Занятия по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Продолжать знакомить детей с народами и культурой народов Южного Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_igr_narodov_yuzhnogo_urala.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Фестиваль игр народов Южного Урала»

Задачи:

1.закрепить знания детей о народах Южного Урала.

2.Продолжить знакомство детей с избой-жилищем русской семьи, юртой-жилищем башкир, с предметами старинного русского, башкирского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват, кувшин и т.д.)                                                                        

3. Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами.

4. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр. Вызвать интерес к культуре и традициям родного края через народные игры.

5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской, башкирской народной музыке.

6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому, башкирскому фольклору.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т.д.), юрта, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками;

Ход праздника:

Ведущий:

Наш праздник начинается,

Скучать сегодня запрещается!

Будем шутить, смеяться, танцевать,

В народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

(ведущий предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

Наш детский сад находится в городе, который стал родным домом для русских, татар, башкир, и других народов. А как называется наш город?

Дети: Троицк.

Ведущий: Мы живём в городе Троицке, на Южном Урале.

И для всех Южный Урал стал малой Родиной, несмотря на различия национальной культуры!

(Дети читают стихи)

1 ребенок

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

2 ребенок

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3 ребенок

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

(Звучит музыка, дети садятся на стулья)

Ведущий: Приглашаю вас в необычное путешествие- путешествие в прошлое.

 День начинается,

Путешествие приближается.

Каждый едет к нам

Со своей игрой – необычною, народною.

 И к нам прибыли представители народов, населяющих Южный Урал. И первыми мы встречаем гостеприимных Русских. (Звучит русская народная музыка)

Мальчик с девочкой, одетые в русский национальный костюм, выходят на середину читают стихотворение о России.

Девочка:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Мальчик: — У русского народа есть веселая игра «Дед Мороз» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в нее. (проводится игра).

Ведущий:

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

(стихи про русскую печь).

Ребёнок:

 Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Хозяйка: Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.

Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать?

(достаѐт шкатулку с загадками).

1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек,

Кашу сварит... (чугунок)

2. Чёрный конь,

Скачет в огонь, (кочерга).

3. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник... (самовар).

4. Сама не ест,

А людей кормит, (ложка).

5. Верчусь, верчусь - не потею,

Только более толстею, (веретено).

5. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят... (лапти).

Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали!

Ребята, а давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

1. Раньше носили лапти, а сейчас... (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь... (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а теперь... (на кровати)

4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас... (в шкафу)

5. Раньше воду из колодца носили, а теперь... (льётся из водопровода)

Хозяйка: Молодцы!

Ведущий:

– А мы с вами встречаем гостеприимных башкир.

Звучит башкирская народная музыка

(Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирские костюмы)

-Уважаемые гости (башкиры), ребята готовились к вашему приходу и хотят поприветствовать вас на башкирском языке. (ребёнок читает стихотворение).

Девочка: У жителей Башкирии из войлока есть дом -

Переносная юрта, тепло, уютно в нём!

Играют они в «Юрту», весёлую игру,

И с ней мы познакомим сегодня детвору!

Башкирская игра «Юрта»

Правила: дети делятся на две подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы все ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Игра «Сложи башкирские узоры» (каждому ребенку даются разрезные узоры)

Ведущий:

Как настроенье, детвора? Всем весело сегодня? («да»)

И, праздник наш завершая, предлагаю вам всем вместе приготовить вкусное башкирское блюдо «Баурсаки». (дети моют руки, надевают фартуки, колпачки и под руководством воспитателя готовят угощение).

Ребёнок:

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным баурсакам.

Вкус их всех вас может удивить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...