Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"
проект по окружающему миру на тему
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Детский сад IV вида № 37»
Исследовательский проект
«Удивительные пять чувств
Авторы:Ованесян Ангелина, Стрелков Матвей,
Загайко Никита, ГунажоковаДжанета,
Кунижев Рашид, Федянин Ярослав,
Спиваков Кирилл
Руководитель:Березенко Наталья Николаевна,
учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"
Авторы: Спиваков Кирилл, Стрелков Матвей, Загайко Никита, ГунажоковаДжанета, Кунижев Рашид, Федянин Ярослав, Ованисян Ангелина.
Руководитель:Березенко Наталья Николаевна, учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Тип проекта.
Кратковременный, исследовательский, подгрупповой.
Продолжительность проекта: 1 неделя
Объект исследования: органы чувств человека.
Аннотация.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание ) помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье. Данный проект содержит поиск ответов на вопросы: «Какие органы чувств есть у человека?» «Как органы чувств устроены?» «Зачем человеку органы чувств?» «Как сохранить органы чувств здоровыми?»
Актуальность.
Каждый предмет можно обследовать не только глазками, но и попробовать на вкус, потрогать ручками, послушать какой звук он издает, понюхать есть ли у него запах.
Рашид «Недавно мне мама рассказала, что у каждого человека есть 5 помощников и это органы чувств»
Никита «Да я тоже слышал, но я не знаю какие органы чувств есть у меня и зачем они мне нужны?»
Рашид «Я так думаю, они мне не нужны, я бы смог без них прожить!!!»
Никита «НЕТ!!! Ты не прав, они нам нужны. А давай спросим Наталью Николаевну, может быть, она нам расскажет»
И мы вместе стали искать ответы на вопросы:
* Какие органы чувств есть у человека?
* Зачем человеку органы чувств?
* Как сохранить органы чувств здоровыми?
Цель.
Выяснить что такое органы чувств и как мы (люди, дети) можем активно пользоваться ими при познании окружающего мира.
Задачи.
* Узнать что такое органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), как они устроены и их функции.
* Научиться пользоваться информацией, полученной при помощи органов чувств в разных видах деятельности.
* Развивать зрительное , слуховое восприятие, вкус, обоняние, осязание.
* Овладеть бережным отношением к органам чувств и уходу за ними.
Гипотеза.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.
Методы исследования.
* Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов.
* Словесные: беседа, рассказ, объяснение
* Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации,экскурсии.
* Практические: опытно- лабораторная работа.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
1.Определение темы проблемы исследования.
2.Формирование цели и задач.
3. Подготовка оборудования и материалов по теме.
4. Оформление исследовательского дневника
5. Создание презентаций
6. Составление плана основного этапа
2 этап- основной
1 день - Орган зрения | 1.Обзорная беседа «Пять помощников моих» ( Приложение 1) 2. Занятие « Орган зрения. Что это такое? » (Приложение 2) 3. Опытно-исследовательская деятельность: · Опыт 1: Определение цвета радужной оболочки глаз у своего друга. · Опыт 2: Определение цвета своей радужной оболочки глаз при помощи зеркала. · Опыт 3: Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света. 4. Оформление детьми дневника наблюдений о зрении . (Приложение 9) |
2 день - Орган обоняния | 1.Занятие «Как мы дышим и зачем?» (Приложение 3) 2. Беседа «Бережем органы дыхания» (Приложение 4) 3. Опытно-исследовательская деятельность · Опыт: Узнать по запаху предмет. Определить к какому виду относится этот запах. Определить приятный он для вас или нет (свежий огурец, шоколадная конфета, косметическое мыло, чистящее средство, микстура). 4. Оформление детьми дневника наблюдений об обонянии. (Приложение 9 ) |
