Конспект экспериментальной НОД по формированию знаний о свойствах снега и льда: «Зимние секреты от Незнайки» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Лариса Алексеевна

Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.

Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eksperimentalnoy_nod_po_formirovaniyu_znaniy.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области

       Конспект экспериментальной НОД

по формированию знаний о свойствах снега

   и  льда: «Зимние секреты от Незнайки».

                                Воспитатель: Васильева Л.А.

                                                                 2017 г.

Тема: «Зимние секреты»

НОД – эксперимент (старшая группа).

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,  «художественно-эстетическое развитие».

Мотивация: поможем Незнайке раскрыть секреты снега и льда.

Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

Задачи:

Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства.

Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов: «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов  и загадок о зиме, зимних явлениях природы.

Оборудование:  посылка , конверт,  контейнер со снегом, подносы,  тарелочки пластиковые,  грелка, сумка-холодильник, шапочки, фартуки (по количеству детей),  деревянные палочки, пластмассовые ложки,  молоточки, лупы,  формочки для снега, формочки с замороженным льдом,  совочки,  бумажные   салфетки, фломастеры, карточки для рисования снежинок, карточки обозначающие свойства снега ( белый, холодный, мягкий, липкий, легкий, непрозрачный), карточки обозначающие свойства льда ( холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий, легкий).

Словарная работа:  снег, лед, снегопад, сугробы, снеговик,  снежинка, хрупкий,  ледяной, эксперимент, опыт, лаборатория.

Ход занятия:

Дети заходят в группу. Звучит музыка «Гимн Незнайки и его друзей» (из мультфильма «Приключения Незнайки»).

Воспитатель: дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Вы узнаете эту песенку? Это же песенка Незнайки и его друзей.

Воспитатель:  Ребята здесь посылка от кого-то.

Рассматривая посылочный ящик, дети видят изображение Незнайки.

Воспитатель: Ребята, эта посылка от Незнайки, интересно, что там может быть? Давайте посмотрим.

Открывает посылку и достает оттуда пластиковый контейнер со снегом.

Воспитатель: Здесь какое-то непонятное вещество. А вот и письмо от Незнайки: «Ребята я не знаю что это такое, помогите мне пожалуйста, нарисуйте и  пришлите ответ».

Чтобы все узнать об этом  веществе  я предлагаю отправиться в лабораторию. Давайте вспомним:  для чего нужна лаборатория и что там делают.

Дети: лаборатория – это место, где ученые делают опыты и эксперименты.

Воспитатель: правильно, но для этого нужно выполнять правила:  не шуметь, не толкаться,   не перебивать друг друга,  отвечая на вопросы, и ничего не брать в рот.  Давайте наденем шапочки на голову и фартучки.

Воспитатель:  дети, проходите сюда.

На этом столе лежат карточки с изображением свойств разных веществ, после каждого опыта мы с вами будем находить нужную карточку и прикреплять ее к магнитной доске.

 Давайте я разделю  это вещество  на два контейнера, чтобы всем было удобно.

Опыт 1.

Воспитатель: на что это похоже?

Дети: на снег, на мороженое, на вату, на сметану.

Воспитатель: нам с вами нужно определить, что это такое?  Какого цвета это вещество?

Дети: белого.

Воспитатель: правильно. Давайте поместим карточку белого цвета на доску.

Опыт 2.

Воспитатель: понюхайте, пожалуйста, пахнет это вещество или нет?

Дети: нет, не пахнет.

На доске размещается вторая карточка, соответствующая этому свойству вещества.

Опыт 3.

Воспитатель: давайте потрогаем. Что вы чувствуете? Приложите ладошку.

Дети: оно холодное.

 На доске  размещается третья карточка.

Опыт 4.

Воспитатель: давайте определим мягкое  или твердое это вещество. Можно потрогать рукой, потрогать  палочкой от мороженого, постучать молоточком.

Дети: оно мягкое.

На доске размещается четвертая карточка.

Опыт 5.

Воспитатель: давайте посмотрим: будет тонуть в воде это вещество или нет. Для этого возьмем кувшин с водой  и опустим туда немного это вещества. Что с ним происходит?

Дети: оно не тонет.

Воспитатель: значит оно легче воды.

На доске размещается пятая карточка.

Опыт 6.

Воспитатель: давайте рассмотрим частички этого вещества в лупу. Что вы видите?

Дети: видны маленькие крупинки, слипшиеся снежинки.

Воспитатель: как вы думаете? Что же это?

Дети: Это снег.

Воспитатель:  давайте послушаем загадку: ( загадывает ребенок)

 Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

 Села и растаяла

На моей ладошке… ( снежинка).

  .Воспитатель: Правильно, это снежинка.  Вот мы с вами и выяснили , что это снег, состоящий из снежинок. Давайте нарисуем для Незнайки много снежинок.  

