Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество.
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети и родители старшей группы.
Сроки выполнения: 2013-2014 учебный год.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредством использования метода проектов.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1.Образовательные задачи:
Формировать у детей:
- чувство любви к природе, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
2.Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- уважительное отношение к наследиям других народов.
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
3. Развивающие задачи:
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Самарскую область.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
для детей дошкольного возраста «Наша планета Земля»
в условиях реализации ФГТ
Подготовила и реализовала
в старшей группе
МБДОУ СОШ № 46 (дошкольное отделение)
воспитатель Тарабаева Елена Сергеевна
Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество.
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети и родители старшей группы.
Сроки выполнения: 2013-2014 учебный год.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредством использования метода проектов.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1.Образовательные задачи:
Формировать у детей:
- чувство любви к природе, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
2.Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- уважительное отношение к наследиям других народов.
- патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
3. Развивающие задачи:
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Самарскую область.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- Погружение в проект.
Цель: подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
- Определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.
- Мотивировать детей для работы над проектом.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Наша планета - Земля», «Земля – наш общий дом», «Мой любимый город».
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о нашей планете.
- Информировать родителей о предстоящей деятельности.
Предварительная работа:
- Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
- Составление рекомендаций для родителей «Берегите нашу планету», «Символика нашей Родины», «Беседы о Самарском крае».
- Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Наша планета”, «Я живу в России», «Достопримечательности Самарской области», чтение литературы.
- Домашнее задание: вместе с родителями выбрать, нарисовать и собрать информации о любых достопримечательностях Самарской области. Оформить самодельную книгу «Моя малая родина».
2.Планирование проектной деятельности
Сроки | Название темы, цели | НОД (познание, социализация, коммуникация) | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Чтение худ. литературы, музыка |
Сентябрь | «Мы маленькие дети на большой планете» Цели: Закрепить представления детей о планете земля. Познакомить с материками расположенными на ней, с животным и растительным миром. Дать представление о многообразии стран и их расположении, о многонациональности населения планеты. | Беседы: «Планета Земля», «Мы маленькие дети на большой планете», «Я россиянин, а ты?», «Чудеса света» НОД «Законы, по которым мы живем» - беседа о Конституции. Экологическая акция «Сохраним нашу планету» КВН «Знатоки природы» | Дидактическая игра «Что это», «Кто живет на планете Земля» Сюжетно-ролевая игра «Плывет корабль вокруг света» (работа с глобусом) Подвижные игры | Рисование «Она круглая», «Мы все разные». Изготовление открытки «Подарок другу из другой страны». Рисование «Дом для всех людей» Конкурс поделок «Наша планета» Организация уголка граждановедения. | Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочных государств) |
Октябрь-Ноябрь (6 недель) | «Наша Родина- Россия» Цели: Познакомить с географическим расположение России, ее природными ресурсами, дать представление о древней Руси и старинных обычаях. Познакомить с государственной символикой и назначением символики. Воспитывать уважение к символам страны. | Беседы: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина: русский дом – изба, терем, палаты», «Кремлевский дом и то, что в нем» НОД: «Москва – главный город нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России» Литературный вечер по сказкам А.С.Пушкина | Сюжетно – ролевая игра «Пароход по Москве-реке». Дидактическая игры «Есть или нет», «Собери герб» Деловая игра «Что ты знаешь о России» | Рассматривание альбомов о Москве Коллаж на тему «Моя Родина» Конструирование московского Кремля Изготовление аппликации на конкурс «Возраст делу не помеха» на тему «Любимый сердцем уголок». Рисование «Символы России» | Чтение стихотворения М.Матусовско-го «С чего начинается Родина?» Разучивание частушек Стихи и песни о березке, о Самаре |
Ноябрь- Декабрь (6 недель) | «Мой край» Цели:В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Самара, дать представление о географическом расположении, природных ресурсах области. Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие. Познакомить с достопримечательностями Самарской области. Закрепить знания о гербе города Самары. | Беседы: «Область, в которой мы живем», «Мой город Самара», «Наш герб» НОД «С чего начинается Родина?», «Самара – мой любимый город», «Природа Жигулевских гор", «История родного края». КВН «Родной край люби и знай!» Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию. Литературный вечер «Легенды Жигулёвских гор» | Игра «Магазин сувениров», Дидактическая игра «Собери свой город» Сюжетно-ролевая игра «Почта» | Рисование с родителями «Моя улица». Рисование по стихам о Самаре, Волге, Жигулях. Рассматривание альбома «Родной край – часть большой страны» Аппликация «Герб города Самары» Поделки из бросового материала на тему «Мой город». | Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня», чтение стихов А.Барто из серии «У меня родился братишка» Обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение» Развлечение «Ах, Самара-городок» |