3 день - Орган вкуса | 1.Занятие «Волшебный язычок» (Приложение 5) 2. Беседа «Полезно – вредно» (Приложение 6) 3. Опытно-исследовательская деятельность: · Опыт 1: Дети знакомились с зонами языка и обозначали их разными цветами (сладкий вкус – красная зона, соленый вкус- зеленая зона, кислый вкус – желтая зона, горький вкус- синяя зона). Дети определяли вкус разных продуктов. Задание: Вспомните и нарисуйте знакомые вам продукты питания, которые имеют сладкий (соленый и др.) вкус в нужной цветовой зоне. · Опыт 2:Зависимость вкусовых ощущений от температуры. Каждому ребенку дали два стакана с чаем. В одном стакане чай теплый, а в другом – немного горячее. Количество сахара в обоих стаканах одинаковое. Детям предложили попробовать чай сначала из одного стакана, затем из другого и ответить на вопрос « В каком стакане чай слаще?» Дети ответили, что чай в первом стакане слаще (где был теплый чай). Педагог сообщает детям, что чай в обоих стаканах содержал одинаковое количество сахара. Дети вместе с педагогом делают вывод, что вкусовые ощущения зависят от температуры продукта. 4. Оформление детьми дневника наблюдений о органе вкуса. (Приложение 9) |
4 день - Орган слуха | 1. Занятие «Орган слуха – ухо» (Приложение 7) 2. Опытно-исследовательская деятельность · Опыт 1: Какие звуки предупреждают нас об опасностях. · Опыт 2: Определить по звуку музыкальный инструмент. 3. Оформление детьми дневника наблюдений о слухе. (Приложение 9)
|
5 день - Орган осязания | 1. Занятие «Осязание. Что это?» (Приложение 8 ) 2. Опытно-исследовательская деятельность: · Опыт 1: Определить с помощью органа осязания температуру воды в бутылке и обозначить ее цветной карточкой ( синей – холодную воду, желтой – теплую). · Опыт 2: Определить, какую фигуру я нарисовала на твоей коже. 3. Оформление детьми дневника наблюдений об осязании. (Приложение 9)
|
3 этап – заключительный
1.Обработка и анализ материалов проекта.
2.Обобщить опыт по проделанной работе.
3. Оформление презентации проекта.
4. Подборка родителямигрв домашних условиях на развитие органов чувств.(Приложение 10)
Приложение 1
Обзорная беседа «Органы чувств»
- Дети, кто знает, что такое органы? (Ответы детей).
- Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: “Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.
- С помощью каких органов мы получаем информацию из окружающего мира? (Ответы детей).
- Информацию из окружающего мира человек получает с помощью пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.
- Дети, вы согласны с этим утверждением?
- У кого другое мнение? (Ответы детей).
- Итак, мы предполагаем, что органы чувств - наши помощники. Наша цель: исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира.
Приложение 2
Организованная образовательная деятельность « Орган зрения. Что это такое? »
Программные задачи:
1.Показать какую роль играет зрение в жизни человека.
2.Рассказать об особенностях строения глаза.
3.Ознакомить с приёмами оказания первой помощи при травме глаза.
4.Способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, словообразованию.
5.Воспитывать бережное отношение к своему зрению.
Материал: схема строения глаза с разным цветом радужной оболочки, кукла с завязанным глазом, зеркало, повязка, дневники наблюдений, презентация «Глаза»
Ход ООД.
· Послушайте загадку. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
· Для чего нужны человеку глаза?
· Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают, можно предложить детям пройтись закрытыми глазами по группе.)
· Чтение стихотворения Н. . Орловой «Ребятишкам про глаза».
Разберемся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза немножко,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом,
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом;
Станет снайпером Илья…
Но для этого друзья,
Кроме знания и умения-
Всем необходимо зрение!
· Зрительная гимнастика у окна «Что видят ваши глаза далеко, близко?».
· Показываю схему строения глаза, рассказываю: «Природа оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием «веко». Если перед глазами появляется опасность, веки закрываются. На лице вида только небольшая часть глаза. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны только белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие- зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов».
· Опыт №1. предложить детям посмотреть в глаза своему товарищу и определить цвет радужной оболочки у своего друга.
· Опыт №2: Определение цвета своей радужной оболочки глаз при помощи зеркала.
