«Загадки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onorina.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» города Канаш Чувашской Республики
Непосредственно образовательная деятельность
по образовательной области: Познание. Формирование целостной картины мира.
на тему: «Загадки природы»
В интеграции с образовательными областями:
«Художественное творчество. Рисование», «Музыка».
Подготовительная группа.
Воспитатель:
Онорина Каролина Викторовн
Г. Канаш, 2012 г.
Программное содержание:
Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
- Обучающие задачи: знакомить с флорой и фауной болота и реки; расширить представления об их жизненном цикле; учить определять обитателей воды по внешним признакам.
- Развивающие задачи: обобщать знания детей о «Превращениях», которые претерпевают различные организмы; дополнить знания детей об обитателях рек; развивать познавательную активность.
- Воспитательные задачи: воспитывать позитивное, бережное отношение к природе и социально ответственное поведение в ней; продолжать воспитывать экологическую культуру у детей.
Образовательная область: «Художественное творчество. Рисование».
Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.
Образовательная область: «Музыка».
Задачи: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно - эстетический вкус.
Материалы и оборудование: Персонаж – обезьянка Дуду, карточки с изображением животных, обитающих на болоте и реке, книга «Большая энциклопедия дошкольника», фильм «На болоте, на реке», корабль, бинокль, для рисования: листы белой бумаги, кисточки, краска гуашь, поролоновые губки, старые зубные щетки, мочалки, щетки для одежды и другие бытовые предметы.
Словарная работа: малек, сазан, судак, клоп – водомерка, рябь, мель
Предварительная работа: беседа «Водоемы нашего края», рассматривание энциклопедии «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний», просмотр иллюстраций, открыток; рисование и конструирование речных обитателей; знакомство с внешним видом и поведением отдельных обитателей болот; подвижная игра «Море волнуется- раз, море волнуется – два…»; эскизные зарисовки этих животных мелом на доске и карандашом на отдельных листах.
Ход проведения.
- Организационный момент.
Дети входят в зал и выстраиваются в одну шеренгу.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня в гости, поэтому давайте будем дружными и внимательными. Ребята, давайте сперва поздороваемся с нашими гостями, чтобы поднять друг другу хорошее настроение. (здороваются).
Педагог: Сегодня ребята, мы неспроста одели эти тельняшки. Я предлагаю Вам сегодня побыть настоящими матросами и отправиться в настоящее путешествие на корабле. Я – буду капитаном, а вы – матросами.
Слышите шум, кто – то к нам спешит в гости!
(вбегает обезьянка Дуду, в руках у нее конверт с письмом)
Дуду: Здравствуйте, дорогие ребята! Я обезьянка Дуду, я прилетела к вам за помощью из жарких стран. К нам по ошибке пришло письмо, которое мы никак не смогли прочесть. Дорогие ребята, вы поможете мне в нем разобраться?
Педагог: Конечно, мы тебе поможем, а еще мы предлагаем тебе отправиться с нами в путешествие, и назначим тебя юнгой!
Дуду: Спасибо большое, я буду Вам очень – очень признательна!
Педагог: Ну, все готовы к отплытию? Поднять паруса! (плывут под звуки шума моря).
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Дуду: (смотрит в бинокль и видит болото)
Слева по курсу неопознанный объект, давайте причалим к нему поближе. Что это за место у берега реки?
Все обходят это место:
Здесь земля как - будто это тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Не проедешь, не пройдешь –
Обойдешь сторонкой.
И водички не попьешь
С синеватой пленкой.
Комаров огромной рой,
Сыро даже в летний зной.
Здесь земля мокра и тряска,
И покрыта она ряской.
II Повторение пройденного материала.
Дуду: Ребята, как вы думаете куда мы попали? (ответы детей)
Педагог: Молодцы! Мы с вами на болоте, а чтобы больше узнать об обитателях и растениях водоемов, болот и рек давайте присядем за парты и посмотрим видеофильм «На болоте, на реке».( просмотр видеофильма)
- Ребята, мы с вами не сможем выбраться, пока не отгадаем загадки:
1.Вы всегда его найдете
И в лесу и на болоте.
Хоть на вид и неказистый,
Но мягкий, нежный, бархатистый.
(мох)
2. Ни зверь, ни птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх!
(лягушка)
3.Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну – ка, кто со мной знаком?
(клюква)
4. Высоко и быстро он растет,
Словно он бамбук, а не трава.
Темною сигарой голова.
(камыш)
- Воду мерить клоп спешит.
