Экологический проект "Зимующие птицы Белгородской области"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологический проект направлен на формирование знаний детей о зимующих птицах родного края, воспитание бережного отношения к пернатым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Зимующие птицы Белгородской области»
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (декабрь 2015г – февраль 2016г)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Автор: Миляева Елена Валерьевна, воспитатель.
Актуальность:
В настоящее время в рамках процветания технического прогресса проблема экологического образования и воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зима – это не только шумные веселые развлечения и праздники, это сложный этап в жизни животных, а для зимующих птиц – это целое испытание. В холодное время года перед птицами встает главный жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя индивидуальные беседы с детьми, удалось установить, что дошкольники старшей группы имеют недостаточный уровень знаний о зимующих птицах, у большинства опрошенных не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Предполагаемый результат:
Целевые ориентиры:
- у детей сформирована база знаний и представлений о зимующих птицах родного края, их внешнем виде, повадках;
- у детей формированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- у детей развит интерес к наблюдениям за объектами и явлениями природы;
- дети проявляют заботливое отношение к живой природе.
Цель: Создать условия для формирования и систематизации экологических знаний детей о зимующих птицах Белгородской области, развития интереса к живой природе, воспитания ответственного, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о внешнем виде, повадках зимующих птиц родного края;
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни;
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду наглядным и дидактическим материалом по теме проекта;
- расширить творческий, познавательный и интеллектуальный потенциал воспитанников;
- привлечь дошкольников и родителей к активному участию в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях для сохранения их особей;
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный
Подготовительный этап работы:
1) определение темы проекта, цели и задач, стратегий и механизмов;
2) первичная диагностика знаний детей о зимующих птицах;
3) создание необходимых условий для реализации проекта:
- подбор необходимой литературы по данной теме;
- рассматривание рисунков, фотографий о зимующих птицах Белгородской области;
- просмотр видео материала; - знакомство с литературными произведениями детских поэтов и писателей о птицах;
- изготовление дидактических игр.
4) составление плана работы с детьми по теме проекта.
Основной этап работы:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах родного края.
Содержание работы по реализации проекта
Работа с детьми | |
Вид деятельности | Содержание |
1. Беседа | - «Что ты знаешь о птицах?»; - «Трудно птицам зимовать»; - «Кто заботится о птицах?»; - «Как живут наши пернатые друзья зимой?»; - «Пользу или вред приносят птицы?»; - «Птичья столовая». |
2. Наблюдения | - наблюдение за синицей: продолжать вызывать интерес к пернатым познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. - наблюдение за зимующими птицами: закреплять знания о зимующих птицах; - наблюдение за вороной: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. - наблюдение за воробьем: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; познакомить с характерными особенностями воробья. - наблюдение за голубями: - ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно). |
3. Трудовая деятельность | - изготовление кормушек; - чистка кормушек; - кормление птиц. |
4. ООД | 1. Ознакомление с миром природы: «Пернатые друзья»; «Покормим птиц». 2. Изобразительная (рисование) «Как мы кормили птиц»; «Снегири на ветке рябины»; «Печать от руки» (нетрадиционная техника печати от руки). 3. Изобразительная (лепка): «Чудо - птица»; «Снегири». 4. Изобразительная (аппликация) «Сорока-белобока» 5. Конструирование «Голуби». |
5. Чтение художественной литературы | «Птичьи кормушки» Л.Воронкова; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О.Григорьева «Синица»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; В.Бианки «Птичий год: зима»; М.Н. Богданова «Домашний воробей»; Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», пословицы, поговорки и загадки о птицах. |
6. Пальчиковая гимнастика | «Считалка для ворон»; «Кормушка» |
7. Дыхательная гимнастика | «Согреем птичку дыханием»; «Птички полетели» |
8. Организация книжной выставки | «Птички-невелички» |
9. Составление рассказа по картинке | «На нашей кормушке», «Опиши птицу». |
10. Дидактическая игра | «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Отгадай птицу по силуэту», «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы), «Кто улетел?», «Угадай по описанию», «Один - много», «Третий лишний», «Соедини по точкам». |
11. Сюжетно-ролевая игра | «Выставка птиц», «Птичий двор». |
12. Подвижная игра | «Воробышки и автомобили», «Птичьи стайки» «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Вороны», «Совушка-сова». |
13. Просмотр презентаций, демонстрационного материала | Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, картинах, просмотр презентации «Зимующие птицы». |
14. Просмотр мультфильма | «Воробей» и «Ворона» Н. Рубцова |
15. Прослушивание музыкальных произведений | Музыкальная пьеса «Птички» Т.Ломовой, «Воробей» А.Ветлина, аудиозапись «Голоса птиц». |
16. Проблемная ситуация | - «Нужна ли птицам зимой вода?»; - «Из чего можно сделать кормушку?»; - «Что нужнее птице, тепло или пища?»; - «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». |
Работа с родителями
1. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
2. Приобщение родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
3. Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
4. Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
5. Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
6. Консультация для родителей «Кормушки для птиц своими руками», «Зимующие птицы», «Познание окружающего мира путём взаимодействия с природой»
7. Выставка совместного с родителями творчества «Птицы – наши друзья!»
8. Выпуск листовок «Берегите птиц», «Спасите зимующих птиц!», буклетов «Помоги птицам».
Заключительный этап работы:
- Анализ результатов проектной деятельности (оформление презентации проекта)
- Выставка совместного творчества родителей и детей «Птицы – наши друзья!»
- Итоговое мероприятие «Праздник пернатых»
Таким образом, в результате реализации проекта были получены следующие результаты:
- повышение эффективности работы с дошкольниками по изучению живой природы;
У воспитанников сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы, в частности помощь птицам в холодное время года, они не только имеют знания в данном направлении, но и применяют эти знания на практике. Дети стали чаще интересоваться жизнью зимующих птиц на прогулке, с удовольствием участвуют в совместной деятельности по уходу за птицами: кормлении, чистке кормушек.
- увеличение уровня экологической воспитанности их родителей;
Родители стали чаще проводить с детьми наблюдения в природе, организовывают прогулки в зимний лес, парк в выходные дни, пресекают попытки жестокого обращения с объектами окружающего мира, привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
- пополнение дидактического материала предметно-пространственной среды в центре активности по познавательному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
Охраняемые первоцветы Белгородской области
В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...
Животный мир Белгородской области
Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...
Образовательная деятельность с детьми старшей группы (социально – коммуникативное развитие) «Птицы Белгородской области»
образовательная деятельность с детьми старшей группы...
Экологический проект «Злаковые культура Белгородской области»
Приоритетным направлением ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Становление личности, формир...
"Перелетные птицы Белгородской области"
Животный мир Белгородской области, чрезвычайно разнообразен. По существующим оценкам, фауна Белгородской области включает в себя до 250 видов птиц....
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Красная книга Белгородской области»
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») на тему«Красная книга Белгородской области» представляет собой план з...