Конспект экспериментальной НОД по формированию знаний о свойствах снега и льда: «Зимние секреты от Незнайки» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.
Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_eksperimentalnoy_nod_po_formirovaniyu_znaniy.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области
Конспект экспериментальной НОД
по формированию знаний о свойствах снега
и льда: «Зимние секреты от Незнайки».
Воспитатель: Васильева Л.А.
2017 г.
Тема: «Зимние секреты»
НОД – эксперимент (старшая группа).
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Мотивация: поможем Незнайке раскрыть секреты снега и льда.
Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.
Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов: «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов и загадок о зиме, зимних явлениях природы.
Оборудование: посылка , конверт, контейнер со снегом, подносы, тарелочки пластиковые, грелка, сумка-холодильник, шапочки, фартуки (по количеству детей), деревянные палочки, пластмассовые ложки, молоточки, лупы, формочки для снега, формочки с замороженным льдом, совочки, бумажные салфетки, фломастеры, карточки для рисования снежинок, карточки обозначающие свойства снега ( белый, холодный, мягкий, липкий, легкий, непрозрачный), карточки обозначающие свойства льда ( холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий, легкий).
Словарная работа: снег, лед, снегопад, сугробы, снеговик, снежинка, хрупкий, ледяной, эксперимент, опыт, лаборатория.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Звучит музыка «Гимн Незнайки и его друзей» (из мультфильма «Приключения Незнайки»).
Воспитатель: дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Вы узнаете эту песенку? Это же песенка Незнайки и его друзей.
Воспитатель: Ребята здесь посылка от кого-то.
Рассматривая посылочный ящик, дети видят изображение Незнайки.
Воспитатель: Ребята, эта посылка от Незнайки, интересно, что там может быть? Давайте посмотрим.
Открывает посылку и достает оттуда пластиковый контейнер со снегом.
Воспитатель: Здесь какое-то непонятное вещество. А вот и письмо от Незнайки: «Ребята я не знаю что это такое, помогите мне пожалуйста, нарисуйте и пришлите ответ».
Чтобы все узнать об этом веществе я предлагаю отправиться в лабораторию. Давайте вспомним: для чего нужна лаборатория и что там делают.
Дети: лаборатория – это место, где ученые делают опыты и эксперименты.
Воспитатель: правильно, но для этого нужно выполнять правила: не шуметь, не толкаться, не перебивать друг друга, отвечая на вопросы, и ничего не брать в рот. Давайте наденем шапочки на голову и фартучки.
Воспитатель: дети, проходите сюда.
На этом столе лежат карточки с изображением свойств разных веществ, после каждого опыта мы с вами будем находить нужную карточку и прикреплять ее к магнитной доске.
Давайте я разделю это вещество на два контейнера, чтобы всем было удобно.
Опыт 1.
Воспитатель: на что это похоже?
Дети: на снег, на мороженое, на вату, на сметану.
Воспитатель: нам с вами нужно определить, что это такое? Какого цвета это вещество?
Дети: белого.
Воспитатель: правильно. Давайте поместим карточку белого цвета на доску.
Опыт 2.
Воспитатель: понюхайте, пожалуйста, пахнет это вещество или нет?
Дети: нет, не пахнет.
На доске размещается вторая карточка, соответствующая этому свойству вещества.
Опыт 3.
Воспитатель: давайте потрогаем. Что вы чувствуете? Приложите ладошку.
Дети: оно холодное.
На доске размещается третья карточка.
Опыт 4.
Воспитатель: давайте определим мягкое или твердое это вещество. Можно потрогать рукой, потрогать палочкой от мороженого, постучать молоточком.
Дети: оно мягкое.
На доске размещается четвертая карточка.
Опыт 5.
Воспитатель: давайте посмотрим: будет тонуть в воде это вещество или нет. Для этого возьмем кувшин с водой и опустим туда немного это вещества. Что с ним происходит?
Дети: оно не тонет.
Воспитатель: значит оно легче воды.
На доске размещается пятая карточка.
Опыт 6.
Воспитатель: давайте рассмотрим частички этого вещества в лупу. Что вы видите?
Дети: видны маленькие крупинки, слипшиеся снежинки.
Воспитатель: как вы думаете? Что же это?
Дети: Это снег.
Воспитатель: давайте послушаем загадку: ( загадывает ребенок)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке… ( снежинка).