Что за чудо – ножки
По болоту он бежит
Словно по дорожке.
(клоп – водомерка)
- Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(комар)
- Коромысло прилетело,
Над водою повисело.
Разглядеть я, братцы, смог
У него шесть тонких ног.
(стрекоза)
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом на угад –
Ищет в речке лягушат.
(цапля)
- Очень страшен я на вид,
Но ведь я не ядовит!
Я по совести скажу:
Очень трудно жить…(ужу)
- Живет на болоте,
Поет он с душой.
Ноги как спицы,
А сам небольшой.
(кулик)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте обведем отгадки кружочками.
Вот обезьянка Дуду мы и разгадали письмо, в котором было изображено - болото. Болото – это непросыхающая грязь от родников, отчего образуется особая растительность и кислая почва. На болоте встречаются такие обитатели как: кулик, ужи, цапля, лягушки, стрекозы, комары, клоп – водомерка; растительность – камыши, мох; на болоте растет кислая ягода – клюква.
Дуду: Как много интересного я узнала. Ребята, подойдите ко мне поближе, я открою вам секрет. А теперь нам нужно пробраться в самую середину болота, где мы увидим волшебную страну Превращалию! По болоту нельзя ехать, нельзя плыть, невозможно идти как по тропинке. Приходится перепрыгивать с кочки на кочку.
Дети движутся в игровой зоне, где размечены «кочки» (физкультминутка)
Два прыжка и три прихлопа –
Один, два, три, четыре, пять.
Три прыжка и два притопа –
Пять, четыре, три, два, один.
Мы идем, идем гуськом
По болоту босиком.
Цаплей постоим немножко
На одной – на левой – ножке.
Цаплей постоим немножко
На одной - на правой –ножке.
- Молодцы! Вот мы с вами очутились в стране Превращалии! Давайте отдохнем с дороги и присядем на кочки. ( садятся на кочки)
III Изучение нового материала.
Педагог: в волшебной стране много удивительных загадок.
- Сейчас я вам расскажу одну из загадок природы.
Обучающая игра «Превращение лягушки» ( слайд)
Лягушка откладывает икринки в воде, и только некоторые из этих икринок «превращаются» в маленьких мальков, похожих на рыбок: продолговатые, прозрачные, с большими глазами. Затем в процессе созревания у них появляется хвостик - это головастик. У головастика в процессе роста появляются вместо хвостика ножки и спереди и сзади и головастик «превращается» во взрослую лягушку, которая может находиться в воде и на суше. Лягушка питается насекомыми, у нее длинный язык, с помощью которого она захватывает добычу.
Игра «Кем были раньше?»
-Скажите, кем раньше были головастики, стрекозы, цветы, птицы, бабочки, вода?
Ответы: икринками, личинками, бутонами, птенцами, гусеницей, тучей.
Игра «Вопрос – ответ».
- Кому нужна вода?(всем: человеку, животным, растениям, насекомым т.д.)
- Для чего человеку нужна вода? (пить, утолить жажду, стирать белье, умываться, для купания, для варки и т.д.)
- Какие превращения происходят с водой, если температура высокая?
- Вода может находиться в трех состояниях. Назовите их? (жидком, твердом, парообразном);
- Может ли человек пить морскую воду? Почему? (соленая)
- А как вы думаете, какая вода в реке? (ответы). Вода в реке пресная, т.е. пригодная для питья.
- Каких речных рыб вы знаете? ( щука, карась, карп, сом, окунь и т.д.)
- А как вы думаете, кем раньше были рыбы? (икринками). А потом? (мальки). А из мальков (рыбы).
Педагог: А теперь давайте станем маленькими учеными, сядем за столы и поэкспериментируем.
Эксперимент «Маленькая икринка»
- Давайте рассмотрим икринку через лупу. Что же мы видим? (икринка прозрачная, красная, виднеется глаз – скоро из нее появится малек)
Дуду: А! Я вспомнила загадку, послушайте ее внимательно!
Кто весь век в воде живет,
А самой воды не пьет,
Ни озерной, ни речной,
Ни какой – нибудь иной?
(Рыба)------------- слайд
- Какие вы молодцы, так быстро отгадали!(удивляется)
Эксперимент «Почему у рыбы такая форма тела?».
Налить воды в емкость и проводить по ней рукой, поставленной на ребро, с сомкнутыми пальцами. То же – открытой ладошкой. В каком случае рука легче идет по воде? Пусть ребята объяснят, почему рыбы имеют такую форму. (овальная продолговатая форма, ей так легко и быстро плавается в воде).
