Методическая разработка по формированию экологической культуры на тему "В мире животных и птиц"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.
Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию
экологической культуре подрастающего поколения. Ведь именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эту возможность, я пыталась использовать как можно полнее в целях формирования экологической культуры.
В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры, моделирующую деятельность (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Главной функцией, в своей работе по экологическому воспитанию, является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 167 (корпус 3)
Методическая разработка на тему «В мире животных и птиц».
Автор: Саткеева Жанара Жаслановна, воспитатель.
Тюмень – 2017
Пояснительная записка
Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.
Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию
экологической культуре подрастающего поколения. Ведь именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эту возможность, я пыталась использовать как можно полнее в целях формирования экологической культуры.
В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры, моделирующую деятельность (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Главной функцией, в своей работе по экологическому воспитанию, является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.
Комплексно-тематический план образовательной работы
в подготовительной группе «Радуга».
Тема: «В мире животных и птиц».
Возрастная группа - подготовительная
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: с 30 января по 10 февраля 2017 года.
- Цель проекта: формировать у дошкольников основы экологической культуры.
- Задачи проекта:
1) Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
2) Обогащать и пополнять природоведческого словаря детей, за счет употребления
имен существительных (дупло, берлога, логово, нора);
имен прилагательных (хищники, травоядные, лиственные,
смешанный, хвойный, зимующие);
глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).
3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
4) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
5) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (природные материалы, ниткография, пластилинография и др.)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
- Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями.
2. Основной этап
Взаимодействие с детьми
Авторские экологические игры: «Травоядные и хищники», «Птичья столовая», «Кто как передвигается?», «Узнай птичку по голосу» и другие.
Настольные игры: «Зоологическое лото», «Разрезные картинки».
Выразительное чтение и разучивание стихов о животных.
Чтение художественной литературы (в режимных моментах):
В.В. Бианки «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А.Н. «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам» др.
Продуктивная деятельность:
- - коллективная работа «Лесные жители» и «Жители фермы».
- изображение животных (аппликация нитками, рисунок жесткой кистью и.т.п.)
Взаимодействие с родителями
- Изготовление кормушек для птиц.
- Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные Тюменской области» с информацией о каком- либо животном или птице
3. Заключительный этап
- Составление книги «Редкие животные Тюменской области»
Область | Цели | Непосредственно - образовательная деятельность | ||||
Физическое развитие | Ежедневное утренняя гимнастика: «Угадай, какие звери живут в нашем краю?» Физкультминутки: «У оленя дом большой», «Ходит капелька по кругу», « Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет…» Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Сидит белочка в тележке», «Мозаика», «Пазлы», «Шашки». Артикуляционная гимнастика: «Клювики», Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку», «Помоги лягушки». Гимнастика для глаз: «Две птички»; «Белки прыгают по веткам» | |||||
Формировать умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, способствовать формированию активности в самостоятельной двигательной деятельности. Способствовать развитию двигательной активности, формированию потребности в ежедневной двигательной активности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. | Подвижная игра «Птички раз, птички два». Подвижная игра «Совушка- сова». Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цель: упражнять в беге с увёртыванием Подвижная игра «Воробьишки и кот». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами. Подвижная игра «Наездники». Цель: познакомить с новой игрой, её правилами. Подвижная игра «Зайцы» Цель: продолжать закреплять умение прыгать на 2 ногах, продвигаясь вперед. Развивать ловкость, уверенность. Побуждать детей убегать во время погони. Подвижная игра: «Бездомный заяц». Цель: развивать детей физически. Подвижная игра «Лиса и куры» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве Подвижная игра «Собака и воробьи», Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве. Подвижная игра «Обезьяны» Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу. | |||||
Социально – коммуникативное развитие | Совершенствовать и развивать игровые замыслы и умения детей. Формирование первичных представлений о работе врача для животных и его роли в жизни больных зверей Воспитание ценностного отношения к труду людей. | Сюжетно- ролевая игра: «Лесная столовая». Сюжетная игра с игрушками «В зимнем лесу» Сюжетно – ролевая игра.: «Зоолечебница». Сюжетно – ролевая игра «Ветеринар» Ситуация общения «Поведение Хрюшки за столом» («Веселый этикет» И.А.Купина) воспитание культурно - гигиенических навыков. | ||||
Познавательное развитие | Совершенствовать у детей умения различать и узнавать по внешним признакам: отличать птицу от зверя; диких и домашних животных. Систематизировать представления детей о птицах и животных, которые обитают в нашем лесу. Проявлять интерес к их образу жизни. Отражать в игровой деятельности некоторые знания о повадках животных, разыгрывая сценки, игры – забавы. Формировать экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы, приспособлении к окружающей среде. Расширять представления о правилах ухода за птицами, содержании, значении их для человека. Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам. | Образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес». «Для чего зайцам нужны волки?» Беседа на тему: «Из чего сделаны гнезда?» Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц. Ситуативный разговор на тему «Почему медведь зимой спит?». «Лесные жители» (ручной труд) «Ферма» (ручной труд) Беседа с детьми о хищниках леса, чем питаются, почему именно хищники так называются. Цель - способствовать развитию у детей познавательного развития, желаю получать знания самостоятельно, анализировать и делать выводы. | ||||