Январь | «Все профессии нужны, все профессии важны» Цели: Закрепить представления о профессии с помощью классификации на основе целевого назначения деятельности людей, о результатах труда, о назначении предметов окружающего мира. Формировать уважение к труду и бережное отношение к его результатам. | Беседы: «Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить», «Кто нас обувает и одевает», Кто нас лечит», «Кто радует нас искусством», «Кто добывает природные богатства», «Кто нас защищает», «»Кто придумывает законы и следит за их исполнением», «Кто получает для нас новые знания». НОД: «Профессии моих родителей», «Результаты деятельности человека». | Игры: «Изобрази человека любой профессии», «Узнай по результату профессию», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее», «Что напутал художник», «Подбери картинку». | Рассматривание иллюстраций о профессиях. Рисование по стихам: «Где работать мне тогда, чем мне заниматься» Создание фотоальбома «Профессии моих родителей» | Чтение стихов о профессиях. Инсценировка стихотворения Михалкова «А, что у вас». |
Февраль | «Защитники нашей Родины» Цели: Знакомить детей с историей великих сражений, с подвигами российских солдат и полководцев. Закрепить понятие «защитник Отечества». Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества. | Беседы: «Великий полководец А.В. Суворов», «Мы пожарные», «Богатыри Руси» НОД: «Наша Армия сильна». Выставка книг об армии. | Сюжетно-ролевая игра «Милиция», «Пожарная охрана». | Изготовление подарков для пап и дедушек Рисование «Мой папа самый лучший». Изготовление фотоальбома «Наши бравые деды» | Разучивание песен об армии Спортивно-музыкальный праздник посвященный дню Защитника Отечества |
Март | «Наши мамы» Цели: Знакомить с разнообразием женских профессий, нелегком труде женщин. Познакомить со знаменитыми женщинами нашей Родины. Обратить внимание на правила этикета. | Беседы о мамах и их профессиях. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», Как я помогаю маме» НОД: «Как мы помогаем маме», «Леди и джентельмены», «Идем в гости». | Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин», «В гостях». | Рисование портрета «Моя мама». Изготовление подарка маме и бабушке. Изготовление альбома «История моей семьи» | Разучивание песен о мамах. Утренник «Мама, солнышко мое». |
Апрель | «Наши космонавты» Цели: Уточнять и обобщать знания детей о космосе, учить воплощать увиденное в рисунках. Воспитывать интерес к космосу и профессиям связанных с космонавтикой. | Беседы: «Что такое космос», «Я космонавт». НОД «День Земли», «Полет в космос» | Игра «Космонавты» | Рассматривание альбома «Космос» Конструирование космичес-кого корабля. Изготовление атрибутов для игры в космонавтов. Издание книги «Путешествие звездочки». | Чтение стихов о космонавтах. Развлечение: «Космическое путешествие» |
Май | «Этот День Победы». Цели: Познакомить детей с историческим фактом – Великой Отечественной войной, прививать детям важное понятие, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев. | Беседы о великой Отечественной войне с просмотром фрагментов фильмов. Экскурсия к вечному огню. Беседа «Улицы названные в честь героев Великой Отечественной войны» НОД «Этот День Победы». | Игры соревновательного характера, эстафеты. Викторина «День Победы» | Изготовление праздничных открыток. Выставка детских рисунков «Этот день Победы» | Слушание и пение фронтовых песен. Чтение и заучивание стихов о Великой Отечественной войне. Чтение стихотворения С.Михалкова «Быль для детей». Праздник «Мы живем в России» |
Работа с родителями:
Наименование мероприятия | Темы | Задачи |
Информация в родительском уголке | Информация о начале работы над проектом, приглашение к участию. | Привлечь родителей к участию в проекте. Разместить справочную информацию по тематике бесед и занятий с детьми. |
Рекомендации для родителей | «Берегите нашу планету», «Символика нашей Родины», «Беседы о Самарском крае» | Активизировать родителей к решению проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Создание мини-уголка в группе | «Наша планета Земля» | Создать познавательную предметную среду для стимулирования познавательно-поисковой активности дошкольников. |
Общее родительское собрание | Роль семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников. | Обозначить способы совместной работы родителей и педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию детей. |
Групповые родительские собрания | 1.Возможности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка. 2.Любовь к Родине закладывается в детстве. | 1.Познакомить родителей с результатами анкетирования, диагностики и наблюдений педагогов за поведением, отношением детей к нравственным проблемам и ситуациям. 2.Познакомить родителей с их ролью в воспитании и привитии гражданско-патриотических чувств детям. 3.Активизировать родителей к решению проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Психолого-педагогическое консультирование родителей | Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. |
Конкурс совместной поделки детей и родителей | «Наша планета Земля» и «Мой город» (природный или бросовый материал) | .Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире. Воспитывать чувство гордости за родную страну. |
Фотоальбомы | «История моей семьи», «Профессии моих родителей», «Наши бравые деды» | Воспитывать чувство гордости за свою семью. |
Организация тематических мероприятий | Проведение совместных праздников, досугов, тематических вечеров, КВН, встреч с ветеранами ВОВ, досугов. | 1.Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире. 2.Познакомить детей с традициями и играми разных народов. 3.Воспитывать чувство гордости за родную страну. |
Оформление информационных стендов, пополнение экспозиции в музее Боевой славы, изготовление стенных газет, плакатов, организация выставок совместных творческих работ. | История родного города, Самарской области. История моей семьи. Русские промыслы. Защитники Отечества. Моя Россия. День Победы. | Систематизировать и проиллюстрировать накопленный материал по героико-патриотической тематике |
- Осуществление деятельности по реализации проекта
Представлено тематическим планированием.