Эксперимент «Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?»
Педагог предлагает бросить тяжелый камушек в воду и сказать, что с ним произошло ( он опустился на дно). Затем бросить резиновый мяч (он останется на поверхности воды). Воспитатель объясняет, что тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «мячик» - плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию рыба плавает в толще воды.
Педагог: Господа маленькие ученые давайте перейдем к самому главному эксперименту: «Как происходит загрязнение воды?»
Педагог предлагает бросить в воду различный материал: пенопласт, краску, землю и т.д. Что же произойдет с водой?(ответы детей). В этой воде могут обитать живые существа? Так что же нужно делать для тго, чтобы она была чистой? (выделить проблему экологии.
Вывод: мы должны сохранять водные запасы нашей планеты, т.к. вода – является источником жизни на Земле!
- Кажется мы выбрались из волшебной страны Превращали. Поплыли дальше, юнга! (движутся под музыку моря)
Дуду: смотрит в бинокль) -слайд радуги:
Впереди по курсу разноцветное коромысло над рекой повисло?
Педагог: Что ты Дуду это – радуга!!
Дуду: Где же можно увидеть радугу и когда?(дети – после дождя)
Дуду: (почесывает голову) Вот мы плывем и плывем по реке и куда мы приплывем? (дети – в море)
Педагог: (работа по слайду)
Педагог: Не будем терять времени и поплывем к берегу. Вот мы и на берегу, спустить паруса!
Помните, я вам рассказывала о мальчике, который хотел стать художником.(Рассказывает под тихую музыку моря). Когда радуга появилась, мальчик забрался на синюю дугу. Его подхватила синяя волна, и … он нырнул в Синее Королевство. Вслед за ним заскользили мыло, зубные щетки, мочалки.. Он плыл по морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Все Синее Королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает! А может быть, и придумывать больше ничего и не надо? Нарисую море. Пусть мне помогут обычные домашние вещи. Попробуем? А какие домашние предметы быта вы помните? (мочалки, щетки, мыло, зубная щетка и др.). Сначала Мальчик пропитал синей краской одежную щетку и приложил ее несколько раз к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. После этого зубной щеткой нарисовал причудливые волны.
А потом плотно обматал тонкой бельевой веревкой пластиковую бутылочку из – под шампуня, прокатил ее по листу бумаги, и … взволновалось море.
Педагог предлагает детям поэкспериментировать с художественными материалами для изображения волн и моря.
_ Давайте и мы с вами попробуем рисовать море. Чем больше лист бумаги, тем лучше и удобнее. Как вы думаете, как еще и чем можно нарисовать море без карандаша и кисточки? (губками, мочалками, ватными палочками и.др.)
Дети рисуют море (волны) на бумаге за партами), под успокаивающую мелодию. ( с помощью зубных щеток, паралоновых губок, щеток для одежды и другие бытовые предметы).
Педагог: Дуду вот тебе листок бумаги, краски и приступай к работе,
Дуду: (читает отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море», и параллельно рисует на мольберте)
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Педагог: Дуду, покажи пожалуйста свой рисунок? Какое море ты нарисовала? (спокойное, немного бурлящее и волнуещее)
Анализ работ: Предложить детям рассказать с каким настроением у них получились волны ( спокойные, бушующие, с белой пеной, «добрые», «Злые», разрушающие).
Дуду: Дорогие ребята! Спасибо Вам большое за столь увлекательное путешествие. Я узнала много интересного и обязательно расскажу об этом своим друзьям. И за ваше старание я хочу подарить каждому подарок – раскраску. (раздает)
Я буду по вам скучать. До свидания!
Дети: До свидания!
IV.Подведение итогов.
Педагог: Ребята, где мы с вами побывали?
- Что нового узнали?
- Кому мы помогли разобраться с таинственным письмом?
-Что больше понравилось?
Педагог: На этом наше путешествие подошло к концу. (дети под музыку уходят в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайны и загадки природы. Экологическая викторина
Викторина, состоящая из трех туров, посвящена загадочным животным....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"
НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Реч...
Нод в средней группе "Познание" "Загадки природы"
В данном конспектн НОД детям предлагается выяснить особенности сезонных изменений в живой природе. Закрепить и углубить знания о природе....
Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...
Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".
Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы». ...
Загадки природы (родительское собрание-КВН)
Загадки природы(родительское собрание-КВН)Участвуют две команды: «Капелька», «Пла...