Летний экологический проект "Птицы Ярославской области" для детей 5-6 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)

Познавательный и образовательный материал для работы с детьми в летний период с целью изучения природного окружения родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx553.9 КБ

Предварительный просмотр:

Певчий дрозд.

Чайка озёрная, птица вредная и крикливая.

Летний экологический проект

«Птицы Ярославской области»

Для детей 5-6 лет

Воспитатель Белова С.Ю.

Актуальность проекта

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что диких животных они знают и различают намного лучше, чем птиц. Отсюда и возникла идея познакомить детей с несколькими птицами, обитающими в Ярославской области.

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта:

Дать детям представление о строении и образе жизни птиц в природе.

Задачи проекта:

1) познакомить детей с некоторыми птицами, обитающими на территории Ярославской области: грачом, чайкой, трясогузкой, ласточкой, певчим дроздом, кукушкой; особенностями их внешнего вида, питания, образа жизни;

2) дать детям представление о строении птицы, функциональном назначении различных частей её тела;

3) дать детям представление о жизненном цикле развития птицы (яйцо, зародыш, птенец, взрослая птица);

4) воспитывать бережное отношение к природе;

5) способствовать развитию речи детей через беседы, пальчиковые игры, разучивание стихотворений и загадок о птицах;

6) развивать мелкую моторику пальцев рук;

7) развивать наблюдательность, внимание

Реализация проекта:

-) рассматривание картинок и фотографий с изображением различных птиц;

-) наблюдения за птицами;

-) рассказ воспитателя о строении птицы, функциональном назначении частей её тела;

-) чтение художественной литературы («Перелётные птицы» 16 дем.картинок с текстом на обороте ), загадки, стихотворения, рассказы о птицах);

-) разучивание стихотворений: С. Белова «Есть у птицы голова…»; Н.Грахов «Про кукушку»;

-) беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем птицам нужны крылья?», «Зачем птицам хвост?», «Почему у птиц разные ноги?» и др.;

-) дидактические игры: «Собери картинку», «Узнай по описанию», «Кто что ест?», «Подбери предмет по признаку» и др.;

-) подвижные игры: «Птицы и дождик», «Птицы в клетке», «Птички в гнёздышках», «Птички и кошка»;

-) слушание детских песенок про птиц, фонограмм с голосами кукушки, чайки, грача, певчего дрозда, ласточки, трясогузки;

-) продуктивная деятельность: рисование «Ласточка», лепка «Птичка», «Грач», «Птичьи гнёздышки», аппликация «Яркие птички», оригами «Летящая птичка»;

-) итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о птицах?»

Участие родителей: оформление открыток с изображением птиц со стихами-загадками о них.

В результате проведённой работы дети познакомились с особенностями строения птиц, особенностями образа жизни грача, трясогузки, ласточки, кукушки, певчего дрозда, чайки, научились различать на слух их голоса, узнавать на улице, выяснили, чем питается та или иная птица, узнали о жизненном цикле развития птицы. Дети расширили свой кругозор, пассивный и активный словарь. Они узнали, что такое перепонки, кто такой зародыш, научились различать разные виды перьев, узнали об уникальных особенностях кукушки. Дети стали более внимательно относиться к миру природы, искать в ближайшем природном окружении знакомых птиц, интересоваться, как называются увиденные ими незнакомые птицы.

Дидактические игры

«Угадай по описанию»

Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её.

Материалы: картинки с изображением грача, чайки, кукушки, певчего дрозда, ласточки, трясогузки.

Ход игры: ребёнок рассказывает, не называя, о любой из предложенных птиц, остальные дети отгадывают, о какой птице идёт речь, называют её, проверяют правильность ответа с опорой на картинку.

«Счёт птиц»

Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Материалы: картинки с изображением грача, чайки, кукушки, певчего дрозда, ласточки, трясогузки.

Ход игры: детям предлагается картинка с изображением птицы. Нужно последовательно выполнить счёт от одного до десяти: одна кукушка, две кукушки и т.д.

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в употреблении родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Материалы: картинки с изображением грача, чайки, кукушки, певчего дрозда, ласточки, трясогузки.

Ход игры: воспитатель показывает на изображение птиц по очереди, ребёнок должен произнести: нет… кукушки, …дрозда, … грача и т.д., затем: нет … кукушек, … дроздов, … грачей и т.д.

«Подбери предмет по признаку»

Цель: учить подбирать существительное к прилагательному

Ход игры: воспитатель называет прилагательное, ребёнок подбирает к нему существительное соответствующего рода (грачиный… крик, грачиное … гнездо, грачиная … семья и т. д.)

