Конспект образовательной деятельности "Путешествие в Африку" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Миронова Лариса Валерьевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) для детей подготовительной группы  по теме "Животные жарких стран". Форма проведения - путешествие со сказочным персонажем. Бармалей поможет ребятам узнать много нового и интересного об обитателях жаркой Африки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в Африку».

Цель: расширение представлений детей об обитателях Африки.

Задачи: 

  • Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида, повадках, приспособленности к среде обитания.
  • Обогащать словарный запас детей существительными (пустыня, саванна, джунгли, оазис) .
  • Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение, мелкую и крупную моторику.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
  • Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
  • Чтение стихов  и отгадывание загадок про животных Африки.
  • Составление описательных рассказов  о животных.

Словарная работа: африканский материк, пустыня Сахара, оазис, финики, саванна, баобаб, водопой, джунгли,  лиана, гевея.

Раздаточный материал: картонные рули с напечатанными на них примерами, надутые шарики, маркеры.

Демонстрационный материал: карта, интерактивная игра «Собираемся в дорогу», аудиозаписи «Самолет», «Львиное рычание», «Журчание воды», песенка Е. Железновой «Жираф», презентация «Африка. Африканские животные».

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, мяч, канат, скакалки.

Ход :

Под музыку к детям входит Бармалей.

Бармалей:

- Эх, детишки, девчонки и мальчишки, как же долго я вас искал. Вы меня не бойтесь, я есть вас не буду, мне нужна ваша помощь. Я, ребята, долго гостил в вашей стране…, ой, забыл, как она называется…

Дети:

- Россия.

Бармалей:

- Холодную, морозную, вьюжную зиму я у вас в России перезимовал, соскучился я по жаре, по горячему песочку, обратно в Африку хочу, а вот как туда вернуться я не знаю.

- У меня даже карта есть, только я её чернилами залил и теперь ничего разобрать не могу. Поможете мне?

Дети:

-Да.

Бармалей:

- Тогда вы на карту посмотрите и мою родную Африку отыщите (Слайд № 2).

Дети находят на карте Африку.

Бармалей:

- Как вы узнали, что это Африка?

Предполагаемый ответ детей:

- Много желтого цвета, которым обозначают пустыни.

Бармалей: 

- Ребята, как вы думаете, на каком транспорте можно добраться до Африки?

Дети:

- На самолете, на корабле.

Бармалей:

- Полечу на самолете – это очень быстро.

- Ребята, а хотите вместе со мной в Африку полететь?

Дети:

- Да.

Бармалей:

- Тогда, нам пора собираться в дорогу! (Слайд №3)

Интерактивная игра «Что возьмем в путешествие?».

Бармалей:

- Молодцы, в дорогу мы собрались, отправляемся в полет. (Слайд №4)

Динамическая пауза «Самолеты».

(Слайд № 5)

Бармалей:

- Ребята, посмотрите, где же мы оказались?

Предполагаемый ответ детей:

- В пустыне.

Бармалей:

- А вы знаете, почему это место так называется?

Предполагаемый ответ детей:

- Там пусто, много песка, жарко, нет воды.

Бармалей:

- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?

Предполагаемый ответ детей:

- Нет.

 Бармалей:

- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. (Слайд № 6)

- Как же они обходятся без воды?

Предполагаемый ответ детей:

- У них очень длинные корни.

Бармалей:

(Слайд № 7)

- Посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется «корабль пустыни» - верблюд.

- А вы знаете, почему его так называют?

Предполагаемые ответы детей:

- За плавную, неторопливую походку.

Бармалей:

- Ребята, а как же верблюд по песку ходит и не проваливается?  (Слайд №8)

Предполагаемые ответы детей:

- На ногах у верблюда широкие копыта и толстые мозоли.

Бармалей:

- А вы знаете, зачем верблюду горб?

Предполагаемые ответы детей:

- В нем запасы воды.

Бармалей:

- Почему верблюду не жарко в пустыне?

Дети:

- Верблюда защищает длинная густая шерсть.

Бармалей:

- Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится очень трудно дышать,  но у верблюда даже ноздри приспособлены защищаться от горячего песка – они могут закрываться с помощью специальных мускулов, как крышкой. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

Бармалей:

- Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Посмотрите, ребята, вдаль – не видно ли где воды.

Иммитация «Посмотри вдаль»

(Слайд № 9)

Бармалей:

- Ребята, смотрите, оазис. Вот мы сейчас и отдохнем под тенью пальм, у озера.

Релаксационная гимнастика «Волшебный сон».

Бармалей:

- Вот мы и отдохнули, теперь бы подкрепиться. Я бы от фиников не отказался. А вы, ребята, пробовали финики?

 Предполагаемый ответ детей:

- Да.

(Слайд № 10)

Бармалей:

- Ребята, а вы знаете, что финики растут на финиковых пальмах?! Они очень сладкие и питательные. Если их засушить, то они очень долго хранятся. Их называют «хлеб пустыни». А финиковые косточки – любимое лакомство верблюда.