· Опыт №3: Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света.
· Чтение четверостишия Л.Зильберг.
Помни истину простую:
Лучше видит только,
Кто жуёт морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
· Рассмотреть разложенные карточки «Что полезно и вредно для глаз».
· Игра «Чья команда соберёт быстрее карточки».
· 1-а команда собирает карточки «Полезные для глаз».
· 2-я команда собирает карточки «Вредное для глаз».
· С помощью куклы с завязанным глазом проигрывается ситуация «Что могло случиться?», «Оказание доврачебной помощи», «К какому врачу обратиться за помощью?».
Ознакомиться с правилами первой помощи при травме глаз:
· Если попала соринка, удалить её с помощью носового платка, от виска к переносице.
· При ушибе приложить к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный в холодной воде.
· Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги сои глаза».
Чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице.
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портится глаза.
Телевизор в доме есть,
но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,-
От стола до ваших глаз
Должно быть сорок сантиметров
Я хочу предостеречь:
Нежно глаза беречь!
· Итог занятия.
Приложение 3
Конспект ООД«Нос – орган обоняния».
Цель:
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;
2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.
Оздоровительная:
1.Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;
2.Учить сохранять и укреплять свое здоровье.
Развивающая:
1. Развивать и обогащать словарный запас детей;
2. Учить высказывать свою точку зрения;
3. Развивать мышление, воображение.
Воспитательная:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.
Предшествующая работа:
Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.
Материал:
Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; Тарелочки с наполнителями: чеснок, лекарства, шоколадка, огурец, крем; гигиенические палочки, медицинская повязка.
Ход образовательной деятельности.
Распыляется освежителем воздуха в группе (аромат земляники или пихты), для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.
- Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?
- А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)
- Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.
Вместе с детьми отправимся «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя картинку строения носа.
Краткая информация детям.
- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
- Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
№1 Упражнение: «Обними плечи»
(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)
И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет: «Раз» - «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и.п., образуя как бы квадрат локтями. При этом - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот.(Повторить несколько ра.з)
№2 Упражнение: «Нос в бок»
Массаж носа в стороны, вверх-вниз.
№3 Упражнение:
«Пение носом» - глубокий вдох, на выдохе произносить звук: «М-м-м»
Игра –эксперимент «Дегустатор». Узнать по запаху предмет. Определить к какому виду относится этот запах. Определить приятный он для вас или нет (свежий огурец, шоколадная конфета, косметическое мыло, чистящее средство, микстура). Записать в дневник наблюдения.
В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.
Эксперимент.
- Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.
Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».
- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)
Воспитатель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.
Обучение точечному массажу.
- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.
(Дефектолог показывает зоны расположения точек для дыхания.Дети массируют у себя эти точки).
- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.
Экскурсия «Чем пахнет наш сад!!!»
Приложение 4
Беседа «Бережем органы дыхания»
Давайте поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.
Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.
(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.
Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.
Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.
Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.
Приложение 5
Организованная образовательная деятельность « Орган вкуса – язык »
Рассматривание иллюстраций.
Цели:
-Уточнить знания детей о назначении и строении рта.
-Активизировать знания детей о сенсорных возможностях человека.
- Помочь детям осознать сенсорные возможности языка, как органа вкуса.
- Познакомить с вкусовыми зонами языка.
- Активизировать представления детей о вкусе различных продуктов.
-Рассказать о особенностях языка.
Задачи:
Коррекционные:
- Развивать центральное зрение.
- Закрепить знания детей о приемах снятия зрительного утомления.
- Развитие чувствительности языка.
- Развивать сохранные анализаторы.
Общеобразовательные:
- Развитие связной речи.
- Расширение представлений об окружающем мире.
- Учить ставить вопрос и составлять алгоритм решения проблемы.
Воспитательные:
- Активизировать знания детей о различных приемах снятия зрительного утомления, продолжать формировать навыки личной гигиены.
Оборудование:
ТСО для демонстрации презентаций продукты с разными вкусовыми качествами, продукты разные по вкусу (шоколадка, вода, крекеры, лук, лимон, чай холодный и горячий).
