"Знакомство детей с искусством русских народных мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Елена Николаевна

НОД направленная на формирование познавательного интереса к изделиям народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_siskusstvom_russkih_narodnyh_masterov.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим и рисованию

«Знакомство детей с искусством русских народных мастеров

Подготовила и провела воспитатель Иванова Е.Н.Москва 2016 г. 

Возрастная группа: старшая

Ведущая образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Формировать представления дошкольников о многообразии и духовности русских народных промыслов их значимости в жизни русского народа.

Задачи: Познавательные. Формировать у детей познавательный интерес к изделиям народных промыслов. Речевые. Развивать связную грамматически правильную диалогическую речь, умение делать вывод. Формировать художественно эстетическое развитие.  Физические и музыкальные. Формировать умение делать физические упражнения под музыку. Здоровье. Учить соблюдать правила безопасности во время исследования  изделий народных промыслов и работы с материалами и оборудованием во время продуктивной деятельности. Социально-коммуникативные.  Совершенствовать умение ребенка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская
двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая

Оборудование для педагога: Образцы с элементами узоров. Изделия народных мастеров: глиняные игрушки, фигурки людей и животных (Дымковские, Тульские, Филимоновские,  Городецкие,  Каргопольские. Калининские, Хохломские.) Планшет для музыкального сопровождения.

Оборудование для детей:   Бумажные силуэты изделий народных промыслов, гуашевые краски, кисточки (тонкие, толстые), стаканчики для воды, подставки под кисти, клеенки, салфетки влажные

НОД

Воспитатель:

В нашей стране есть много сел и городов, где, как в селе Дымково, делают красивые изделия и украшают их узорами. Но в каждом селе и городе изделия делают по-своему. Вы сразу узнаете дымковские игрушки, которые много раз видели, сами учились расписывать узорами, похожими на дымковские. А ведь глиняные игрушки летят и расписывают узорами не только в селе Дымково

Показ игрушек.

Воспитатель:

Посмотрите – на столе стоят глиняные игрушки, которые изготавливают в четырех местах России. Давайте мы отделим их друг от друга.

Вот дымковские животные и фигурки людей. Покажите, какие еще игрушки можно объединить в группы. Рассмотрите их внимательно, найдите похожие.

По подсказке детей педагог составляет еще три группы игрушек: филимоновские, каргопольские и калининские.

Затем педагог дает короткую характеристику каждому виду игрушек, кроме дымковских.

Воспитатель:

Эти забавные фигурки животных и людей делают из белой глины в селе Филимоново Тульской области. Глина там пластичная, из нее хорошо лепятся удлиненные фигурки барынь и солдат, а также животных с длинными шеями и маленькими головками. Филимоновские мастера украшают животных узкими полосками зеленого, красного, малинового цветов, а узоры на юбках барынь составляют из полосок, дуг, точек, из пересекающихся линий, из которых получаются звездочки, елочки.

А эти глиняные игрушки из северного города Каргополя. Среди них встречаются совсем необыкновенные. Вот Полкан – получеловек, полуконь. А деревенские мужики изображаются за работой («Мужик посет коня», «Мужик сеятель» и т.д.).

Фигурки людей приземистые, с короткими руками и ногами, с крупной головой. Роспись игрушек не такая яркая, как у дымковских и филимоновских игрушек, потому что мастера используют черные, коричневые и темно-зеленые краски.

А таких нарядных коричневых птичек лепят и украшают в городе Торжке Калининской области.  Петушки,  лебеди, курочки и уточки украшены узорами из разных кружков, точек, мазков. Самое заметное отличие в узорах – это налепы, выпуклые двух – трехцветные овалы. А краски матовые и блестящие. Блестящей эмалью раскрашены хохолки птиц, глаза и другие части. Почему эти игрушки, сделанные в одном месте России, заметно отличаются от игрушек, изготовленных в другом месте?

Дело в том, что эти игрушки на Руси начали делать очень давно, когда еще не было на свете даже Ваших бабушек и дедушек. И хотя каждый мастер лепил и расписывал игрушку в чем-то по-своему, он делал ее так, как делали его бабушка и дедушка, как учили мать и отец.

Дымковские мастера не будут украшать юбку барыни цветочками и ягодками, а калининские не будут рисовать на своих птицах узор из полосок. Такое постоянство, такое соблюдение правил называют традицией.

В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце. Там тоже существуют традиции росписи, поэтому когда Вы с ними познакомитесь, то не спутаете с деревянными изделиями из Хохломы (указывает на хохломские столик и стул). Что же делают из дерева в Городце?

А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски, солонки, коробки для специй, деревянные ложки. Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей. Не забывают мастера и о детях. Для Вас они делают из дерева коня-качалку с крутой шеей, украшенной узором из цветов и листьев.

 Воспитатель оставляет перед детьми три – четыре предмета и знакомит их с характерными особенностями городецкой росписи.

Воспитатель:

Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи. Кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.

Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны (показывает на узорах и прикрепляет к фланелеграфу такой же элемент), листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками (помещает названные элементы на фланелеграф).

Воспитатель:

Эти цветы хоть и называются купавкой, розаном, придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называют декоративными, а дети часто называют их сказочными. Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники. Посмотрите, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковые.

Динамическая пауза.

В заключение воспитатель предлагает детям попробовать научиться рисовать такие же нарядные красивые гирлянды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание проекта: "Знакомство с искусством русских народных мастеров" в 2016-17 учебном году.

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фальклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за...

«Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»

Из известных основных  направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство ручного труда. Вязание крючком

Тема: «Вязание крючком»Подготовила: инструктор по физкультуре Артемьева А.С.Цель :- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям;Задачи мастер-кла...