Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри земли русской» направлена на формирование у дошкольников представлений о героическом прошлом русского народа, о великих русских богатырях - защитниках русской земли; на воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Беседа разработана с использованием современных образовательных технологий музыкального воздействия, физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_-_bogatyri_zemli_russkoy.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Богатыри земли русской»
с использованием современных образовательных технологий музыкального воздействия, физкультминутки.
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Ход:
Педагог. Сегодня я предлагаю поговорить о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад. Слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Вот как говорится о богатырях в произведениях поэтов:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Педагог. Откуда люди узнали о богатырях?
Ответы детей.
Педагог. Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и назывались они былинами. Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли.
Показывает детям гусли.
Педагог. Слышали когда-нибудь? Хотите послушать?
Педагог включает аудиозапись игры на гуслях. После прослушивание предлагает детям физкультминутку.
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в
круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят
по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают»
себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
Педагог. Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря». Давайте её рассмотрим.
В ходе беседы педагог задает детям вопросы:
- Кто изображён на картине художника Васнецова?
Ответы детей. Три богатыря.
- Кто находится в центре картины?
Ответы детей. Илья Муромец.
- Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Ответы детей. Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
- Кто слева от Ильи Муромца?
Ответы детей. Добрыня Никитич.
- Расскажите о нём. Кто справа от Ильи Муромца?
Ответы детей. Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
- Какими качествами обладал Алёша Попович?
Ответы детей. Хитростью, смекалкой, дерзостью.
- Куда смотрит каждый из богатырей?
Ответы детей. Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
- Что охраняют богатыри?
Ответы детей. Землю русскую, её границы.
- Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?
Ответы детей. Уздечка, стремена, седло.
- Как одеты богатыри?
Ответы детей. На тело надета кольчуга – железная рубашка.
- Зачем она нужна богатырям?
Ответы детей. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
- Что надето на головы богатырей?
Ответы детей. Шлем.
- На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Ответы детей. Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.
- Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
- Как одним словом можно назвать этих богатырей?
Ответы детей. Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.
- Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:
«О, Витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт».
Педагог. Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
- Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
В конце беседы педагог предлагает детям просмотр презентации «Богатыри земли русской» в сопровождении произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»
Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...
Конспект НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
беседа для детей старшего дошкольного возраста " Земля и Луна"
В этой беседе рассказывается о нашей планете земля и её спутнике Луна.Дети узнают почему происходит смена времён года....
Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Это русская сторонка, это Родина моя»
Материал из цикла музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Преследуются задачи по созданию условий для решения задач нравственно - ...
Сценарий музыкально–литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста «Великие таланты земли русской!»
Цель: Формирование у детей положительного отношения к искусству (литература, музыка, танец).Задачи:- способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью разли...
«Русский самовар» Беседа для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, т...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель:Формирование патриотических чувств у детей...