   Сейчас мы отправимся в нашу творческую мастерскую, но сначала я предложу вам еще один опыт со снегом.

Опыт 7.

Воспитатель:  пока мы будем рисовать, давайте посмотрим, что будет со снегом, если его положить на горячую грелку.

 На горячую грелку в пластиковой тарелочке выкладывается немного снега.

Воспитатель:  проходите в творческую мастерскую, усаживайтесь поудобнее  на стульчики  ( напоминание об осанке). Ребята, посмотрите какие красивые бывают настоящие снежинки ( рассматривание фотографий снежинок ).

Прямо с неба к нам летят

Легкие пушинки

Серебрятся и блестят

Белые снежинки.

Снежинки – картинки,

Взгляни поскорей!

У каждой по шесть

Серебристых лучей,

И каждый зазубренный лучик –

Зимы заколдованный ключик.

 Перед вами  много образцов нарисованных  снежинок, они все разные, красивые. Берите фломастеры и украсьте узором свою снежинку. Готовые снежинки давайте сложим в конверт и отправим его по почте Незнайке.

  Дети рисуют снежинки. Звучит песенка Г.Гладкова «Белые снежинки».

Воспитатель: очень красивые снежинки получились, давайте сложим их в конверт и я занесу его на почту, чтобы отправить Незнайке, я думаю,  он будет очень рад.

А сейчас давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка. «Мы ногами топ-топ-топ…» Е.Железнова

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

 Дидактическая игра «Доскажи словечко».

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте  поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Воспитатель  читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ...
(Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ...
(Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ...
(Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...
(Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ...
(Снеговик.) 
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ...
(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ...
(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ...
 (Снег.)

Вот видите как много слов похожих на слово снег: снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурочка, снегири.

  Воспитатель: пока мы с вами играли, снег растаял. Что с ним стало?

Дети: он превратился в воду.

Опыт 8.

Воспитатель: как вы думаете, если воду заморозить она превратится снова в снег? Давайте попробуем, нальем в контейнер воды и поместим в сумку-холодильник.

Пока вода замерзает,  мы поиграем еще в одну игру: «Продолжи предложение…» («Когда много снега – хорошо! Потому что…)

Воспитатель: давайте посмотрим, что стало с водой?

Воспитатель достает из сумки-холодильника замерзший контейнер с кубиками льда (замороженный заранее) и высыпает их на поднос.

Дети: она замерзла.

Воспитатель: во что превратилась вода? Послушайте загадку: (Загадывает ребенок)

Прозрачен, как стекло

А не вставить в окно…(лед).

 Дети: это лед, наша вода превратилась в ледышки.

Воспитатель: что мы можем рассказать о ледышках?

Дети: они холодные, без запаха, твердые, скользкие.

Опыт 9.

Воспитатель: давайте  посмотрим:  прозрачные они или нет? Поместите их в тарелку с рисунком. Виден рисунок?

Дети: да.

Воспитатель: значит лед прозрачный.

Опыт 10 .

Воспитатель: давайте посмотрим:  будет лед тонуть в воде или нет.

Дети: нет, не тонет. Он легче воды.

Воспитатель: давайте поместим карточки со свойствами льда на доску: холодный, скользкий, прозрачный, легкий, твердый, без запаха.

Воспитатель: Итак, ребята, ответ для Незнайки мы с вами подготовили, нарисовали и сложили снежинки в конверт. Теперь Незнайка будет знать ,что в ведерке  был снег, состоящий из снежинок.  Чем еще мы с вами сегодня занимались  и  где?  (ответы детей).  Мы с вами  не зря поработали в лаборатории  и многое узнали о свойствах снега и льда.

Теперь  мы точно знаем, что снег: белый, мягкий, холодный , без запаха, непрозрачный, состоит из снежинок.

 А лед: прозрачный,  холодный, без запаха, скользкий, гладкий, легкий, состоит из воды.

Воспитатель:  а сейчас давайте снимем фартучки и шапочки.  Положите конверт в посылочный ящик,  и я отнесу его на почту. Дети опускают конверт в коробку и находят там сюрприз  ( угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Презентация к конспекту занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы

Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал по формированию элементарных математических представлений и развить внимание, логическое мышление, чувство взаимопомощи друг к другу....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы

Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал, развить внимание, логическое мышление и чувство взаимопомощи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе «В гости к Незнайке»

Цели:1.   Лексика.—     Активизировать и обогатить словарь детей за счет существительных, прилагательных, глаголов по теме «Транспорт (наземн...

Конспект НОД по формированию знаний о здоровом образе жизни.«Секреты здоровья»

Закрепление знаний у детей по формированию здорового образа жизни....