Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории и традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_konspekt.docx23.78 КБ
Файл russkaya_izba.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Русская изба».

(с презентацией)

Познавательное развитие.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!  

Показ презентации.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки (1слайд). Скажите, на какой из них изображена городская улица?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А эта улица, где находится (показывает деревенскую улицу)?

Воспитатель: Чем же она отличается от городской?

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома?

-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)

 Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ (слайд 2, 3).

Воспитатель: Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей»? (высказывания детей)

Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его. И ту стену избы, которая выходила на улицу, называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица.

-Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями, и весь дом погружался в сон (слайд 4).

Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить (слайд 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Нам поможет загадка (слайд 6):

«Летом спит,

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица (слайд 7).

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,                                («мешают» в кастрюле)

Маша кашей всех кормила.                                 («кормят»)

Положила Маша кашу               (загибают по одному пальцу на левой руке

Кошке – в чашку,                                    на каждое название посуды)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                         (разжимают пальцы)

Все до крошки раздала.               (сдувают воображаемые крошки с ладони)

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…(чугунок)

Воспитатель: Это чугунок (слайд 7). Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт… (ухват).

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват (слайд 7), которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Следующая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).  Слайд 7.

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (слайд 8). А это что?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая…. (ложка)

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы.  С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках (слайд 9).

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?... (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки (слайд 10). А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников слайд 8,9), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы (слайд 8,9).

Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель (слайд 11). Отсюда и название песен – колыбельные.

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.

Давайте встанем в круг и поиграем в  русскую народную игру «Бабка Ёжка».

По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу — Раздавила курицу.

Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Ими закрывают окна (ставни).

9) Украшает пол в избе (коврик, половица).

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская изба Воспитатель: Тарапат И.В.

Слайд 2

Где находятся эти улицы?

Слайд 3

Русская изба

Слайд 4

Русская изба

Слайд 5

В основном дома строили из сосны. Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на дорогу. Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Если эта стена избы - её «лицо», как могли люди называть окна ?

Слайд 6

Окна называли глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца - глаза ставнями и весь дом погружался в сон. В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему? Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

Слайд 7

Как вы думаете ,что в избе было самым главным? «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь )»

Слайд 8

Печь - это сердце дома. А для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит… (чугунок)

Слайд 9

«Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар). За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя . Как вы думаете, какая мебель была в русской избе? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт… (ухват)

Слайд 10

Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. Дети играли тоже на лавках.

Слайд 11

«Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Слайд 12

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. На Руси в семьях было много детей. Маленьких детей качали в колыбелях (люльках).

Слайд 13

1) Что занимало главное место в избе? (печь ) 2) В какой посуде готовили еду? (чугунок) 3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (ухват ) 4) Где собиралась семья за обедом? (стол) 5) На чем сидели? (лавка, скамейка) 6) Из чего пили чай? (самовар ) 7) Ими едят и на них играют (ложки ) 8) Глиняная посуда для молока (крынка ) 9) Украшает пол в избе (коврик, половица) 10) С ее помощью пряли нитки (прялка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Интерактивая презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Частица России - город Шебекино"».

Закрепить с детьми знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу и краю....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Русский сарафан"

В данной презентации дети узнают, что такое русский национальный костюм, узнают назначение этой одежды, кто его носил и еще очень много интересного о.......сарафане!...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Весна идет"

Данная презентация знакомит детей с весенними месяцами, очередностью происходящих в природе изменений....

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...