Ознакомление с окружающим миром "Перелетные птицы" (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
В образовательной области «Познавательное развитие»
· Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
· Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
· Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
· Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
· Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
· Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
· Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
В образовательной области «Развитие речи»
· Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
· Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
· Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
· Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
· Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
· Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Физическое развитие»
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Перелетные птицы" (Подготовительная группа) | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(подготовительная группа)
Ознакомление с окружающим миром
беседа на тему: «Перелетные птицы»
Составитель:
Кузина Ольга Андреевна
БРЯНСК 2016 г.
Тема: « Перелетные птицы»
Задачи:
В образовательной области «Познавательное развитие»
- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
- Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
- Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
- Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
В образовательной области «Развитие речи»
- Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
- Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы».
- Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
- Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
- Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Физическое развитие»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.
Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.
Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение):
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко), слайд 1 – «Солнышко»
- Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?
К нам пришла весна. слайд 2 – «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.
(Включаем музыку).
Слайд с письмом -
- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.
- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»
- От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная
Умна, хитра, нахальна и шумна, -
Заглушит стая, кОлокола звоны.
В народе ж говорят, что - вор она!
И кто же это? Ясно, что…(Ворона) Слайд с вороной
- Поможем расколдовать птиц?
-Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Основная часть
Беседа «Перелетные птицы»
Воспитатель :
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
- В какое время года птиц больше? (летом)
- Почему? (оседлые+перелетные)
- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
- В какое время года они возвращаются? (весной)
- Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)
- Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Воспитатель:
-Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?
( Они вьют гнезда).
Воспитатель:
- А для чего птицы вьют и строят гнезда?
(Для того чтобы выводить птенцов)
Воспитатель:
- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель:
- Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)
Воспитатель:
–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)
Воспитатель:
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).
Воспитатель:
- Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).
Воспитатель:
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
Воспитатель:
-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?
Воспитатель:
-Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).
Воспитатель:
-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель:
- А кто изображен на этом слайде? (скворец)
Воспитатель:
-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».
Воспитатель:
-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?( У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом
Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) –слайд кукушка
Воспитатель:
- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель:
- А что общего у всех этих птиц?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
-А что они умеют делать ?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)
Воспитатель :
-Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель:
-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать , назовите мне их.
(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд
Воспитатель:
-Рассмотрите их, что у них общего?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
- А почему они от нас улетают осенью?
(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).
Физкультминутка «Хочу стать птичкой»
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Д. И. «Кто лишний?»(на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)
- Итак, пришло время расколдовать наших птиц.
Работа у доски:
- Пришло время расколдовать наших птиц.
На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).
Воспитатель :
- А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.
- Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).
- Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)
Ученая птица:
- Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель :
- Кто вы такой?
Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).
Ученая птица:
- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)
Ученая птица:
- Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
- Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
- С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)
- У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.
(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)
Ученая птица:
- Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)
Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)
Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг).
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.
- Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. ( Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)
Беседа «Птицы и люди»
Воспитатель:
- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
- Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.
- Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».
Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
Конспект занятия по окружающему миру «Птицы» подготовительная группа
Знакомство детей с птицами...
Конспект занятия по окружающему миру «Птицы» подготовительная группа
Знакомство детей с птицами...