Образовательная деятельность по экологии "Вулкан" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

мутьева марина владимировна
Цель: продолжать формировать у детей знания о природных явлениях – гейзерах и вулканах, их строение и причиной извержения. Задачи: Образовательные: сформировать представление о типах вулканов, опасностях и пользы вулканических извержений, помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов. Воспитательные: воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). Речевые: активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vulkan.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по экологии для детей подготовительной группы

«Вулкан»

Воспитатель

МАДОУ д/с №37

Мутьева Марина Владимировна

г. Калининград

2016 год

  1. Цель: продолжать формировать у детей знания о природных явлениях – гейзерах и вулканах, их строение и причиной извержения.

Задачи:

Образовательные:  сформировать представление о типах вулканов, опасностях и пользы вулканических извержений, помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Развивающие:  развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Воспитательные:  воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Речевые:  активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

  1. Материалы и оборудование:
  • мультимедийное оборудование;
  • магнитофон;
  • макет вулкана;
  • поднос;  
  • сода;
  • уксус;
  • гуашь;
  • таблица;
  • презентация «Вулканы»;
  • краски, кисточки, альбомные листы;

  1. Методические приемы: 
  • беседа с детьми;
  • загадки;
  • эксперименты;
  • сюрпризный момент.

  1. Предварительная работа:
  • чтение детской энциклопедии «Все обо всем» О.И.Перфильев;
  • рассматривание иллюстрации с изображением вулканов;
  • беседа о видах вулканов;
  • изготовление макета вулкана.

Ход  ОД.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого)

- Проходите, присаживайтесь на свои коврики. Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

«Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный….» (вулкан).

- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Алиса приготовила нам легенду, послушаем ее. (слайд 1)

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.»

- В некоторых местах на земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 2).  А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

- Когда вулканы «спят» (слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

- Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни) (слайд 5,6).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана (слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10, 11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобиль в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия? (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле. Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы (слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов (слайд 14).

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых – вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

Опыт «Извержение вулкана».

После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка - выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона)

Наблюдаем извержение вулкана.

Воспитатель: «А теперь я вам предлагаю нарисовать вулкан».

Дети самостоятельно изображают вулкан. После выполнения работ, дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сюрприз)

ИТОГ.

Воспитатель:

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки (из кратера макета достаются конфеты).

- Скажите пожалуйста, что нового и интересного вы узнали из сегодняшнего занятия? А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу! Вы у меня очень способные и замечательные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с предметами прошлого и настоящего «История фотографии»

Познакомить детей с историей создания фотографии и ее развития. Активизировать познавательную деятельность детей, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью фотографии ориентироваться ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по информатике детей подготовительной группы Тема: «Формирование понятия «алгоритм»»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие» Задачи:Образовательная область  «Познавательное развитие»:Формировать умение разбивать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности поФЭМП для детей подготовительной группы«По следам Колобка»

занятие в игровой форме поможет педагогам воспитывать интерес к математике, а также закрепить и обобщить знания детей. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мореплаватели» для детей подготовительной группы

Цель:создание условий для развития познавательной активности детей в ходе образовательной ситуации «Мореплаватели» Задачи:1. Создать условия для  развития познавательной ак...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности (рисование) для детей подготовительной группы."Я поеду в Городец"

Закрепить знание детей о городецкой росписи. Учить выделять характерные особенности городецкой росписи: рисование растительных элементов – купавки, розаны, листочки.        ...