мастер - класс для детей старшей группы. Тема "Квашение капусты"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Ознакомление с традициями русской кухни и обучение приемам квашения белокачанной капусты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_zasolka_kapusty.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №77
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Мастер – класс для детей старшего возраста.
Тема: «Квашение капусты»
Подготовила и провела:
Н.В.Юрова – воспитатель
Участники:
воспитанники 9 группы.
Т.А.Нечаева – мама Алисы Нечаевой.
Материалы и оборудование:
Презентация: слайды, экран, проектор.
Кочан капусты, сырая морковь, соль.
Нож кухонный, ножи пластмассовые, терка ручная, терка механическая.
Кастрюля, миски, разделочные доски, гнет, груз, чистое полотенце.
Салфетки, блюдца, вилки.
Квашеная капуста.
Цель:
Познакомить детей с историей возделывания и использования капусты, с разными вариантами квашения капусты у разных народов. Познакомить с кухонными предметами, используемыми в процессе обработки овощей (нож, терки, разделочные доски, кастрюли, гнет, груз)
Формировать практические навыки обращения с ножом. Совершенствовать речевые навыки. Воспитывать познавательный интерес к процессу квашения, вызвать положительные эмоции от трудовых действий и результата труда.
Предварительная работа:
Рассматривание кулинарных книг с кухнями разных народов, фотографий с изображением блюд. Беседы с детьми о способах приготовления разных блюд, кулинарных рецептах. Рассказы о некоторых традициях и культуре еды у разных народов (в Китае – палочки, чайные церемонии, в Азербайджане подают холодный чай в специальном грушевидном стакане «армуду», узбеки едят плов при помощи лепешки), о специфических национальных блюдах, о родственных блюдах встречающихся в разных национальных кухнях (галушки, пельмени, манты, позы, хинкали).
Санкт Петербург 2016г
Ход детской образовательной деятельности.
1 часть. (В спальне)
Пригласить детей в спальню, и предложить сесть на ковер перед экраном.
1слайд. Загадка.
С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастет …. (капуста)
2 слайд. Страницы истории. Капуста на Земле известна очень давно. Люди попробовали капусту, и она пришлась им по вкусу
3 слайд. Тогда они собрали семена и стали специально выращивать ее на грядках и готовить из капусты разные блюда.
До сих пор капуста занимает важное место в национальных кухнях разных народов. Ее любят в Белоруссии, Украине, Азербайджане и многих других странах.
4 слайд. В нашей русской кухне она занимает одно из первых мест. Из нее готовят щи, солянки, борщ, пекут пироги с капустой.
Вопрос к детям: Поднимите руку, кто из вас пробовал борщ, щи и другие блюда из капусты?
5 слайд. А еще именно русский народ первый придумал солить капусту - «квасить», чтобы сохранить ее на всю зиму, и до самой весны использовать ее в еду.
6 слайд. Хранили квашеную капусту в больших деревянных дубовых бочках.
Вопрос к детям. Что значит дубовых, кто знает? (ответы детей)
Да, бочки делали из дуба, из дубовых досок.
7 слайд. Созревала капуста в середине осени. В конце сентября месяца. Кочаны капусты срезали, снимали верхние зеленые листья (их скармливали домашним животным), а очищенную капусту мелко резали. Ее заготавливали много, поэтому принимали в этом участие все члены семьи.
8 слайд. На Руси была традиция рубить капусту всем вместе, в одно время. И устраивать по этому случаю праздники.
- Знаете, как назывались эти праздники - «КАПУСТНИКИ». Целых две недели в начале октября длились эти праздники.
9 слайд. Люди радовались урожаю, шутили, пели песни и рубили капусту.
Потом ее перетирали с солью, а чтобы она была вкуснее и выглядела аппетитнее, добавляли тертую морковь, и другие приправы.
10 слайд. В Белоруссии, например, добавляют в капусту семена тмина или укропа,
11 слайд. В Карелии – клюкву,
12 слайд. А в Грузии и Азербайджане добавляют свекольный сок. И капуста становится яркого сиреневого цвета.
13 слайд. Квашеная капуста очень вкусная и полезная для здоровья. В ней много витаминов. Поэтому из нее часто готовят разные салаты.
А вы любите квашеную капусту, салаты и другие блюда из нее?
14 слайд. Физминутка.
Сидит на грядке модница,
Не счесть ее одежки,
Но все они похожие –
Нет ни одной застежки!
Давай ее попробуем –
Вкусна! Но столько хруста!
И по бокам похлопаем
И скажем все …. Капуста!
А теперь мы пройдем в группу, сядем за столы, и будем учиться солить капусту.
2 часть. (В группе).