Бармалей:

- Ну, вот передохнули, отправляемся дальше, нас ждут автомобили.

Возьмите “рули” управления! Поехали.

Имитируют поездку на автомобилях под музыку. После поездки автомобили нужно «припарковать» на стоянке, Каждый автомобиль имеет свой парковочный номер, чтобы узнать его , детям предлагается решить пример.

Бармалей:

- Впереди - Африканская саванна. (Слайд № 11).

- Чем покрыта земля в саванне?

Дети:

-Травой.

Бармалей:

- Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья.  (Слайд № 12). Вы знаете, как называется такое огромное дерево?

Дети:

- Баобаб. 

Бармалей:

- Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре 3 метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада.

- Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым.

Ствол баобаба перенасыщен водой. Зачем это дерево накапливает воду?

Предполагаемый ответ детей:

- Чтобы в засушливый период питаться своими запасами.

Бармалей:

- Летом баобаб сбрасывает листья. Как вы думаете, зачем?

Предполагаемый ответ детей:

- Чтобы меньше испарялось воды.

Бармалей:

- Вот так растения приспосабливаются к жаре: сбрасывают листья, накапливают воду, имеют очень длинные корни.

Бармалей:

- Давайте прогуляемся по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык.

(Аудиозапись «Рычание льва»)

- Что за зверь рычит?

Предполагаемый ответ детей:

- Это царь зверей – лев.

Бармалей:

- Где же он, почему мы его не видим?

Предполагаемый ответ детей:

- Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы. (Слайд № 13)

Бармалей:

- Почему льву важно быть незаметным?

Предполагаемый ответ детей:

- Он хищник, выслеживает добычу.

Бармалей:

- На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, склонны к царственной степенности.

- А чем внешне отличаются львы от львицы?

Дети:

- У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет.

Бармалей:

- На кого охотятся львицы?

Предполагаемый ответ детей:

- Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели.

Бармалей:

- В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

Как же зебры, газели, антилопы спасаются от хищников?

Предполагаемый ответ детей:

-  Они очень быстро бегают.

Бармалей:

- Есть еще одно средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

Бармалей:

- В саванне живет самое высокое животное на земле.

Он имеет рост гигантский

Не в пустыне, не в горах

По саванне Африканской

Ходит медленно...

Дети:

- Жираф.

(Слайд № 14)

Бармалей:

- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея?

Предполагаемый ответ детей:

- Доставать листву с верхушек деревьев.

Бармалей:

- Да, сочную листву доставать удобно, а вот на водопое жирафу с его длинной шеей и длинными ногами не очень удобно, ему приходиться широко расставлять ноги и тянуться шеей к воде.

Бармалей:

- Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Как вы думаете, ребята, почему они стараются находиться рядом с жирафом?

Предполагаемый ответ детей:

- Его высокий рост помогает увидеть хищников.

Бармалей:

- Да, его высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу.

Бармалей:

- Ребята, хотите поиграть с жирафом?

Динамическая пауза под песенку Е. Железновой «Жираф».

Бармалей:

- Отправляемся дальше.

Имитируют поездку на автомобиле.

Бармалей:

И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ 
Его птицей считает?

- Кто же это?

Дети:

- Страус.

(Слайд № 15)

Бармалей:

- Почему же его считают птицей?

Предполагаемый ответ детей:

- У страуса есть крылья, перья, клюв, птенцы появляются из яиц.

Бармалей:

- Страус хоть и птица, но летать не умеет, зато очень быстро бегает. Ноги у него очень сильные, а еще хороший слух и зрение. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца. А какое гнездо у страуса, кто знает?

Предполагаемый ответ детей:

- Это ямка в песке, в нее он откладывает яйца.

Бармалей:

- А из яиц кто вылупляется?

Дети:

- Страусята.

Речевая игра с мячом «Кого любит мама?» (называние детенышей).

Бармалей: 

- Ребята, а вот этого зверя узнаете?

У него большие уши,

Ноги - тумбы, сам, как дом,

Хвостик маленький при нем,

Хобот длинный вместо рук:

Носит бревна и бамбук.

Он огромен и силен,

Серый африканский?

Дети:

- Слон. (Слайд № 16)

Бармалей:

- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?

Дети:

- Нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится.

Бармалей:

- Самое удивительное у слона – хобот. Он выполняет функцию не только носа, но и руки. А вы знаете, что может слон делать хоботом?

 Предполагаемый ответ детей:

- С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.

Бармалей:

- А еще у слона большие уши!  Вы, ребята, знаете, зачем слону такие огромные уши?

Предполагаемый ответ детей:

- Отмахиваться от насекомых, хорошо слышать.

Бармалей:

- Отправляемся дальше. Предлагаю поехать в джунгли, чтобы спрятаться от палящего солнца.

Имитируют поездку на автомобиле.

Бармалей:

(Слайд № 17)

- Ребята, стоп, впереди река. Это же самая большая и опасная река  Африки – Нил.

Смотри - зелёное бревно, лежит тихонечко оно.

Но коль откроет свою пасть, от страха можешь ты упасть.

