Экологический проект "Зимующие птицы Белгородской области"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миляева Елена Валерьевна

Экологический проект направлен на формирование знаний детей о зимующих птицах родного края, воспитание бережного отношения к пернатым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Зимующие птицы Белгородской области»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (декабрь 2015г – февраль 2016г)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Автор: Миляева Елена Валерьевна, воспитатель.

Актуальность:

В настоящее время в рамках процветания технического прогресса проблема экологического образования и воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.                 

Зима – это не только шумные веселые развлечения и праздники, это сложный этап в жизни животных, а для зимующих птиц – это целое испытание. В холодное время года перед птицами встает главный жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя индивидуальные беседы с детьми, удалось установить, что дошкольники старшей группы имеют недостаточный уровень знаний о зимующих птицах, у большинства опрошенных не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Предполагаемый результат:

Целевые ориентиры:

- у детей сформирована база знаний и представлений о зимующих птицах родного края, их внешнем виде, повадках;

- у детей формированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;

- у детей развит интерес к наблюдениям за объектами и явлениями природы;

- дети проявляют заботливое отношение к живой природе.

Цель: Создать условия для формирования и систематизации экологических знаний детей о зимующих птицах Белгородской области, развития интереса к живой природе, воспитания ответственного, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о внешнем виде, повадках зимующих птиц родного края;

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в их жизни;

- пополнить развивающую предметно-пространственную среду наглядным и дидактическим материалом по теме проекта;

- расширить творческий, познавательный и интеллектуальный потенциал воспитанников; 

- привлечь дошкольников и родителей к активному участию в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях для сохранения их особей;

- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный

Подготовительный этап работы:

1) определение темы проекта, цели и задач, стратегий и механизмов;

2) первичная диагностика знаний детей о зимующих птицах;

3) создание необходимых условий для реализации проекта:

- подбор необходимой литературы по данной теме;

- рассматривание рисунков, фотографий о зимующих птицах Белгородской области;

- просмотр видео материала;                                                                              - знакомство с литературными произведениями детских поэтов и писателей о птицах;

- изготовление дидактических игр.

4) составление плана работы с детьми по теме проекта.

  Основной  этап работы:

        Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах родного края. 

Содержание работы по реализации проекта

Работа с детьми

Вид деятельности

Содержание

1. Беседа

- «Что ты знаешь о птицах?»;

- «Трудно птицам зимовать»;

- «Кто заботится о птицах?»;

- «Как живут наши пернатые друзья зимой?»;

- «Пользу или вред приносят птицы?»;

- «Птичья столовая».

2. Наблюдения

- наблюдение за синицей: продолжать вызывать интерес к пернатым познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

- наблюдение за зимующими птицами: закреплять знания о зимующих птицах; 
формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

- наблюдение за вороной: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

- наблюдение за воробьем: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; познакомить с характерными особенностями воробья.

- наблюдение за голубями: 
закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). 

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

3. Трудовая деятельность

- изготовление кормушек;

- чистка кормушек;

- кормление птиц.

4. ООД

1. Ознакомление с миром природы:

«Пернатые друзья»; «Покормим птиц».

2. Изобразительная (рисование)

«Как мы кормили птиц»; «Снегири на ветке рябины»; «Печать от руки» (нетрадиционная техника печати от руки).

3. Изобразительная (лепка):

«Чудо - птица»; «Снегири».

4. Изобразительная (аппликация)

«Сорока-белобока»

5. Конструирование «Голуби».

5. Чтение художественной литературы

«Птичьи кормушки» Л.Воронкова; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; О.Григорьева «Синица»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; В.Бианки «Птичий год: зима»; М.Н. Богданова «Домашний воробей»; Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», пословицы, поговорки и загадки о птицах.

6. Пальчиковая гимнастика

«Считалка для ворон»; «Кормушка»

7. Дыхательная гимнастика

«Согреем птичку дыханием»; «Птички полетели»

8. Организация книжной выставки

«Птички-невелички»

9. Составление рассказа по картинке

«На нашей кормушке», «Опиши птицу».

10. Дидактическая игра

«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Отгадай птицу по силуэту», «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы), «Кто улетел?», «Угадай по описанию», «Один - много», «Третий лишний», «Соедини по точкам».

11. Сюжетно-ролевая игра

«Выставка птиц», «Птичий двор».

12. Подвижная игра

«Воробышки и автомобили», «Птичьи стайки» «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Вороны», «Совушка-сова».

13. Просмотр презентаций, демонстрационного материала

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, картинах, просмотр презентации «Зимующие птицы».

14. Просмотр мультфильма

«Воробей» и «Ворона» Н. Рубцова

15. Прослушивание музыкальных произведений

Музыкальная пьеса «Птички» Т.Ломовой, «Воробей» А.Ветлина, аудиозапись «Голоса птиц».

 16. Проблемная ситуация

- «Нужна ли птицам зимой вода?»;

- «Из чего можно сделать кормушку?»;

- «Что нужнее птице, тепло или пища?»;

- «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Работа с родителями

 1. Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

 2. Приобщение родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

 3. Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

 4. Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

 5. Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

 6. Консультация для родителей  «Кормушки для птиц своими руками», «Зимующие птицы», «Познание окружающего мира путём взаимодействия с природой»

 7. Выставка совместного с родителями творчества «Птицы – наши друзья!»

 8. Выпуск листовок «Берегите птиц», «Спасите зимующих птиц!», буклетов «Помоги птицам».

Заключительный этап работы:

  1. Анализ результатов проектной деятельности (оформление презентации проекта)
  2. Выставка совместного творчества родителей и детей «Птицы – наши друзья!»
  3. Итоговое мероприятие «Праздник пернатых»

        Таким образом, в результате реализации проекта были получены следующие результаты:

-  повышение эффективности работы с дошкольниками по изучению живой природы;

        У воспитанников сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы, в частности помощь птицам в холодное время года, они не только имеют знания в данном направлении, но и применяют эти знания на практике. Дети стали чаще интересоваться жизнью зимующих птиц на прогулке, с удовольствием участвуют в совместной деятельности по уходу за птицами: кормлении, чистке кормушек.

- увеличение уровня экологической воспитанности их родителей;

        Родители стали чаще проводить с детьми наблюдения в природе, организовывают прогулки в зимний лес, парк в выходные дни, пресекают попытки жестокого обращения с объектами окружающего мира, привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

- пополнение дидактического материала предметно-пространственной среды в центре активности по познавательному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

Охраняемые первоцветы Белгородской области

В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...

Животный мир Белгородской области

Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...

Экологический проект «Злаковые культура Белгородской области»

Приоритетным направлением ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Становление личности, формир...

"Перелетные птицы Белгородской области"

Животный мир Белгородской области, чрезвычайно разнообразен. По существующим оценкам, фауна Белгородской области включает в себя   до 250 видов птиц....

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Красная книга Белгородской области»

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») на тему«Красная книга Белгородской области» представляет собой план з...