Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Источкина Елена Леонидовна

Цель:дать знания детям о лесе и его обитателях.
Образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
2.  Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
3. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme_udivitelnyy_les.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – Источкина Е.Л.

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска

детского сада №10

Конспект непосредственной образовательной

деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Удивительный лес»

Цель:дать знания детям о лесе и его обитателях.

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
  2.  Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
  3. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Словарная работа

Обитатели, животные, растения, приспособленность.

Предварительная работа:

Беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; составление кроссворда «Растения леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных обитателях.

Материал:

Картины леса, картинки с изображением насекомых, грибов, ягод, насекомых, зверей.

Технологии:

Здоровьесберегающие:

  1. Коммуникативная игра «Здравствуй друг».
  2. Коммуникативная игра «Встретимся опять».
  3. Физкультминутка «На лугу растут цветы».

Технологии развивающего обучения:

  1. Дидактическая игра «Что растет в лесу?»
  2. Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

ИКТ технологии:

  1. Музыкальное сопровождение «Шум леса», «Звуки насекомых на лугу».
  2. Показ слайдов П.Петровичев «Березы», Е.Самарская «Свет родных берез», И.Чуприна «Березы у озера».
  3. Показ слайдов А.К.Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушонком», И.И.Левитан «Дуб», И.Шишкин «Дубовая роща».

Подготовительная работа:

Педагог:

  1. Беседа о лесе, о правилах поведения в лесу.
  2. Подбор картинок: насекомые, грибы, ягоды, звери.
  3. Подбор материала для реализации ИКТ технологии: слайды, аудиозаписи.

Дети:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением  леса и альбома «Звери леса», составление кроссворда «Растения леса», заучивание пословиц о лесе, отгадывание загадок о лесных обитателях.
  2. Разучивание физкультминутки «На лугу растут цветы».
  3. Рисование «На веселом на лугу.»

Родители:

  1. Составление альбомов «Звери леса», «Растения леса».
  2. Экскурсия с детьми в парк, лес.

Материалы и оборудование:

  1. Картинки с изображением насекомых, грибов, ягод, зверей.
  2. Маркеры плана занятия.

План занятия:

1.Организационный момент:

1.1.Коммуникативная игра «Здравствуй друг»http://ped-kopilka.ru/.

1.2. Постановка проблемы.

2.Основная часть:

2.1. Аудиозапись «Звуки природы. Живой лес». https://www.youtube.com/watch?v=wghf4fiuPWE

2.2.Загадки про деревья. https://deti-online.com/zagadki/

2.3. Подбор картин русских художников 5sec.info/kartiny5sec.info/kartiny

2.4.Физкультминутка «На лугу растут цветы» https://multiurok.ru/tat30073007 

2.5.Гул, жужжание насекомых. https://wav-library.net › Звуки и шумовые эффекты ›

2.6.Загадки про насекомых. lad-lad.ru/zagadki/1014-zagadki-pro-nasekomyh.html. 

3.Заключительная часть:

3.1. Итог занятия.

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять» http://nsportal.ru/rybyakova-minzilya-faritovna

Ход занятия:

1.Организационный момент.

1. 1.Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Здравствуй друг! Дети вытягиваю правую руку в сторону.
Здравствуй друг! Вытягивают левую руку в сторону.
Становись скорее в круг, Берутся за руки.
Мы по кругу пойдем.  Идут по кругу.
И друзей везде найдем!
Здравствуй, зайка! Машут над головой правой рукой, затем
Здравствуй, еж! Затем левой.
До чего же день хорош.
Поднимают обе руки вверх
Белка, здравствуй! Машут над головой правой рукой,
Волк, привет! затем левой.
Здравствуйте! – звучит в ответ. Протягивают руки вперед.
Здравствуй друг! Делают те же движения.
Здравствуй друг! Становись скорее в круг, 
Мы, по кругу пойдем, и друзей везде найдем!

1.2. Постановка проблемы:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Он, как только жарко станет,

                                         Шубу на  плечи натянет,

                                         А нагрянет холод злой-

                                         Снимет шубу с плеч долой.(Лес.)

Звучит аудиозапись «Шум леса»

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Мы идем в гости к леснику. Он нам расскажет  много интересного - кто живет в лесу, что растет в лесу.

Ходит по лесу лесник,

Он молчать в лесу привык.

Здесь ему совсем не дома,

Все давным-давно знакомо.

Но сначала, ребята, мы с вами должны повторить правила поведения в лесу.

Кто мне ответит на вопрос: «Как нужно вести себя в лесу?». (Ответы детей).

  • Ветки не ломать, деревья не калечить, траву, листья и цветы зря не рвать;
  • Можно поиграть, поаукать, негромко покричать, но главное - никому не мешать;
  • Слишком не шуметь, а то лес испугается, затаится и не раскроет вам свои тайны;

2. Основная часть (практическая деятельность):

2.1.Отгадайте загадку:

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

∗∗∗

Не заботясь о погоде,

 В сарафане белом ходит,

 А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

∗∗∗

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В зеленом сарафане.  

(Береза).

2.2.Показ картин П.Петровичева «Березы», Е.Самарской «Свет родных берез», И.Чуприной «Березы у озера»

        Да, березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы березы во время цветения. Цветут березы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки. Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром. У березы есть сестры: ученые насчитали около 65 видов берез. А какие интересные приметы и поговорки связаны с образом березы?

Приметы : из березы течет много сока – к дождливому лету; когда береза перед ольхой лист распустит- лето сухое будет, если ольха наперед – мокрое.

2.3.Показ картин А.К.Саврасов «Пейзаж с дубами пастушком», И.И.Левитан пейзаж «Дуб», И.Шишкин «Дубовая роща»

     А это могучее дерево, наверное, знает каждый из вас, ребята. Это дуб. Опишите его. (Дети описывают дерево). У дуба кривые ветви, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.

           Он растет и ввысь, и вширь,

                                                Этот чудо-богатырь!

                                                Сколько дубу силы

                                                Земля подарила!

   Руки-ветви распростер

      И укрыл нас, как шатер.

В лесу растут и другие деревья (отгадывание загадок):

                                                        ∗∗∗

                                                Что же за девица?

                                                Не швея, не мастерица,

                                                Ничего сама не шьет,

                                                А в иголках круглый год.(Ёлка).

                                                         ∗∗∗

                                     Никто не пугает,

                                     А вся дрожит.(Осина).

                                                         ∗∗∗

                                     Вроде сосен, вроде елок,

             А зимою без иголок.(Лиственница).

                                                        ∗∗∗

                                     Белые овечки

                                     Бегают по свечке. (Верба).

2.4.Послушайте стихотворение и вы, ребята, узнаете, что растет на лугу.

      На лугу растет ромашка,

          Клевер с беленькою кашкой,

     Мать -и -мачеха и смолка,

           Колокольчик с синей челкой.

                                               А ещё?

                                               Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, василек,

Ярко-рыжий ноготок.

           Много самых разных травок

У тропинок и канавок.

    И красивых и пушистых,

     И полезных, и душистых.

2.5.Рассказ воспитателя о росте растений:

   Растения умеют двигаться. Рост растения – это движение, но очень медленное. Кроме роста, растения могут совершать и другие движения. Например, соцветие подсолнечника поворачивается вслед за солнцем. Многие растения к вечеру закрываются, а утром раскрываются.

    А сколько грибов растет в лесу! Сколько ягод!(Грибы: белый гриб, маслята, опята, рыжики, подберезовики, подосиновики, мухомор.) Рассматривание картинок с грибами. (Ягоды: ежевика, клюква, малина, голубика, земляника.) Рассматривание картинок с ягодами.

2.6.Дидактическая игра по экологии «Что растет в лесу?»

 Цель: закреплять знания детей о лесных растениях.

Ход игры:

Воспитатель выбирает несколько детей и предлагает назвать, что растет в лесу. Называет: «грибы». Дети должны назвать по очереди названия грибов. Другим говорит: «деревья», «ягоды». Дети называют деревья, ягоды. Побеждает тот, кто больше назовет грибов, деревьев, ягод.

2.7.Физкультминутка «На лугу растут цветы»:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.                     (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.                 (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.                       (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.                (Наклоны.)

А потом опять встают

И по - прежнему цветут.

2.8.  Ну что, друзья, нравится вам  в лесу? Настала пора узнать, кто живет в лесу. Давайте заглянем в Волшебную книгу. Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.

Звучит аудиозапись «Гул и жужжание насекомых»

                                                        ∗∗∗

                                                С ветки на тропинку,

                                                С травки на былинку

                                                Прыгает пружинка -

                                                Зеленая спинка. (Кузнечик).

                                                         ∗∗∗

                                     Голубой аэропланчик

                                     Сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

                                                         ∗∗∗

                                     Много мастеров

             Срубили избу без углов. (Муравьи).

                                                        ∗∗∗

                                     Над цветком порхает, пляшет,

                                                Веером узорным машет. (Бабочка).

                                                        ∗∗∗

                                     Домовитая хозяйка

                                               Полетела над лужайкой,

                                               Похлопочет над цветком-

                                               Он поделится медком. (Пчела).

   Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие – ползать, третьи – прыгать и бегать. (Рассматривание картинок с насекомыми.)

   

Давайте послушаем, что может рассказать о себе божья коровка.

(Голос за ширмой ):

     «Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я страшный хищник, я бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляю свои маленькие ножки в поисках еды.

     Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть до 200 тлей. А моя личинка чуть ли не вдвое прожорливее. Точки на моих крыльях говорят о том, к какому виду я принадлежу: две точки – двухточечная, пять точек – пятиточечная  и т.д.»

    В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека друг.

2.9.Дидактическая игра «Кто живет в лесу?».

Цель: закреплять знания детей о лесных жителях.

Ход игры:

Воспитатель выбирает несколько детей и предлагает назвать, живет в лесу. Называет: «насекомые». Дети должны назвать по очереди насекомых. Другим говорит: «животные», «птицы». Дети называют животных, птиц. Побеждает тот, кто больше назовет насекомых, животных, птиц.

Ребята, а знаете ли вы пословицы о лесе? (Ответы детей).

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

«Лес – богатство и краса, береги свои леса».

2.10.Заучивание стихотворения:

                    Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

                    Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,

                    Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

                                                                           (В.Столяров)

3. Заключение (рефлексия):

3.1. Итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

                                           Добрый лес, могучий лес,

                                           Полный сказок и чудес!

О чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей).

 Что понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

Какие новые слова вы сегодня узнали? (Ответы детей).

3.2.Коммуникативная игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Незнайка в клубе веселых и находчивых»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема: «Приключения Смешариков продолжаются»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастатема:  «Приключения Смешариков продолжаются»Цель: создание условий для  развития у детей старшего...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Натюрморт»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10705858","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект непосредственной образовательной деятель...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «Мы знаем правила пожарной безопасности»

Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых приборов; уточнять и закреплять...