Для чего их,  в «уголке природы», так много? Будет ли жить растение, если о нем не заботится?»  Обсуждая  возникшие вопросы,  я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить с понятием «экология». Расширить представления о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.

- Знакомство детей с Красной Книгой ХМАО - Югры. Уточнить, почему она так называется.

Развивающие:

-Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.

-Развивать общий кругозор,  о природных богатствах края.

Воспитательные:

 - Воспитывать нравственно- эстетические чувства детей, потребность видеть и понимать прекрасное в природе Югорского края.

-Воспитывать бережное отношение к памятникам природы. Учить соблюдать правила поведения на природе, на основе доступных детям и вызывающих у них чувств бережного отношения к живой и неживой природе.

IIЭТАП

Реализация проекта.

  • Знакомство с Красной книги ХМАО-ЮГРЫ. 
  • Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада, а также в парке города;
  • Беседы в сочетании с дидактическими играми. Исследование растения.  Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
  • Чтение художественной литературы:

С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья». Продуктивная деятельность:

  • изготовление книги  «Книга растений города Нижневартовска»

Взаимодействие с семьёй.

Консультация для родителей: «Природа в жизни дошкольника» 

  • Аппликация – «Лес - словно терем расписной»,
  • Рисование:  “Портрет семьи растения”.

 

III ЭТАП

Практическая деятельность по решению проблемы.

Красная книга знакомит с видами растений, которые находятся под угрозой исчезновения, указывает на причины исчезновения, заставляет задуматься о бережном отношении человека к природе.

Экскурсии и целевые прогулки, проведение бесед, наблюдение на прогулке обогащает знание детей о различных растительных объектах природы.

Мы исследовали растения, определяли по форме, по строению, по стебельку, по цветку, по плодам.

 С помощью художественной литературы С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья», прививали любовь и бережное отношение к зеленым друзьям.

Степан  задал вопрос : «Какие леса бывают?»

Информацию искали в энциклопедиях и  просторах интернета.  Узнали что

тайгой называют обширные дремучие хвойные леса, которые протянулись широкой полосой в северной части Европы, Азии и Северной Америки. Из-за суровых климатических условий в таежной зоне не могут расти широколиственные породы деревьев. 

Из Красной книги ХМАО-ЮГРЫузнали, что на территории нашей Родины встречаются разные леса: хвойные, лиственные и смешанные.
Леса, в которых растут ели, сосны, лиственницы, пихты, кедры называются хвойными. У этих пород деревьев на ветках не листья, а зеленые иглы — хвоя.
В лиственных лесах растут березы, осины, дубы, липы, клены, ясени. Ветки некоторых деревьев (дуба, клена, ясеня и т.д.) украшают листья — крупные, широкие, потому такие леса и называют широколиственными. В смешанных лесах бок о бок растут дубы и ели, березы и сосны, осины и лиственницы, т.е. хвойные и широколиственные деревья.

Знакомясь с Красной книгой ХМАО-ЮГЫ, мы увидели много растений с цветами. Степан спросил : «Зачем растениям цветы?» Прочитав информацию из Интернет ресурсов, мы узнали  что, у многих растений есть цветы. Они необходимы для продолжения рода, чтобы растения могли оставить после себя потомство. Цветок состоит из пестика, в котором находится завязь, и тычинок, на которых размещены пыльники с пыльцой. Чтобы плод появился, нужно пыльце попасть на пестик. Одним растениям в этом помогают насекомые, а другим – ветер. Насекомые садятся на цветок и спускаются по лепесткам вниз к центру цветка, где собирают нектар. По пути насекомые задевают тычинки и уносят на своих тельцах пыльцу. Эта пыльца переносится ими на пестик другого растения такого же вида. Попав на пестик, пыльца перемещается к завязи. Затем из завязи развивается плод, а из него со временем новое растение. Так же действует и ветер, то есть переносит пыльцу одного цветка на цветок другого растения этого же вида.

Степан спросил: « Для чего нужна эта книга?» «Зачем занесены в нее эти растения?»  «Почему она называется «Красной?» Я объяснила, что ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой. Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Степан задал еще один вопрос: «Почему растения погибают»?

Я разъяснила, что человек загрязняет природу, мусором, выхлопными газами. Вырубка лесов способствует исчезновению растений.