- Кто же это претворился бревном?

Дети:

- Крокодил.

(Слайд № 18)

Бармалей:

- Здесь еще и бегемоты спасаются от жары. (Слайд № 19). Бегемоты хоть и не такие злобные, как крокодилы, но тоже очень опасны, если их рассердить, могут даже лодку потопить.

Бармалей:

- На другом берегу Нила начинаются джунгли, плыть через реку очень опасно, давайте попробуем перебраться по канатному мосту.

Спортивное упражнение «Пройди по канату».

Бармалей: 

(Слайд № 20)

- Мы с вами оказались  в тропическом лесу. Как он называется?

Дети:

- Джунгли.

Бармалей: 

- Да, это джунгли. А что растет в джунглях?

Дети:

- В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы,  лианы, папоротники.

Бармалей: 

- А вы знаете, что такое лиана?

Дети:

- Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него, тянется по стволу вверх, к солнцу.

Бармалей: 

- Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян?

Дети:

- Мартышка, горилла, орангутанг,  шимпанзе, бабуин.

Бармалей:

- Ребята, а обезьянки очень любят качаться на лианах как на качелях.

- Давайте вместе с ними повеселимся и покачаемся на лианах. (Слайд № 22)

Динамическая пауза со скакалками «Лучшие качели – гибкие лианы».

Лучшие качели -

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто все жизнь качается -

Да-да-да!

Тот не огоpчается

Hи-ког-да!

Бармалей:

(Слайд № 23)

- Смотрите, ребята, пока мы бродили по джунглям, я и не заметил, как мы подошли к моему дому. Он отличается от ваших домов, но в нем тоже можно спастись от жары и от холода, укрыться от дождя. А вы знаете, как называется мой дом?

Дети:

- Хижина.

Бармалей:

- Ребята, у меня в хижине есть один необычный предмет.  

Он на нитке-поводке,

Нитка держится в руке.

Легкий, праздничный, смешной,

И в придачу, надувной.

- Догадались, что это?

Дети:

- Шарик.

Бармалей:

- Правильно, это шарик. А вы знаете, что родиной шарика можно назвать – Африку. Именно здесь растут каучуковые деревья - «гевеи», из сока которых делают воздушные шары. (Слайд № 24)

- Ребята, а давайте я вас научу делать из воздушных шаров  африканских животных. Хотите научиться делать жирафа?

Детям раздаются надутые шарики «колбаски», вместе с Бармалеем делают жирафа, на готовой фигурке с помощь маркера рисуют глазки и пятна.

Бармалей:

- Пусть этот жираф останется у вас на память о нашем путешествии в Африку. Спасибо вам, ребята, что помогли мне вернуться домой. А теперь вам пора возвращаться в детский сад, готовьтесь к полету. (Слайд№26).

Динамическая пауза «Самолеты».



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Африку Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 « Гусельки » Автор: Миронова Лариса Валерьевна, воспитатель

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7



Подписи к слайдам:

Слайд 1

У НЕГО БОЛЬШИЕ УШИ, НОГИ – ТУМБЫ, САМ КАК ДОМ , ХВОСТИК МАЛЕНЬКИЙ ПРИ НЁМ. ХОБОТ ДЛИННЫЙ ВМЕСТО РУК НОСИТ БРЁВНА И БАМБУК. ОН ОГРОМЕН И СИЛЁН СЕРЫЙ АФРИКАНСКИЙ…

Слайд 2

Слайд 3

СМОТРИ – ЗЕЛЁНОЕ БРЕВНО, ЛЕЖИТ ТИХОНЕЧКО ОНО. НО КОЛЬ ОТКРОЕТ СВОЮ ПАСТЬ – ОТ СТРАХА МОЖЕШЬ ТЫ УПАСТЬ.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

ЛУЧШИЕ КАЧЕЛИ – ГИБКИЕ ЛИАНЫ, ЭТО С КОЛЫБЕЛИ ЗНАЮТ ОБЕЗЬЯНЫ. КТО ВСЮ ЖИЗНЬ КАЧАЕТСЯ – ДА-ДА-ДА! ТОТ НЕ ОГОРЧАЕТСЯ НИ-КОГ-ДА!

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» для детей подготовительной группы на тему «Семья, моя родословная

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.Задачи.·       Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвя...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы Тема: «Посадка ростков помидоров»

Занятие , организованное на огороде  детского сада. Дети из группового помещения детского сада выходят на улицу. Они сажали рассаду, наблюдали за ее ростом. И наконец высаживают рассаду...

Конспект образовательного эко-квеста для детей подготовительной группы детского сада «Мы- друзья природы»

Цель. Создание социальной ситуации для формирования системы ценностных отношений к природе, к ее животному и растительному миру.Задачи:1.     создать условия для умения очистить во...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «ФЭМП» для детей подготовительной группы. Тема: Знаки +, -, =, ориентирование в пространстве.

Обучающие задачи:-закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-;-закрепить умение отгадывать математическую загадку, записывать решение.Развивающие задачи:-закреплять умение пон...