Словарная работа:
Горький, соленый, кислый, сладкий…
ЧАСТЬ 1.
Ход занятия:
Вводная часть.
Знакомство с вкусовыми зонами языка.
Педагог: Вот чудеса! Что это за разноцветный язык? Оказывается, что не весь язык одинаково различает вкус.
Педагог рассматривает и анализирует с детьми схематическое изображение языка, где вкусовые зоны обозначены разным цветом.
1. Занятие «Волшебный язычок»
2. Беседа «Полезно – вредно»
3. Опытно-исследовательская деятельность:
· Опыт 1: Дети знакомились с зонами языка и обозначали их разными цветами (сладкий вкус – красная зона, соленый вкус- зеленая зона, кислый вкус – желтая зона, горький вкус- синяя зона). Дети определяли вкус разных продуктов. Задание: Вспомните и нарисуйте знакомые вам продукты питания, которые имеют сладкий (соленый и др.) вкус в нужной цветовой зоне.
· Опыт 2:Зависимость вкусовых ощущений от температуры. Каждому ребенку дали два стакана с чаем. В одном стакане чай теплый, а в другом – немного горячее. Количество сахара в обоих стаканах одинаковое. Детям предложили попробовать чай сначала из одного стакана, затем из другого и ответить на вопрос « В каком стакане чай слаще?» Дети ответили, что чай в первом стакане слаще (где был теплый чай). Педагог сообщает детям, что чай в обоих стаканах содержал одинаковое количество сахара. Дети вместе с педагогом делают вывод, что вкусовые ощущения зависят от температуры продукта.
Зарисовка в дневниках наблюдений
Итог занятия
Приложение 6
Беседа «Полезно и вредно»
Ребята, а вы знаете, что бывают продукты полезные для нашего здоровья, а бывают и вредные. А что содержится в продуктах, которые полезны для нас, почему они полезные? (содержатся витамины, питательные вещества). Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Продукты, которые вредны для нашего организма – это жареное, соленое, острое, а также вредно есть много сладкого, может заболеть живот, зубки
Давайте подумаем, чем же полезно молоко?(фрукты, мед, каша и т.д.).
Ребята, вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду (ответы детей).
И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты. Еда должна быть разнообразной.
Физминутка. А теперь мы немного поиграем
Ребята, а чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду читать правила, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.
- перед едой надо всегда мыть руки с мылом
- есть нужно в любое время, даже ночью
- надо есть продукты, которые полезны для здоровья
- есть надо быстро
- пищу надо глотать не жуя
- полоскать рот после еды вредно
- нужно кушать разнообразную пищу
- есть надо в меру и не переедать
Приложение 7
Конспект ООД «А уши, чтобы слышать»
Цель: формирование представлений детей о значении слуха в жизни.
Задачи:
- познакомить детей с причинами нарушения слуха;
- дать знания о способах предупреждения нарушения слуха;
- познакомить детей с гигиеной слуха;
- активизировать словарь за счет новых слов;
- развивать связанную речь;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитать бережное отношение к слуховому аппарату.
Материал: схема органа слуха; презентация об органе слуха, звуки предупреждающие об опасности, картинки с дактилем, музыкальные инструменты, дневник наблюдений.
Ход:
1. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. Они что - нибудь вам сказали в ответ? (Да) Что? (Здравствуйте, дети). А как вы узнали, что они сказали вам именно это? (Мы услышали) С помощью чего вы услышали? (Ушей). Значит, для чего нам нужны уши? (Чтобы слушать). Закройте уши, а я скажу вам фразу, посмотрим, услышите вы или нет. (Дети закрывают уши, воспитатель произносит любую фразу, дети открывают уши) Что я у вас спросила? Вы не услышали? Почему?
Вывод: У человека для улавливания и различения звуков существует специальный орган – ухо. Уши служат для того, чтобы слышать, а значит и разговаривать.
2. Дети, скажите, сколько у вас ушей? (два)
На самом деле у каждого человека 6 ушей: 2 наружных уха, два средних уха и два внутренних уха.
