Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Это русская сторонка, это Родина моя»
план-конспект занятия
Материал из цикла музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Преследуются задачи по созданию условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.Знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Это русская сторонка, это Родина моя»
Программные задачи:
- Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
- Познакомить ребят с символами государства (флаг, герб, гимн);
- Расширять музыкальный кругозор детей;
- Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, деревянные ложки, карта России, изображения российского флага и герба России, портрет П.И.Чайковского, березка, композиция детских рисунков «Что мы Родиной зовем»
Музыкальный репертуар:
- «Сладкая греза» муз. П.И.Чайковского «Детский альбом»
- Октябрь «Осенняя песнь» муз.П.И.Чайковского цикл «Времена года»
- Песня «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл. Матусовского
- Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот
- Гимн России муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова «Во поле береза стояла» р.н.п.
- «Камаринская» муз. П.И.Чайковского «Детский альбом»
- Игра «Плетень» р.н.м.
Видео материалы:
- Видео ансамбля ложкарей
- Видео фрагменты из русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота родной природы.
Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.
М.р. (музыкальный руководитель)
Льется музыка рекой
Вьется нотною строкой,
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук… К. Ибряев
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались, вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали свои выставки.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы послушать прекрасную музыку, почитать стихи, поговорить друг с другом, узнать что-нибудь новое.
Музыка, которая сейчас прозвучит, уже знакома и понятна вам. Послушайте ее, вспомните ее название.
Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И.Чайковского
цикл «Времена года»
Дети. «Осенняя песнь»
М.р. Правильно. О чем нам рассказала музыка? Что вы в ней услышали?
Дети. Музыка рассказывает об осени. Музыка задумчивая, плавная, печальная, задушевная, медленная. В ней слышатся шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя.
М.р. Кто сочинил эту прекрасную музыку?
Дети. Композитор П.И.Чайковский
М.р. Музыка этого композитора понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, о нашей Родине.
А с чего начинается Родина? Послушайте.
Слушание песни «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл. Матусовского
Дети. Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своем городе. Все это Родина.
М.р. Родина! Какое близкое и понятное нам слово! Родина – это солнце, небо, мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками.
Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество».
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Давайте вместе произнесем шепотом слово «Россия» (произносят). Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал С.Есенин много лет тому назад. А вот эти строки, которые сейчас прочитают ребята, написаны недавно современным поэтом В.Степановым, но они не менее прекрасны.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Реб. Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
М.р. Какие замечательные стихи прозвучали о нашей Родине.
А теперь давайте посмотрим на карту. Кто может показать границы России? (показывает ребенок)
Реб. Вот она, Россия, наша страна
Очень и очень большая она,
Россия – Родина, наш дом
Где вместе с вами мы живем!
М.р. Россия – это огромная страна. Одна из самых больших в мире, когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом – начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного на другой на поезде, надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки!
За время полета можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики, знойные пустыни, вольные степи и огромные поля пшеницы, холодную тундру, высокие горы, могучие реки, и гордость нашего народа – зеленый наряд леса.
Как красива и богата наша страна! Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и ее историю.
А сейчас, предлагаю всем вместе исполнить прекрасную песню современного композитора З.Роот «Россия, Россия».
Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот
М.р. Молодцы, ребята! Как выразительно вы исполнили песню.
У каждого государства есть свои символы. Это гимн, герб и флаг.
Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
В.Степанов
И пусть поет русский народ главную песню страны – Гимн нашей Родины.
Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно встают. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных спортивных соревнований.
Звучит «Гимн России» муз. А.Александров, сл.С.Михалков
(слушают стоя)
М.р. Как звучит музыка?
Дети. С величием, гордостью, силой, торжественно.
М.р. (показывает изображение герба России) Давайте посмотрим на герб России, очертания какого старинного доспеха напоминает герб, и кто на нем изображен?
Дети. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен Герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
М.р. У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. (В.Степанов)
Как выглядит Российский флаг? (рассматривают изображение)
Дети. Флаг России состоит из трех одинаковых полос белого, синего и красного цветов.
М.р. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. А еще эти цвета российского флага могут рассказать о красоте природы нашей страны. Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?
Дети. Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря и реки, красный – огонь, солнце, цветы, ягоды.
М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. У современного поэта В.Степанова есть замечательное стихотворение
Реб. Три цвета на флаге России
Красный, белый, синий.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
Белая березка – символ России. Российский пейзаж трудно представить себе без березки.
А вот и наша березка. Скучно ей одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Добры молодцы, да красны девицы, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»
Хоровод «Во поле береза стояла» р.н.п
М.р А еще в России славится народ умением играть на деревянных ложках. Давайте посмотрим на это мастерство.
Видео ансамбля ложкарей
Давайте теперь и мы на деревянных ложках поиграем, свое мастерство покажем.
Оркестр ложкарей «Камаринская»Муз П.И.Чайковского.
М.р. Крепко любит русский народ свою Родину и сложил много пословиц. Какие вы знаете?
Дети. 1. Родина любимая – что мать родимая.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. На чужой стороне и весна не красна.
4. Жить – Родине служить.
М.р. Молодцы! До чего же красива наша природа, наша Россия – край дубрав и земляничных полян, белоствольных берез и полноводных рек! Давайте, посмотрим, как в старину люди после тяжелого дневного труда гнали от себя печаль разудалыми, зажигательными плясками и песнями.
Просмотр видео фрагментов из русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота родной природы.
М.р. А сейчас я предлагаю вам поплясать да поиграть.
Будем мы плясать, да плетень заплетать!
Игра «Плетень» р.н.м.
М.р. Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастит, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будет в своих творениях восхвалять нашу Родину. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. А сейчас мы будем любить, беречь и охранять нашу Родину от загрязнений, от мусора. Земля прекрасна, но она в беде. Что мы можем для этого сделать?
Дети Мы можем деревья посадить,
И птиц зимою покормить,
На землю мусор не бросать,
Цветы полить, у дома хлам убрать.
В игрушки мусор превратить.
Земля прекрасна. Но на в беде
Давайте ей поможем и себе!
М.р. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Дети выходят из зала под песню «Я люблю тебя, Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста на тему «Они защищали Родину»
Описание: Конспект беседы предназначен для детей подготовительной группы 6-7 лет. Беседа проводится перед праздником 9 мая. В ходе беседы дети знакомятся с героическим прошл...
Тематический вечер Старший дошкольный возраст «Это русская сторонка, Это Родина моя»
Звучит музыка П.И.Чайковского Апрель «Подснежник»Дети входят в зал.Льется музыка рекой,Вьется нотною строкой,Снова звуков половодьеЗахлестнуло все вокруг,И кораблики мелодийВыплывают...
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему "Богатыри земли русской"
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри земли русской» направлена на формирование у дошкольников представлений о героичес...
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель: познакомить детей с историей возникновения края; рас...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Краткий конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" в обработке Булатова
Вашему вниманию представлен конспект беседы с детьми по русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"....
«Русский самовар» Беседа для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; формирование представлений о традициях русского чаепития, познакомить детей с историей чая, самовара, т...