Вопросы к детям:
- Какие овощи лежат на столе? (капуста, морковь)
- Раз мы собираемся солить, то какая приправа нам еще нужна? (соль)
- Чем можно, мелко нарезать капусту? (ответы детей)
- Нож должен быть острый. Резать капусту мы будем на специальной разделочной доске, чтобы не испортить (не поцарапать) стол. Проверьте, у всех есть разделочные доски, ножи.
Есть еще один бытовой предмет, помогающий крошить капусту быстрее, называется – терка.
Сначала мы разрежем кочан капусты на части. Каждый из вас получит лист капусты. Каждую часть капусты мы будем резать отдельно. (Вы свои капустные листья – ножом, а я – на терке). Прежде чем работать ножом, давайте, вспомним меры безопасности обращения с ножом. Нож – острый режущий предмет, обращаться с ним надо как? … осторожно. Размахивать можно? Нельзя, можно порезаться, или ранить соседа. У ножа есть ручка и лезвие. Держать нож надо за ручку, лезвием от себя.
Возьмите нож в правую руку, и попробуйте порезать, свой капустный лист на мелкие части.
(Трудовые действия детей) Получилось. Отложите нож в сторону.
Теперь положим нашу капусту в миску, добавим немного соли и, по очереди, помнем ее руками. Капуста должна выделить немного сока. А теперь, внимание сюда.
2 шаг. Это морковь. Мы будем ее добавлять к капусте. Что с ней надо сделать? (помыть и почистить.) Чтобы натереть морковь, мы используем другую терку. Это механическая терка. Она более безопасная, чем эта, для капусты. Я приглашу сюда помощников. (4е человека, по очереди вращают ручку терки).
3 шаг. А теперь, всю нашу капусту и морковь мы кладем в большую кастрюлю.
Давайте, вспомним как мы солили капусту. (все встают)
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
А теперь капусту надо плотно умять, утрамбовать, чтобы выступил сок. Сверху надо положить гнет, используем для этого пластмассовую тарелку, а чтобы наша капуста вся была покрыта соком, на гнет положим груз. Используем для этого тяжелую металлическую болванку. В деревнях на Руси кладут крупный гранитный камень – булыжник. Сверху кастрюлю накроем салфеткой, чтобы не попал мусор, а воздух, наоборот, проходил к капусте, крышкой нельзя накрывать, а то капуста задохнется, и будет иметь неприятный запах. Теперь ее надо поставить в теплое место и подождать 3-4 дня, чтобы она закисла, через четыре дня капуста будет готова.
А теперь пока наша капуста солится – квасится. Мы поиграем. Помните, где клюква растет? В лесу, на болоте.
(пока идет игра, накрыть столы –тарелки, вилки. Поменять кастрюли под салфеткой, поставить кастрюлю с квашеной капустой)
Есть старинная русская народная игра - «У медведя, во бору», знаете ее?
Давайте, выберем считалкой, кто будет медведем.
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами,
Здравствуй, Мишенька – дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок – то стоит три,
А водить – то будешь ты!
Мы немного изменим слова текста.
По болоту мы пойдем
Много клюквы наберем.
А медведь не спит
Он на нас глядит,
А потом как зарычит.
Возвращаемся в группу. Занимаем свои места.
Фокус покус, тру-ля-ля. Появись, капуста квашеная! Давайте хором скажем заклинание.
(снять салфетку с кастрюли с капустой)
Как вы думаете, что мы сейчас будем с ней делать? (предположения детей)
Есть. Мы сейчас попробуем, что получилось.
- Приятного аппетита!
Вкусная получилась капуста? Теперь вы знаете и умеете готовить старинное русское блюдо – «капуста квашеная (кислая)». Вам понравилось? Мне тоже понравилось, как вы умело обращались с ножами, выполняя работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для детей старшей группы
Совместная деятельность...
СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РИСОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ- ПО МАНКЕ. СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ»
Данное занятие помогает знакомить педегогов с нетрадиционными способами рисования и развития мелкой моторики рук детей....
Мастер - класс для детей старшей группы ДОУ и их родителей "Кашу вкусно мы украсим"
Мастер-класс для детей старшей группы детского сада и их родителей.«Кашу вкусно мы украсим»Цель: способствовать созданию доброжелательной и дружеской атмосферы между детьми, родителями и воспитателями...
Мастер - класс "Цветы" дети старшей группы и родители
Украсим группу весенними цветами...
Мастер-класс для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционной технике рисования «Букет цветов для мамы»
Мастер – класс знакомит детей и их родителей с нетрадиционной техникой рисования: кляксография, рисование одноразовой вилкой. Эта нетрадиционная форма работы помогает родителям овладеть навыками вза...
Мастер-класс для детей старшей группы на тему: «Играя, развиваем речь»
Цель: повышение - педагогической компетенции родителей по теме. Задачи:- обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;- заинтересовать проблемой развития игровой деятельност...
Мастер класс для детей старшей группы и родителей "Украшение пасхальных яиц " план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Приобщение к русской культуре и традициям....