«Один – много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа имени существительного.

Ход игры: воспитатель называет птицу в единственном числе, ребёнок называет во множественном: грач – грачи, дрозд – дрозды…

«Подбери признак»

Цель: учить подбирать прилагательное к существительному.

Ход игры: воспитатель задаёт вопрос: ворона какая? (…), грач какой? (…)

«Летает – не летает»

Цель: развивать внимание детей

Ход игры: воспитатель называет предмееты. Если слово по значению подходит к слову «летает»( называть птиц), то дети широко машут руками («крыльями»), если не летают – ничего не показывают.

«Кто как живёт?»

Цель: закрепить знания детей об образе жизни птиц: стайкой, в паре, в одиночку.

Материал: картинки с изображением птиц: грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки; схематическое изображение трёх птиц, двух, одной.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку разложить картинки с изображениями птиц под схематическими изображениями в зависимости от образа жизни птицы.

«Кто что ест?»

Цель: закрепить знания детей о предпочитаемой пище для грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки.

Материалы: картинки с изображением птиц: грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки; картинки с изображением предпочитаемого птицами рациона.

Ход игры: ребёнку предлагают подобрать к каждой картинке с изображением птицы картинку с предпочитаемым ею кормом.

«Кто где гнёзда вьёт?»

Цель: закрепить знания детьми мест гнездования грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки.

Материал: картинки с изображением птиц: грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки; картинки со схематическим изображением излюбленных мест гнездования данных птиц.

Ход игры: ребёнку предлагают подобрать к каждой картинке с изображением птицы картинку с предпочитаемым ею местом гнездования.

«Угадай по голосу»

Цель: учить узнавать по голосу грача, чайку, ласточку, трясогузку, певчего дрозда, кукушку.

Материал: аудиозапись голосов птиц: грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки.

Ход игры: воспитатель предлагает прослущать аудиозапись с голосом птицы и назвать, какой птице он принадлежит.

«Собери картинку»

Цель: Упражнять в умении создавать из частей целое

Материал: картинки с изображением птиц: грача, чайки, ласточки, трясогузки, певчего дрозда, кукушки, разрезанные на 8-12 частей, цельное изображение этих же картинок.

Ход игры: Дети получают картинки с изображением птицы, разрезанные на 8-12 частей. Им нужно собрать целую картинку по образцу.

«Что сначала, что потом».

Цель: закрепить знание детьми жизненного цикла развития птицы.

Ход игры: Ребёнок получает картинки с изображением различных стадий развития птицы. Он должен разложить их по порядку, от яйца до взрослой особи.

Подвижные игры

«Птицы и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «птицы» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «птицы» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», дети бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самая ловкая «птичка».

«Птицы в клетке»

Цель игры: развивать ловкость и внимание детей, упражнять в беге, закрепить знание детьми перелётных птиц.

Ход игры: половина детей становится в круг, держась за руки. Руки поднимают вверх «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу «Хлоп» «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и встают в круг. Потом дети меняются местами.

"Птички в гнездышках"

Цель: закреплять с детьми умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать двигательную активность.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, на свободном групповом пространстве разложены обручи разного цвета- это гнездышки.

Воспитатель объясняет детям, что в каждом гнёздышке живут разные птицы и одновременно называет детей.

В синем гнёздышке живут дрозды (воспитатель называет детей, они встают в своё гнездо);

В жёлтом гнёздышке живут ласточки (воспитатель называет детей, они встают в своё гнездо);

В пёстром гнёздышке живут чайки (воспитатель называет детей, они встают в своё гнездо);

В красном гнёздышке живут трясогузки (воспитатель называет детей, они встают в своё гнездо);

По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" дети возвращаются на свои места.

Усложнение:

Воспитатель говорит, что подул сильный ветер и все гнёздышки разлетелись в разные места (обручи меняются местами). По сигналу воспитателя нужно всем птичкам вернуться в свои гнёздышки (своего цвета).

Указания к проведению:

Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, ориентируясь в пространстве, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

«Птичка и кошка»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увёртыванием.

Ход игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Стихотворения о птицах

В. Мирясова

«Чайка»

- Чайка белокрылая,

Шумная, крикливая,

Почему ты так кричала?

-Рыбку я в воде искала.

-Ты рыбачка, чайка?

Рыбку нам поймай-ка!

Т.Коваль

«Ласточка»

Вместе с весной в гости к нам прилетает,

Чёрною чёрточкой в небе мелькает.

Быстрая птица, хвостик стрелой

Быстро охотится за мошкарой.