Художественно – эстетическое развитие | Способствовать развитию умения создавать новое произведение. Способствовать воспитанию эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов. Соблюдение правил безопасности рисования красками. - Развивать двигательную активность в процессе физ.минутки. Развивать творческие способности, умение выразительно двигаться под музыку. Развитие интереса к музыкально-речевым играм. Формировать желание исполнять музыкальные движения в парах, развивать дружеские взаимоотношения. | «Пушистые животные» (нетрадиционная техника) Рисование «Снегири». Цель: Закреплять умение правильно держать карандаш, соблюдать пропорции частей тела. Развивать творчество. В центре творчества разложить раскраски на тему «Животные наших лесов». Самостоятельная изобразительная деятельность детей: раскраски и трафареты животных. трафарет короткими линиями. Развивать моторику рук, усидчивость. Поощрять деятельность ребенка, воспитывать уверенность в действиях «Зайка в зимней шубке» (аппликация) Учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике – создавать композицию из ваты на черной бумаге, создавать выразительный образ, дополняя изображение деталями. Нетрадиционной техника «изонить» «Белочка»»(рисование и художественный труд) Цель: познакомить дутей с техникой «изонить». Показать, что различные изображения можно выполнять в различной технике, что рисовать можно и цветными нитками. 3) Воспитывать трудолюбие и развивать усидчивость. | ||||
Речевое развитие | Словарь: хвостик, копыта, ферма, пяточек, грива, мохнатый, копна, помахивает, потряхивает, крючок, хищники, травоядные. | |||||
Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённому и последующие; упражнять в употреблении названий детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; Словарь: упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов З.К.Р.: закреплять правильное произношение звуков Р и Л в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса. темп речи(речевое развитие). | «Звери в лесу» 1)Активизировать в речи глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства. 2)Развивать выразительность речи: умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса, развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, развивать артикуляционный аппарат. «Как звери готовятся к зиме» 1)Продолжать знакомить с особенностями диких животных. 2)Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. 3)Познакомить с красной книгой животных России. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» 1)Познакомить со сказкой Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». 2.Учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки. Рассказ-беседа «Почему у снегиря грудка красная», развивать диалогическую речь. «Где живут белые медведи» 1)Расширять знание о белом медведе, его жизни, повадках, внешнем виде. 2)Развивать умение составлять цепочки питания. 3)Воспитывать интерес к животным нашей планеты. Решение проблемных ситуаций: «Животное попало в капкан», «Что было бы с человеком, если бы не было животных?» | |||||
Предметно – развивающая среда | Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых моделей. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них. Создавать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру, живой и неживой природы. | Рассматривание альбома (с подгруппой детей) на тему «Травоядные животные». - Продолжить знакомство с животными. Дидактическая игра«Кто и как передвигается?». «Красная книга – символ опасности». Задача: мотивировать желание детей сохранять редких животных. Дидактическая игра по экологии «Хищники и травоядные» Цель: формировать умение располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Развивать наблюдательность. Закреплять умения составлять небольшой рассказ по картинкам. Обогащать словарь, развивать речь детей. Дидактическая игра по экологии «С какой ветки детки?» Цель: формировать представления детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к природе. Дидактическая игра по экологии «Времена года». Развивать речевую активность. Дидактическая игра «Давайте природу беречь!» (экологическая игра). Цель - развитие способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». | ||||
Прогулка | Полюбоваться красотой берёзок в зимнем уборе. Спросить, на что похожи берёзки? Прочесть стих. С.Есенина «Берёза». Побеседовать о том, не замёрзнут ли деревья зимой. Рассказать о том, что всё лето они откладывают под кожицу ствола и веток особую ткань - пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый ствол- поэтому старые деревья легче переносят холод. Предложить детям посмотреть, какие птицы прилетают к нам на участок чаще всего. Как изменилось их поведение с приходом зимы? Чем они питаются? Как можно им помочь?- закрепить название зимующих птиц, их повадки. Наблюдение за ветром. Предложить детям посмотреть на ветки деревьев и определить. Есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный), развивать наблюдательность, речь детей. Наблюдение за собакой. Закрепить знания о характере поведения животного. Наблюдение за воробьем Цель –продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Наблюдение за небом. Есть ли звезды – формировать предпосылки экологического познания. | |||||
Работа с родителями | Предложить составить дома рассказ от имени животного. «Как мне живется у человека» Предложить организовать выставку рисунков «Редкие животные» | |||||
Итог совместной деятельности воспитателя с детьми | Итоговое мероприятие: «Путешествие в мир животных» (театрализованное представление) |
Литература
- «Экспериментальная деятельность», Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова.
- «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.
- «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Л.А. Уланова, С.О.Мордан.
- http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-161618.html
- О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию!, издание 2-е, переработанное, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2010г.
- Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет, издание 2-е, исправленное и дополненное, ТЦ «Учитель», Воронеж 2009г.
- Н.В.Коломина «Занятия по экологии в детском саду», ТЦ «Сфера», М. 1010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников
Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с. Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рек...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы"
Конспект по окружающему миру...
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
Методические разработки недельного тематического планирования по лексическим темам " Домашние животные". "Зимующие птицы".(Из опыта работы)
Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала ...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "...
Методическая разработка совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Животные севера. Белый медведь "
Тема: Животные Севера. Белый медведь...
Методическая разработка Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения
Статья.Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения...