"Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Смагина Ольга Александровна

Экологическое развитие. Бережем пернатых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_zkologii.docx935.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Тополек»

                       "Птицы  – наши друзья"

                   Занятие по экологии

МБДОУ д/с №8 «Тополек»

Воспитатели: Смагина О.А.

 

                                   

                                     г. Топки 2016 год

Цель: Закрепление знаний детей о птицах (о внешнем виде, о среде обитания, о их голосах, о их разнообразии); воспитание у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц.

Задачи:

- научить детей классифицировать птиц на перелетных и зимующих;

-воспитывать у детей доброту и вызвать желание заботится о перелетных и зимующих птицах;

-развивать у детей психика - эмоциональные процессы при наблюдении за птицами в природе;

Активизировать словарь:

зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для планшета с изображением птиц и кормушки.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Изготовление кормушек. Проведение акции «Подари кормушку птицам».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Вводная часть:

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришел  Старичок – Лесовичок. \воспитатель заносит куклу/

- Здравствуйте ребята! Сегодня он нам придумал вот такое задание, мы отправляемся в путешествие в мир птиц. А для этого необходимо ответить на вот такие вопросы Старичка – Лесовичка!

Беседа с детьми:

- У кого есть крылья? /у птиц/                                                            

– Чем отличаются птицы от животных?  / они летают/

– Как птиц можно назвать по-другому? /пернатые/

– Как называют птиц, которые улетают на зиму? /Перелетные/ Назовите их.

– Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? /Зимующие/ Назовите их.

– Почему птицы улетают? /перечисляют признаки/

– Чем питаются птицы? /перечисляют корма/

Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Старичок – Лесовичок позвал к  нам в гости птиц, они  и расскажут о себе. (Звучит музыка «Леса», входят дети в шапочках птиц.)

II Основная часть:

Воспитатель: Первая птица, которая к нам прилетела: А кто это так бойко перелетает с  одной  березки на другую?

Звучит запись голоса синицы.

Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?

Девочка в шапочке синички встает и проходит перед ребятами.

Воспитатель: Ребята, вы ее узнали? /это – синица/

Девочка в шапочке синички:  Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я  очень люблю жить  в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.

Девочка в шапочке синички: Ребята!  какая же птица у нас появилась?

Наша ласточка!

Девочка в шапочке ласточки. Я ласточка-красавица. Грудка белая, спинка черная. Послушайте пословицы про нас, про ласточек:

Без первой ласточки весна не обходится.

Ласточка лепит гнезда, пчелка — соты.

Ласточка день начинает, соловей кончает.

-Что же вы знаете об этой птице?

Воспитатель: Ласточка - маленькая перелетная птица, на зиму ласточки улетают в теплые страны. Ласточки питаются насекомыми-мухами, каморами, жучками, они ловят и поедают их на лету. Ласточки не вьют гнезда, как другие птицы. Они лепят себе из комочков земли и глины очень прочные домики, и лепят свои домики они обычно высоко на стенах зданий. В них ласточки растят своих птенцов. Люди говорят, это к счастью, если у них дома живут ласточки.

Посмотрите, что за интересная птичка сидит рядом со мной.

 перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Мальчик в шапочке дятла встает и проходит перед ребятами и загадывает загадку:

Хоть я не молоток –

По дереву стучу;

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Воспитатель: Кто же это, ребята? Вы догадались? /Дятел/

 Ребенок в шапочке дятла:  Правильно, ребята! Я птица дятел.

Воспитатель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса", о вас складывают загадки.

Ребенок в шапочке дятла:  Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Воспитатель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.

А что вы еще знаете о дятлах?

Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

Ребенок в шапочке дятла:   А как можно найти эти "кузницы" в лесу?

Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.

Ребенок в шапочке дятла: Молодцы, ребята!

 Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.

Звучит запись голоса снегиря.

Воспитатель:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (Снегири).

Ребенок в шапочке снегиря проходит перед детьми.

Ребенок в шапочке снегиря: Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы.

Воспитатель: Ребята, эта птица тоже прилетает к нам зимой.

Воспитатель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"

 Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев прыгают  по группе.

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – шумные  птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Нас любят и заботятся.

Воспитатель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру.

Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица, ласточка.  Молодцы!

Проводится игра «Птички на кормушках».  

Воспитатель (загадывает загадку): «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.

На магнитной доске находятся изображения кормушки, птиц и корма.

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетел молодчик в красной шапочке. Птица нужная и полезная. Он лекарь леса. Выискивает жучков и лечит деревья.   Отгадайте: кто это?

6. В субботу прилетела птичка, вестница весны. Любит мелких мошек и сладкие крошки. А хвостик у нее как «вилочка»,  белая грудка черная спинка.  Назовите ее.

7. В воскресенье у  нашей кормушки собрались все птицы.  Назовите их.

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

1)Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует. (Воробей.)

5) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует. (Голубь.)

Воспитатель: А теперь расскажите правила кормления птиц.

Дети: Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными.

Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.

Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Воспитатель: Ребята, а какие стихотворения о птицах вы знаете?

Дети читают стихи.

                1.        Прилетели свиристели,

               На свистульках засвистели,

                Красну ягоду поели

                И за речку улетели.

                 2.        Я особа всем известная,

                 Я – крикунья наша местная.

                Лишь увижу тучку темную,

                Я взлечу на ель зеленую.

                И смотрю я словно с трона

                Чернокрылая ворона.

3.        Не люблю сидеть на месте,

На хвосте несу я вести.

Может в них и мало прока,

Но горда собой сорока.

4.        Я без молотка, без рук

По стволу стучу: тук-тук,

Вылечу деревья-ели,

Чтоб росли и не болели!

Вытащу за спинку

 Всякую личинку.

III Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы и с вами совершили путешествие в удивительный мир птиц. Старичок – Лесовик спрашивает вас:

-У какой птицы снежное имя?

Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.

Воспитатель: Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?

Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.

Воспитатель: Чем страшна птицам зима?

Дети. Голодом.

Воспитатель: Наш гость прощается  с вами ему пора в лес. / Педагог уносит персонажа «Старичка – Лесовика»/.

Воспитатель: Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились? И в заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...