С. Маршак

Видишь смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда?

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

Н.Грахов

«Про кукушку»

У кукушки нет подружки,

Очень грустно жить кукушке.

И в лесу, и на лугу

Слышно грустное «ку-ку».

Я пойду на край опушки,

Я кукушке помогу.

Я ищу, ищу кукушку,

А увидеть не могу!

Есть стрекозы, есть лягушки,

Только нет нигде кукушки!

Как же ей помочь в беде,

Если нет её нигде?!

Ю.Любимов

«Трясогузка»

Трясогузка с белой грудкой

Прилетела на минутку,

Потрясла своим хвостом

И исчезла за кустом.

Н. Агошкова

Ветка – раз, пушинка – два –
Просто кругом голова!
Отчего грачи кричат?
Строят гнёзда для грачат.

С.Белова

Есть у птицы голова,

Хвост – один, а крыльев – два,

Туловище есть и ноги,

чтоб присесть, устав в дороге.

Перьями покрыты птицы.

Им без дела не сидится:

Только солнышко встаёт –

Отправляются в полёт.

Ловят мух и комаров,

Кормят маленьких птенцов.

Загадки о птицах

Он в чёрной одежде,

Но всё-таки врач.

Спасает поля от вредителей…

(Грач)

Эти птицы-рыбаки

В полёте ловки и легки,

А когда на воду сядет,

То рыбку достаёт из глади!

(Чайки)



Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - …
(Трясогузка)

Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка – …
(Ласточка)

Кто в клюве ловко яйца носит,

Чтоб в гнездо к «чужим» подбросить?

(Мать-кукушка)



Из семейства воробьиных.

Буро-жёлтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий…

(Дрозд)

Пальчиковые игры

«Птицы-мастерицы»

Птицы-мастерицы ( складывают кисти крест накрест и машут ими, изображая полёт птицы)

Гнёзда вьют, ( складывают вместе обе ладони «чашечкой»)

Яйца несут, ( складывают в «колечко» указательные и большие пальцы рук)

В небе высоко летают, ( складывают кисти крест накрест и машут ими, изображая полёт птицы)

Комаров уничтожают ( хлопок в ладоши)

«Птичка»

Птичка летала, Скрестить ладони рук

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, Сделать замок

Птичка пёрышки помыла. Вращение замком

Птичка клювом повела, Выпрямленные соединённые пальцы

Птичка зёрнышки нашла. мизинцев изображают клюв

Птичка зёрнышки поела, Соединённые мизинцы стучат по столу

Снова крылья раскрыла Скрещенные ладони делают взмахи

И полетела.

«Грачи»

Грачиха говорит грачу: Сжимают и разжимают пальцы

«Слетай с грачатами к врачу: Соединяют два больших пальца, остальными ( машут, как крыльями

Прививки делать им пора Сжимают и разжимают пальцы

Для укрепления пера!»

Продуктивная деятельность

Лепка «Птичка»

Цель: упражнять детей в лепке птицы, учить передавать пропорции и расположение частей её тела.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Ход занятия. Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение о строении птицы.

Есть у птицы голова,

Хвост – один, а крыльев – два,

Туловище есть и ноги,

чтоб присесть, устав в дороге.

Предлагает вылепить птицу, используя любой понравившийся цвет, соблюдая все части и пропорции. В заключительной части занятия дети рассматривают поделки, делятся впечатлениями.

Лепка «Грач»

Цель: учить детей передавать в лепке особенности внешнего вида грача.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку, предлагая догадаться, кого они сегодня будут лепить.

Он в чёрной одежде,

Но всё-таки врач.

Спасает поля от вредителей…

(Грач)

Дети рассматривают картинку с изображением грача, определяют цвет будущей поделки. Лепят, стараясь передать особенности внешнего вида птицы: коренастое тело, сильные ноги, массивный клюв. В конце занятия дети рассматривают поделки, определяют наиболее удачные.

Лепка: «Птичьи гнёздышки»

Цель: учить передавать в лепке особенности внешнего вида птичьего гнезда.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Ход занятия.

Детям предлагают рассмотреть картинки с изображением птичьих гнёзд, определить их форму, материал, из которого они изготовлены. Воспитатель предлагает вылепить гнездо из пластилина, раскатывая пластилин в жгутики и сплетая их потом между собой. В готовое гнездо нужно положить «яички» (дети лепят их из белого пластилина). В конце занятия дети разглядывают поделки, определяя наиболее удачные и реалистичные.

Рисование «Ласточка»

Цель: учить детей рисовать ласточку.