.Воспитатель: Правильно, это снежинка. Вот мы с вами и выяснили , что это снег, состоящий из снежинок. Давайте нарисуем для Незнайки много снежинок.
Сейчас мы отправимся в нашу творческую мастерскую, но сначала я предложу вам еще один опыт со снегом.
Опыт 7.
Воспитатель: пока мы будем рисовать, давайте посмотрим, что будет со снегом, если его положить на горячую грелку.
На горячую грелку в пластиковой тарелочке выкладывается немного снега.
Воспитатель: проходите в творческую мастерскую, усаживайтесь поудобнее на стульчики ( напоминание об осанке). Ребята, посмотрите какие красивые бывают настоящие снежинки ( рассматривание фотографий снежинок ).
Прямо с неба к нам летят
Легкие пушинки
Серебрятся и блестят
Белые снежинки.
Снежинки – картинки,
Взгляни поскорей!
У каждой по шесть
Серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
Перед вами много образцов нарисованных снежинок, они все разные, красивые. Берите фломастеры и украсьте узором свою снежинку. Готовые снежинки давайте сложим в конверт и отправим его по почте Незнайке.
Дети рисуют снежинки. Звучит песенка Г.Гладкова «Белые снежинки».
Воспитатель: очень красивые снежинки получились, давайте сложим их в конверт и я занесу его на почту, чтобы отправить Незнайке, я думаю, он будет очень рад.
А сейчас давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка. «Мы ногами топ-топ-топ…» Е.Железнова
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
Вот видите как много слов похожих на слово снег: снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурочка, снегири.
Воспитатель: пока мы с вами играли, снег растаял. Что с ним стало?
Дети: он превратился в воду.
Опыт 8.
Воспитатель: как вы думаете, если воду заморозить она превратится снова в снег? Давайте попробуем, нальем в контейнер воды и поместим в сумку-холодильник.
Пока вода замерзает, мы поиграем еще в одну игру: «Продолжи предложение…» («Когда много снега – хорошо! Потому что…)
Воспитатель: давайте посмотрим, что стало с водой?
Воспитатель достает из сумки-холодильника замерзший контейнер с кубиками льда (замороженный заранее) и высыпает их на поднос.
Дети: она замерзла.
Воспитатель: во что превратилась вода? Послушайте загадку: (Загадывает ребенок)
Прозрачен, как стекло
А не вставить в окно…(лед).
Дети: это лед, наша вода превратилась в ледышки.
Воспитатель: что мы можем рассказать о ледышках?
Дети: они холодные, без запаха, твердые, скользкие.
Опыт 9.
Воспитатель: давайте посмотрим: прозрачные они или нет? Поместите их в тарелку с рисунком. Виден рисунок?
Дети: да.
Воспитатель: значит лед прозрачный.
Опыт 10 .
Воспитатель: давайте посмотрим: будет лед тонуть в воде или нет.
Дети: нет, не тонет. Он легче воды.
Воспитатель: давайте поместим карточки со свойствами льда на доску: холодный, скользкий, прозрачный, легкий, твердый, без запаха.
Воспитатель: Итак, ребята, ответ для Незнайки мы с вами подготовили, нарисовали и сложили снежинки в конверт. Теперь Незнайка будет знать ,что в ведерке был снег, состоящий из снежинок. Чем еще мы с вами сегодня занимались и где? (ответы детей). Мы с вами не зря поработали в лаборатории и многое узнали о свойствах снега и льда.
Теперь мы точно знаем, что снег: белый, мягкий, холодный , без запаха, непрозрачный, состоит из снежинок.
А лед: прозрачный, холодный, без запаха, скользкий, гладкий, легкий, состоит из воды.
Воспитатель: а сейчас давайте снимем фартучки и шапочки. Положите конверт в посылочный ящик, и я отнесу его на почту. Дети опускают конверт в коробку и находят там сюрприз ( угощение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Презентация к конспекту занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы
Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал по формированию элементарных математических представлений и развить внимание, логическое мышление, чувство взаимопомощи друг к другу....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы
Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал, развить внимание, логическое мышление и чувство взаимопомощи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе «В гости к Незнайке»
Цели:1. Лексика.— Активизировать и обогатить словарь детей за счет существительных, прилагательных, глаголов по теме «Транспорт (наземн...
Конспект НОД по формированию знаний о здоровом образе жизни.«Секреты здоровья»
Закрепление знаний у детей по формированию здорового образа жизни....