3. Д/ игра «Кто позвал»
Цель: развитие слухового внимания и памяти
Ход: дети стоят в кругу, один ребенок в кругу, у него закрыты глаза. Воспитатель показывает на ребенка, который должен позвать по имени водящего, если тот угадает, то они меняются местами.
4. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять такие правила
- не ковырять в ушах;
- не допускать попадания воды в уши;
- защищать уши от сильного ветра;
- защищать уши от сильного шума;
- не втягивать в себя слизь из носа;
- сильно не сморкаться.
5. Так же за ушами надо ухаживать, как и за всем телом
Игровое упражнение «Чем чистят уши»
Цель: расширение представления о том, чем можно чистить уши
Ход: перед детьми на столе лежат различные предметы. Дети должны выбрать те предметы, которыми, по их мнению, можно чистить уши.
6. Игра «На каком музыкальном инструменте я играю»
7. Беседа « Как общаются люди, которые не слышат»
8. Когда вы утром просыпаетесь, то день начинается с утренней гимнастики, чтобы тело проснулось. Для наших ушей тоже есть специальная гимнастика:
1. подержать себя за оба уха, взявшись за верхнюю часть каждого уха большим и указательным пальцами;
2. потереть мочки уха между средним и указательным пальцами;
3. ладонями отогнуть ушные раковины. А затем резко отпустить, почувствовать легкий хлопок
Итог: - о чем мы сегодня говорили?
- что нового вы узнали?
Приложение 7
Конспект ООД «А уши, чтобы слышать»
Цель: формирование представлений детей о значении слуха в жизни.
Задачи:
- познакомить детей с причинами нарушения слуха;
- дать знания о способах предупреждения нарушения слуха;
- познакомить детей с гигиеной слуха;
- активизировать словарь за счет новых слов;
- развивать связанную речь;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитать бережное отношение к слуховому аппарату.
Материал: схема органа слуха; презентация об органе слуха, звуки предупреждающие об опасности, картинки с дактилем, музыкальные инструменты, дневник наблюдений.
Ход:
1. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. Они что - нибудь вам сказали в ответ? (Да) Что? (Здравствуйте, дети). А как вы узнали, что они сказали вам именно это? (Мы услышали) С помощью чего вы услышали? (Ушей). Значит, для чего нам нужны уши? (Чтобы слушать). Закройте уши, а я скажу вам фразу, посмотрим, услышите вы или нет. (Дети закрывают уши, воспитатель произносит любую фразу, дети открывают уши) Что я у вас спросила? Вы не услышали? Почему?
Вывод: У человека для улавливания и различения звуков существует специальный орган – ухо. Уши служат для того, чтобы слышать, а значит и разговаривать.
2. Дети, скажите, сколько у вас ушей? (два)
На самом деле у каждого человека 6 ушей: 2 наружных уха, два средних уха и два внутренних уха.
3. Д/ игра «Кто позвал»
Цель: развитие слухового внимания и памяти
Ход: дети стоят в кругу, один ребенок в кругу, у него закрыты глаза. Воспитатель показывает на ребенка, который должен позвать по имени водящего, если тот угадает, то они меняются местами.
4. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять такие правила
- не ковырять в ушах;
- не допускать попадания воды в уши;
- защищать уши от сильного ветра;
- защищать уши от сильного шума;
- не втягивать в себя слизь из носа;
- сильно не сморкаться.
5. Так же за ушами надо ухаживать, как и за всем телом
Игровое упражнение «Чем чистят уши»
Цель: расширение представления о том, чем можно чистить уши
Ход: перед детьми на столе лежат различные предметы. Дети должны выбрать те предметы, которыми, по их мнению, можно чистить уши.
6. Игра «На каком музыкальном инструменте я играю»
7. Беседа « Как общаются люди, которые не слышат»
8. Когда вы утром просыпаетесь, то день начинается с утренней гимнастики, чтобы тело проснулось. Для наших ушей тоже есть специальная гимнастика:
1. подержать себя за оба уха, взявшись за верхнюю часть каждого уха большим и указательным пальцами;
2. потереть мочки уха между средним и указательным пальцами;
3. ладонями отогнуть ушные раковины. А затем резко отпустить, почувствовать легкий хлопок
Итог: - о чем мы сегодня говорили?
- что нового вы узнали?
Приложение 10
ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ!!!
Игры на развитие пяти органов чувств у ребенка.
У человека пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Зрение - для того, чтобы видеть.
Слух - для того, чтобы слышать.
Осязание - для того, чтобы щупать.
Обоняние - для того, чтобы нюхать.
Вкус - для того, чтобы пробовать на вкус.
Поиграйте с ребенком
1. Зрение
- Назови как можно больше круглых предметов, находящихся дома.
- Назови как можно больше круглых предметов, которые можно увидеть на
улице.
- Назови как можно больше прямоугольных предметов.
В течение 1 минуты запомни расположение геометрических фигур (4-5 фигур), затем, постарайся нарисовать такую же картинку на листе бумаги.
- Нарисуй самое большое в мире дерево на маленьком листе бумаги. Как это сделать?
- Нарисуй самую большую в мире птицу так, чтобы сразу было видно, что она очень большая.
2. Слух.
- Что мы слышим, когда находимся возле леса, реки, болота, автомобильной дороги, на улице города?
- По каким звукам можно опознать автомобиль, лошадь, кошку, колодец?
- Распространяется ли звук в воде? Лучше или хуже, чем в воздухе? Проверь свои предположения, купаясь в ванне.
- Повтори по памяти за взрослым несложный ритм, состоящий из 5 ударов.
3. Осязание.
Предметы на ощупь бывают острыми и тупыми, гладкими и шероховатыми, твердыми и мягкими, теплыми и холодными и т.д.
Упражнение “Волшебный мешочек”.
Оборудование: небольшой тряпичный мешочек, 6-8 штук мелких предметов, разных по форме, размеру, материалу:
- нащупай в мешочке мягкий предмет и назови его...
- нащупай предмет гладкий и мягкий и назови его... (например резиновый мячик)
- нащупай шероховатый мягкий предмет и назови его... (например подушечка для иголок).
Можно также предложить вытаскивать из мешочка предметы по образцу: найди такой же. В этом случае необходимы пары одинаковых предметов. Один предмет из пары мы показываем ребенку - другой он вытаскивает из мешочка на ощупь.
- Загадки “На ощупь”.
Ребенок нащупывает в мешочке какой-то предмет и начинает описывать его качества: скользкий, круглый, теплый, и т.д., а взрослый или другой ребенок должен отгадать, что это за предмет (для детей - выбрать описываемый предмет из 10-15 предметов).
4. Обоняние.
Ребенок должен уметь различать флаконы с разно пахнущими веществами: одеколон, раствор уксуса, раствор нашатырного спирта и скипидара. Удобно пользоваться бумажными “нюхалками” - полосками бумаги длиной 10 см и шириной 1 см.
5. Вкус.
Ребенку дают определить на вкус:
- Что кислее ?(лимон или клюква)
- Что слаще? (сравнивает два раствора с разной концентрацией сахарного песка).
- Что солонее? (сравнивает два раствора с разной концентрацией поваренной соли?.
Для сравнения по кислоте можно также использовать растворы лимонной кислоты разной концентрации. Можно также приготовить четыре раствора каждого из перечисленных веществ. В этом случае мы просим расположить растворы в порядке увеличения или уменьшения силы вкусового качества (кислоты, сладости, солености).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnye_pyat_chuvstv.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание ) помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками . И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье . Данный проект содержит поиск ответов на вопросы: «Какие органы чувств есть у человека?» «Как органы чувств устроены?» «Зачем человеку органы чувств?» «Как сохранить органы чувств здоровыми ?»