В процессе прогнозирования привития каждому ребенку нравственно-патриотических чувств, выработке индивидуального образовательного маршрута нами были также разработаны перспективно-блочный план, отдельные проекты.
Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, объединялись в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной и игровой деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих развлечений, КВН, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.
Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», старались наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, литературные вечера, встречи с интересными людьми и т.п.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
4.Результаты проекта
Для детей:
- экологическая акция «Сохраним нашу планету»
- издание книги «Путешествие звездочки»
- конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
- аппликация, рисование «Любимый сердцем уголок», «Символы России»
- коллаж «Малая Родина»
- работа с бросовым и природным материалом «Мой город», «Наша планета»
- альбомы «История моей семьи», «Профессии моих родителей», «Наши бравые деды»
- выставка книг об армии (подобранных вместе с родителями)
- литературные вечера по сказкам А.С.Пушкина, «Легенды жигулевских гор»
- познавательно –тематические праздники, развлечения «Ах, Самара-городок», «Космическое путешествие», «Мы живем в России» .
Для педагогов:
- разработка тематического проекта по теме: «Наша планета - Земля» для детей и взрослых;
- подбор компьютерных презентаций;
- выставка книг, энциклопедий о космосе;
- подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
- подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
- изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме;
Для родителей:
- папки-раскладки, родительские уголки по патриотическому воспитанию, информационные стенды и газеты;
- выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
- участие в экологической акции «Сохраним нашу планету»
- создание с детьми фотоальбомов «История моей семьи», «Профессии моих родителей», «Наши бравые деды»
- участие в физкультурно-музыкальном празднике, посвященном дню Защитника Отечества, литературном вечере «Легенды жигулёвских гор», тематическом празднике «Мы живем в России».
5.Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Заключительным этапом работы над проектом стал праздник «Мы живем в России». Опыт организации работы по проекту был представлен на педсовете в ДОУ, родительских собраниях в группе.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, свой город, свою семью. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Работа по теме «Наша планета Земля» продолжена в 2012-2013 учебном году в подготовительной группе. (Приложение 1)
Литература:
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, - 2007.
- Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008.
- Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину. М., 2005.
- Ватаман В. П Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград, 2008.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
- Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сост. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. – 128с.- (Библиотека воспитателя) (3).
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1990.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. М., - 2008.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. М., - 2006.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. М., 2007.
- Калашников В. О звездах и планетах.
- Колунова Л.А., Копытина М.Г. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ. Ростов/Дон: Рост. Обл. ИПКиПРО, 1997.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет. М., 2007.
- Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И. Дошкольникам о Москве. М., - 2004.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста. Ростов/Дон: Феникс. 2008.
- Лунина Г. В Воспитание детей на традициях русской культуры. М. , 2005.
- Лялина Л. А.Народные игры в детском саду. М., 2008.
- Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
- Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
- Шорыгина Т. А.Родные сказки . М., 2003.
- http://dohcolonoc.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.maaam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование и систематизация прочных знаний у детей старшего дошкольного возраста о планете Земля и ее жителях
Перспективное планирование по формированию у детей прочных знаний о планете земля и ее жителях....

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В совр...

Конспект по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Берегите планету Земля»
Развивать экологический интерес к нашей планете....

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Наша планета Земля»
Развитие экологического интереса к нашей планете....

Технологическая карта исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Тайны планеты Земля"
Дошкольникам присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаютс...