ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Заблоцкая Елена Викторовна

ВОДА БАЙКАЛА. БЕСЕДЫ,ЗАГАДКИ, ДИДАГТИЧЕКИЕ ИГРЫ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по теме: «Уникальность озера Байкал»

Тема 1: вода Байкала

Цель: познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Краткая информационная справка. Байкал – сокровище и гордость нашего края, являясь озером по закону географии, у народов, с древности населявших его берега, он всегда считался морем. Так сейчас и в песне поется: «Славное море, священный Байкал».

В далеком прошлом народы населяющие берега Байкала, каждый по своему именовали озеро. Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространенные версии происхождения слова «Байкал». Бай-Куль (тюрк) – богатое озеро; Байгаал-Далай (монг) – богатый огонь; Байгаал-Руур (бур.) -озеро Байгаал (откуда буряты заимствовали название Байгаал, неизвестно) .

Возраст озера Байкал исчисляется в пределах 25-30 миллионов лет, что позволяет отнести его к одним из самых древних озер на земле.

Байкал содержит одну пятую часть всех запасов воды на планете.

Это единственный в мире открытый водоем с пресной водой, пригодной для розлива питьевой воды. Вода Байкала, чистая и прозрачная, может заменять собой дистиллированную воду – настолько низка степень содержания в ней минеральных солей.

Байкальская вода отличается высокими вкусовыми качествами, она насыщена кислородом, в ней ничтожно мало органических примесей.

Множество полноводных рек и ручьев впадает в Байкал (в общей сложности их число составляет 336, главные притоки – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Вытекает из озера только одна Ангара.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

1. Коммуникативная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

- «Байкал – богатое озеро», рассказ воспитателя с рассматриванием фотографий «Байкал – гордость нашего края».

- беседы:

«Ангара – дочь Байкала»;

«Вода – это бесценный дар природы»;

«Байкал - священный дар природы».

-знакомство с пословицами и поговорками о воде, ее значении в жизни людей.

-отгадывание загадок.

2. Игровая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Сюжетные игры:

- «Семья на Байкале»;

-«Путешествие по озеру Байкал»;

- Магазин Байкальских сувениров»

Дидактические игры:

-«Времена года на Байкале».

-«Выкладывание орнамента по рисунку» (пуговицы, камушки)

- «Морские волны»

Игра-драматизация:

-«Снеговик»

Развивающие игры:

- «Разрезные картинки»

- «Путаница»

-«Художественное лото»

3. Познавательно-исследовательская

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Путешествие по географической карте Иркутской области: «Найди и покажи озеро Байкал и реку Ангара».

Решение проблемной ситуации: «Может ли человек жить без воды? », «Какую воду можно пить, а какую использовать в быту»

Конструирование из бумаги:

-«Корабли на Ангаре»

-«Чайки летают над водой»

-Экспериментирование с водой:

вода льется из разных сосудов по разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут

Наблюдение за состоянием воды: лед, снег, вода.

-Проектная деятельность: выкладывание из мозаики «Вода Байкала в разные сезоны»

4. Чтение художественной литературы

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Рассказы, сказки, проза

-Море или озеро? //Сибирячок. – 2002-№3.-С. 7.

-"Богатырь Байкал", Г. Кунгуров, "Сибирячок" N 1, Иркутск, 1987

- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. //Сибирячок. – 2002-С. 96.

-Федосеева Н. Ангара – дочь Байкала//Сибирячок. -2007.-№3.-С28.

- В. Стародумов Омулевая бочка

-Н. В. Никитин «Живой Байкал»

-Л. Зимина «Байкал и его дочь»

- «Почему Байкал так называется (Сибирячок 2002 №3 стр. 4)

-Стихи и песни о Байкале.

5. Трудовая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Совместные действия дворника и детей по наведению порядка на участке.

Задания: «Подбери цветную бумагу для своего кораблика»; подбери картинки, фотографии, открытки о водном пространстве Байкала.

Совместные действия с родителями и воспитателя по оформлению фото коллажа «Наш Байкал», по подбору и изготовлению материала для стилизованной карты «Озеро Байкал»

6. Продуктивная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Рисование:

-«Байкальская -нерпа»;

-«Красота байкальской воды».

-Лепка:

-«Байкальские сосульки»;

-«Нерпа»

-конструирование «Перевезем груз по Байкалу»

- аппликация:

-«Рыбки на Байкале»

-«Сосульки» (бумага пластика)

Взаимодействия с семьями детей

-Информирование родителей об уникальности озера Байкал.

-Выставка семейных коллекций с берегов Байкала.

-Фотовыставка «Байкал - краса и гордость Сибири».

-Рисование плакатов на тему сохранения чистоты озера Байкал

-Коллаж «Как мы семьей отдыхаем на Байкале».

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Рассматривание альбома «Обитатели Байкала»; семейных коллекций, фотографий посвященных Байкалу.

-Слушание песни "Славное море - священный Байкал".

-Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья на Байкале», «Магазин Байкальских сувениров», «Путешествие на дно Байкала», «Спасатели».

-Игры-пазлы

-Игры вкладыши

-Ассоциативное - рисование

Итоговое мероприятие

-«Путешествие на озеро Байкал»

Цель: продолжить знакомство с природной достопримечательностью Сибири – озером Байкал; развитие эстетического восприятия красоты озера

-Продуктивная деятельность: Аппликация «Автобус».

Тема 2: Ветры Байкала

Цель: познакомить детей с таким природным явлением на Байкале, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и играх

Краткая информационная справка. Представим основные ветры на Байкале, начиная с северного. Култук – сильный продольный ветер, постепенно меняющий направление. Начинается в долине р. Иркут, но затем не идет по ней к Ангаре, а выходит к Байкалу. Вызывает значительное волнение, мелкие суды вынуждены отстаиваться в укрытиях. Дует обычно осенью, сопровождается длительной непогодой с дождем. Сарма – шквалистый ветер. Он связан с рекой Сарма. Охватывает главным образом участок озера, называемый Малым Морем. Дует иногда более суток, наблюдается до 70 дней в году, особенно часто поздней осенью, с октября до декабря. Возникает внезапно в ясный день.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

1. Коммуникативная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Индивидуальные разговоры.

-Беседы о ветре.

-Беседы на темы художественных произведений.

-Описательные рассказы о сезонных изменения в природе.

-Ситуация общения: упражнения в использовании освоенных речевых форм (ветер, дует, сильный, холодный, теплый и т. д.)

2. Игровая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Сюжетные игры:

-Разыгрывание сюжетов «Рыбаки в ветреную погоду»,

Дидактические игры:

-«Ветер-ветерок»

-«Что было бы, если бы… »

-«Падает-не падает от ветра»

- «Сдуй снежинку»

Игра-драматизация:

-«Песни метели» (вьюга, бури, ураган, пурга, вихрь)

3. Познавательно-исследовательская

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Наблюдение за ветром, его направлением. Определение наличия ветра.

Циклические наблюдения за состоянием деревьев в тихую и ветреную погоду

Решение проблемной ситуации: «Может ли ветер изменить ясную погоду? », «Какую одежду одевает человек, если дует ветер? »

Конструирование из бумаги: «Вертушка», «Строим теплый дом»

Экспериментирование «Почему дует ветер»

Коллекции картинок «Сибирский лес в тихую и ветреную погоду»

Проектная деятельность: выкладывание из пуговиц «Парусник на Байкале»

:

4. Чтение художественной литературы

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Рассказы, песни, проза, стихи:

-К. А. Коровина «Песни метели»

- Л. И. Бородина «Год чуда и печали» отрывки из повести

-Г. Тахтабаев «Ветры на Байкале» проза

-С. Дрожкин «Поднялись ветры буйные»

-Ф. Шпулев «Поднялась буря»

Загадки лесовичка о ветре

-«Злом и добром»

-«Теплый ветер и холодный»

5. Трудовая

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

-Совместные действия дворника и детей по сгребанию листьев, снега с участка.

-Совместные действия детей и воспитателя по изготовлению фото коллажа «Ветер, ветер, ветерок, замечательный дружок»

-Задания: подбор фотографий, на которых отображена ветреная погода.

-Уборка снега с измерением глубины задува ветром снега.

6. Продуктивная

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности:

Рисование

-«Волшебный ветерок» (раздувание кляксы)

-«Танец ветра»

-Аппликация

«Красавица Ангара в тихую погоду»

-«Изготовление рукавички для Ангары»

-Рассматривание картин И. Н. Айвазовского; Ю. Б. Митькин «Три ветра Ольхона», А. И. Шелтунов ; «Вечер на Байкале»

-Лепка «Сибирское угощение для туристов» (пельмени»

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

-Экспериментирование на музыкальных инструментах «Песенка ветерка»

-Экспериментирование с ветром

-Рассматривание «Сезонная одежда для ветреной погоды на Байкале»

-Рассматривание иллюстраций с ветреной погодой, шаблоны деревьев «Сила ветра»

-Подпевание песен о Байкале

-Одевание и раздевание кукол

-Малоподвижная игра "Покажите, как плещутся волны на озере".

-Рисование палочкой на песке в ветреную погоду»

-Игры с воздушным шариком

Взаимодействия с семьями детей

-Совместно с родителями пополнение выносного материала поделками для определения ветра, его силы и направления

-Изготовление корабликов, поплавков для игр с водой

-Украшение участка предметами, определяющими наличие ветра (флюгера, султанчики на палке, вертушки)

-Выставка совместных работ «Ветры Байкала»

Итоговое мероприятие:

-«Осенний лес в ветреную погоду»

Цель: развивать образное мышление детей, творческое воображение.

-Продуктивная деятельность: Рисование «Листья по ветру летят»

Цель: развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа леса в ветреную погоду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...

Объёмно-образное пособие к парциальной программе «Байкал-жемчужина Сибири». «Макет Озера Байкал»

Благодаря макету дошкольники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Называют и показывают озеро Байкал, отмечают его уникальность. Выражают восторг, удивление, восхищение при изучении обит...