Материалы: восковые мелки, бумага, картинка с изображением летящей ласточки.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение о ласточке:

Вместе с весной в гости к нам прилетает,

Чёрною чёрточкой в небе мелькает.

Быстрая птица, хвостик стрелой

Быстро охотится за мошкарой

просит разглядеть её внимательнее. Вместе с детьми определяет части её тела и их особенности, цвет различных частей её тела. Педагог показывает способы рисования ласточки. Проговаривает, закрепляет их с детьми. В конце занятия дети рассматривают работы сверстников.

Аппликация «Яркие птички»

Цель: упражнять детей в работе ножницами (умении резать по прямой, срезании плавной линией углов у квадрата), сгибании заготовки пополам, аккуратном наклеивании частей.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, кусочки линолеума, тканевые салфетки, цветные карандаши.

Ход занятия. Воспитатель предлагает сделать аппликацию птички. Для этого нужно подготовить детали: вырезать из квадрата голову птицы, согнуть пополам заготовку для туловища с крыльями и ног, сделать неглубокие надрезы по краю крыльев, ног, хвоста. Части птицы аккуратно наклеиваются на лист цветной бумаги. Цветным карандашом дополнительно дети рисуют клюв и глаз.

Оригами «Летящая птичка»

Цель: учить детей складывать фигурку птицы из бумаги.

Материалы: квадратная заготовка из цветной бумаги.

Ход занятия: педагог предлагает детям сделать птичку из бумаги, последовательно демонстрирует этапы создания поделки. Готовые работы дети могут использовать в свободной деятельности для разыгрывания простых сценок.

Викторина «что мы знаем о птицах?»

Цель: закрепить знания детей о птицах, полученные в ходе проекта.

Задачи:

1) закрепить представление детей о некоторых перелётных птицах Ярославской области ( кукушке, ласточке, трясогузке, граче, чайке, певчем дрозде), образе жизни, особенностях питания и гнездования;

2) закрепить представление детей о строении птицы, функциональном назначении различных частей её тела;

3) закрепить представление детей о жизненном цикле развития птицы (яйцо, зародыш, птенец, взрослая особь);

4) воспитывать бережное отношение к природе;

5) способствовать развитию речи детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением трясогузки, грача, кукушки, певчего дрозда, чайки, ласточки; яички, нарезанные из картона, картинки с изображением типичного корма для каждой из птиц, картинки со схематическим изображением мест гнездований и привычного образа жизни птиц, стадий развития птицы, аудиозаписи с голосами птиц, конфеты «Нильс».

Ход викторины:

Воспитатель предлагает детям проверить, насколько хорошо они знают о жизни птиц, посоревноваться. Дети разбиваются на две команды и садятся за столы. Воспитатель сообщает, что за каждое правильно выполненное задание команда подучает «яичко». Кто больше наберёт яичек – тот и победил.

Краткий план викторины (все игры, стихотворения см. в Приложении)

  1. Пальчиковая игра «Птичка».
  2. Расскажите о:

а) строении птицы (голова, туловище, крылья, хвост, ноги);

б) видах перьев птицы (пуховые, кроющие, полётные);

в) назовите птиц, изображённых на картинках (грач, ласточка, певчий дрозд, кукушка, трясогузка, чайка)

  1. а) что общее у всех, вами названных птиц? (все они перелётные и живут в Ярославской области);

б) зачем птице хвост? (руль, балансир, парашют);

в) зачем птице ноги (чтобы ходить, сидеть, плавать, хватать добычу).

  1. Д/и «Кто что ест?»
  2. Д/и «Кто где живёт?»
  3. Д/и «Угадай по голосу»
  4. а) чем кукушка отличается от других птиц? (не вьёт гнезда, живёт одна, улетает на юг одна, есть мохнатых гусениц, которых ни одна другая птица не ест);

б) каких птиц назвали так по тому, как они голос подают? (кукушка, чайка, грач);

в) расскажите стихотворение про кукушку.

  1. П/и «Птицы в клетке»
  2. Пальчиковая игра «Птицы- мастерицы».
  3. Д/и «Что сначала, что потом?»
  4. Д/и «Кто где гнёзда вьёт?»

Подведение итогов и вручение сладких призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы

Познавательно - исследовательский проект,  с целью развивития  познавательного  интереса к живой природе, воспитания  любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...

Летний экологический проект «Защитники природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.  Обретение эколо...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

буклеты "Экологическое воспитание дошкольников", "Безопасность детей в летний (отпускной) период"

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты используют детскую художественную литературу, а также правила безопасности....

Летний экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир растений»

Актуальность проекта:В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное от...