Актуальность Каждый предмет можно обследовать не только глазками, но и попробовать на вкус, потрогать ручками, послушать какой звук он издает, понюхать есть ли у него запах. И мы вместе стали искать ответы на вопросы: Какие органы чувств есть у человека? Зачем человеку органы чувств? Как сохранить органы чувств здоровыми? « Недавно мне мама рассказала что у каждого человека есть 5 помощников и это органы чувств » « Да я тоже слышал, но я не знаю какие органы чувств есть у меня и зачем они мне нужны?» « Я так думаю, мой юный друг, они мне не нужны, я бы смог без них прожить!!!» « НЕТ!!! Ты не прав, они нам нужны. А давай спросим Наталью Николаевну может быть она нам расскажет. Актуальность Каждый предмет можно обследовать не только глазками, но и попробовать на вкус, потрогать ручками, послушать какой звук он издает, понюхать есть ли у него запах. И мы вместе стали искать ответы на вопросы: Какие органы чувств есть у человека? Зачем человеку органы чувств? Как сохранить органы чувств здоровыми?
Цель Выяснить что такое органы чувств и как мы (люди, дети) можем активно пользоваться ими при познании окружающего мира. Задачи Узнать что такое органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), как они устроены и их функции. Научиться пользоваться информацией, полученной при помощи органов чувств в разных видах деятельности. Развивать зрительное , слуховое восприятие, вкус, обоняние, осязание . Овладеть бережным отношением к органам чувств и уходу за ними .
Гипотеза В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье. Гипотеза В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.
Методы исследования. Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов. Обследование различных предметов с помощью разных органов чувств. Экспериментирование. Наблюдение.
Прежде , чем приступить к изучению 5 удивительных помощников человека, т.е. органов чувств, мы решили посмотреть в интернете, какие органы чувств есть у каждого человека. И вот что мы увидели ! зрение слух обоняние вкусовые осязание
Посмотрите, у Натальи Николаевны есть книги обо всех органах чувств!!! Ого!! Э то глаз так устроен!?!? А как же он работает? Сколько интересного нас ждет!!
Как устроены глаза ? (после проведённых опытов и изучение строение глаз ) Никита у тебя цвет глаз коричневый, интересно у меня тоже такие же? Свет мой зеркальце скажи… ООО!!! У меня есть радужка ! Мои глаза голубые!!! Как же зрачок реагирует на свет?? ОН становиться маленьким , ОН СУЖАЕТСЯ!! А ведь был «широким зрачком»…??? 1 день
Запишу я все в мой дневник наблюдения чтобы маме показать и рассказать. Вот она обрадуется!!! А зачем мне все- таки глаза??? Я знаю это круг, но какого он цвета я не вижу??? Слышу кто-то завет меня, кажется Кирилл. Но далеко ли он от меня..? Дааа ! Без органа зрения тяжело!!!
Что для глаз полезно , а что же вредно …? Какой интересный мультик!! Подвинусь поближе к компьютеру. Буду делать зрительную гимнастику, чтобы глазки лучше видели!! Что-то у меня болят глаза!? Интересно почему??? Чтобы глазки отдыхали нужно больше нам гулять!!! Нет, Джанета , не три глаза грязными руками, твоим глазам это очень вредно Морковку кушать и умываться очень полезно для глаз
Орган обоняния - нос 2 день Я думал, что носом только дышат, но оказывается им еще и запахи различают. Сколько здесь запахов! Какой же мне и моим друзьям запах больше понравиться ? Этот??? Фу…Ну точно НЕ ЭТОТ ЗАПАХ!! Ммм …вот ОН, запах ШОКОЛАДКИ!!!
Наш детский садик тоже всегда чем- то пахнет. А давайте пойдем и понюхаем, откуда берутся запахи Кухня, печь…Как здесь жарко!! НО какие от сюда доносятся приятные запахи каждый день. Спасибо повару… Кабинет медсестры… я боюсь такой запах! МНЕ СТРАШНО…
Какая большая стиральная машина. Здесь стирают наши полотенца и постельное белье… Пахнет порошком … А у Оксаны Павловны одни книги и какие-то папки…ОНИ не пахнут Быстрей Никита давай напишем в наш дневник, что мы узнали сегодня о разных запахах.