Степан захотел сделать свою книгу : «Книга растений города Нижневартовска»

Мною была проведена консультация для родителей «Природа в жизни человека». А также организована работа родителей и воспитанника по аппликации «Лес - словно терем расписной», рисование:  “Портрет семьи растения”. (Приложение IV)

IV ЭТАП

Итоговая выставка : «Удивительный мир растений»

Конечный  результат:

«Книга растений города Нижневартовска»

         Полученные знания Степан воплотил в творческой работе: «Книга растений города Нижневартовска» Из сделанных фотографий  получился красочный иллюстрированный альбом с большим количеством познавательного материала. Степан познакомил  с ним ребят в группе, а также поделился знаниями, взятых из красной книги. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации и обсуждали проблему экологии на земле.  

    Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Степан получил ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определил и составил рекомендации: «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы). Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям».

Как показали результаты исследования,  поставленные нами задачи мы выполнили.  Презентация проектной деятельности включала в себя продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Список используемых ресурсов

      1.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.

       2.Леса Башкирии / Авт. Г.В.Попов - Башкирское книжное издательство, 1980г.
Сохраним природу Башкортостана. Учебно-методическое пособие по экологическому образованию. /Авт. -Р.С.Гайсина.-Уфа: Китап, 2007г. - 108с.

3.Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Интернет-сайты.

  1. http://razvitiedetki.ru/e-kologicheskie-proekty-unikal-naya-forma-e-kologicheskogo-vospitaniya.html
  2. http://deti.jofo.me/531543.html
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/07/05/proekt-po-ekologii
  4. http://www.myshared.ru/slide/
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/06/08/proekt-krasnaya-kniga-yugry
  6. http://festival.1september.ru/articles/601732/
  7. https://cicon.ru/
  8. http://www.vitamarg.com/eco/article/857-ecologia-fakty-cigry
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры

    Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года, особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии.

Дерево, трава, цветок и птица

                                                                Не всегда умеют защититься.

                                                               Если будут уничтожены они,

                                                               На планете мы останемся одни.

Здравствуйте! Меня зовут…….

Я представляю Вам свой проект «Красная книга Югры»

На земле Югорской много небывалой красоты, И животных, и растений, загляденье  – посмотри!

Вот какие славные

Бабочки забавные.

Жаль что эта красота

Стала очень уж редка

Желто-белые цветы

Вдруг исчезли, не видны.

Даже этот филин тоже

В Красной книге расположен!

Вот и мы решили

Всем сказать так смело!

Что защита всех

Тоже наше дело!

Постарались мы создать

Из бумаги, ткани,

И всем людям показать

Тех, кто рядом с нами!

Стали делать мы цветы

Необычной красоты.

Те, что в нашем регионе

Стали так теперь редки.

Филина мы сделали

Из ткани, как живого,

Крылья черно-белые

Славного такого!

Вот еще одно творенье - И на этот раз-

Бабочка на загляденье сделана у нас!

Вот еще один цветок

Сделали и знаем,

Что срывать его, друзья,

Вам мы не желаем!

В нашем детском саду есть

Вот такая выставка,

Фотографий там не счесть

Всех цветов и живности!

А вот эту красоту сделали мы с мамой, сотворили это все

Нашими руками!

Есть еще на земле Югорской

Много разной живности, Пусть ее хотя немного

Надо нам беречь ее!

Пожелать хотим всем людям,

Добрым жителям Югры

Очень сильно постараться

Всю природу сохранить!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Детский проект: «Удивительный мир растений»

Выполнила:  Русецкая И.А.

г. Нижневартовск



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир растений

презентация и конспект...

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир комнатных растений»

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Ознакомление с комнатными растениями является одним из этапов по формированию у детей экологической культуры. К...

Детский проект "Удивительный мир насекомых"

Выяснить, какие бывают насекомые, где и как они живут и можно ли рассмотреть их в домашних условиях?...

Проект по экологии в подготовительной группе «Удивительный мир растений»

Проект по экологии в подготовительной группе «Удивительный мир растений»...

Проект «Удивительный мир растений»

Паспорт проекта «Удивительный мир растений»Ф.И.О. автораМурко Елена ВикторовнаНазвание дошкольной образовательной организацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Детский проект "Удивительный магнит"

Информационная карта проекта:   Полное название проекта: «Удивительный магнит». Количество участников проекта: воспитанница старшей группы, родители, педагог. Сро...

Проект "Удивительный мир растений"

Экологический проект...