Орган вкуса- язычок 3 день ВОТ ОН - орган вкуса – язык. Язык во рту, чтоб вкус понять. Посмотрите какие у нас язычки… Наталья Николаевна предложила нам опыты, которые помогут нам еще больше узнать о языке. Пойдемте , мне очень хочется узнать все о нашем языке.
Опыт №1 Чай..?? Ой один горячий ,а другой холодный. Давай попробуем их. Вкусно… Никита ,а ты заметил что холодный чай сладкий, а горячий не очень …сладкий ? А потом нам Наталья Николаевна сказала, что чай был одинаково сладкий, но вкусовые ощущения зависят от температуры продукта . Вот так вот!!!
Опыт №2 ОЙ!!! ЧТО ЭТО!!!! Давайте попробуем ведь мы же узнали, что у языка есть зоны разных вкусов (сладкая , соленая, кислая и горькая зона языка) Бррр … кисло… Вот она зона кислоты!!! Ой-ой-ой, орган зрения задергался А я ем шоколадку .!! У меня работает моя сладкая зона.
Орган слуха - ухо. 4 день Вот это да!!! Моя улитка с молоточком в ухе даже шёпот слышит.! Мальчики, угадайте на каком музыкальном инструменте я играю??? Вот так устроено мое ухо?!? Неужели эти проходы - лабиринты есть у меня???
Доктор!! Я здоров? Как вы слышите мое сердце??? Дорогой больной!! ВЫ совершенно здоровы!! У меня есть… слушалка - стетоскоп которое помогает моим ушам еще лучше слышать. Есть люди которые не слышат, они общаются с помощью рук. Мы сегодня выучили слово на их языке «МАМА». Маме покажем вот она удивиться!!! Запишу я все в дневник, ведь я примерный ученик …
5 день Орган осязания- кожа. Кожа… Удивительный орган осязания. Она чувствует тепло, холод, боль, прикосновение… ААА!!Холодно.!! Я могу с закрытыми глазами почувствовать, что у меня рисуют на руке. Интересно, что мне нарисуют .?? Кажется это круг.
В наших дневниках наблюдения есть интересное задание: нам нужно с закрытыми глазами при помощи наших рук, т.е. осязания найти справа и слева одинаковые фигуры . Ну что приступим к работе! Вот он круг слева, а где же второй круг?? И я нашел круг , сейчас найду и второй быстрее тебя!!
Н а улице сейчас зима и холодно. Интересно, а есть ли на нашем участке что-то теплое.? Эта лестница холодная… Мои ручки ощущают холод от люка, здесь тепла тоже нет!! Камни тоже холодные… Я нашел тепло!! Это Кирилла щечка, она очень теплая!!!
Вывод: Одна дана нам голова, А глаза два и уха два, И два виска, и две щеки, И две руки, и две ноги, Зато один и нос, и рот, Ах, будь у нас, наоборот, Одна нога, одна рука, Зато два рта, два языка, Мы только бы и знали, Что ели и болтали С. Я. Маршака Нас окружает огромный мир. Человеку сложно обходиться без органов чувств - это затрудняет узнать лучше все то что нас окружает. Нужно бережно относиться к органам чувств и уходу за ними
Спасибо за внимание! с вами были: Ованисян Ангелина Загайко Никита Гунажокова Джанета Кунижев Рашид Спиваков Кирилл Стрелков Матвей Федянин Ярослав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.
в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»
На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме, решаются коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»
Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...
Презентация "Тактильные игры для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста"
Описание тактильных игр:1Тактильная книга2Узнай фигуру3Рассели фигуры в домики4Тактильные дощечки5Угадай и сосчитай6Весёлые жмурки...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у бабушки Федоры. Посуда».
Занятия по ориентировке в пространстве направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети с нарушениями зрен...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей с нарушением зрения «Муравейник»
Цель: создание условий для расширения представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....
Проект познавательно – исследовательской деятельности для детей с нарушением зрения Квест – игра «Привет из прошлого!»
Сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей, как организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Цель прое...