Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории и традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_konspekt.docx | 23.78 КБ |
russkaya_izba.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Русская изба».
(с презентацией)
Познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!
Показ презентации.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки (1слайд). Скажите, на какой из них изображена городская улица?
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Воспитатель: А эта улица, где находится (показывает деревенскую улицу)?
Воспитатель: Чем же она отличается от городской?
Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)
-Как мы себя чувствуем дома?
-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)
Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ (слайд 2, 3).
Воспитатель: Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.
Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами называется «улицей»? (высказывания детей)
Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его. И ту стену избы, которая выходила на улицу, называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица.
-Дети, если эта стена избы (показывает)- её «лицо», как могли люди называть окна?
Ответы детей: Глазами.
Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца- глаза ставнями, и весь дом погружался в сон (слайд 4).
Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить (слайд 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Нам поможет загадка (слайд 6):
«Летом спит,
Зимой горит.
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица (слайд 7).
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила, («мешают» в кастрюле)
Маша кашей всех кормила. («кормят»)
Положила Маша кашу (загибают по одному пальцу на левой руке
Кошке – в чашку, на каждое название посуды)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (разжимают пальцы)
Все до крошки раздала. (сдувают воображаемые крошки с ладони)
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…(чугунок)
Воспитатель: Это чугунок (слайд 7). Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт… (ухват).
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват (слайд 7), которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Следующая загадка:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар). Слайд 7.
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (слайд 8). А это что?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая…. (ложка)
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.
Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках (слайд 9).
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?... (прялка)
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки (слайд 10). А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Воспитатель: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников слайд 8,9), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы (слайд 8,9).
Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель (слайд 11). Отсюда и название песен – колыбельные.
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.
Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру «Бабка Ёжка».
По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: — У меня нога болит.
Пошла она на улицу — Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Ими закрывают окна (ставни).
9) Украшает пол в избе (коврик, половица).
10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где находятся эти улицы?
Русская изба
Русская изба
В основном дома строили из сосны. Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту стену избы, которая выходила на дорогу. Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Если эта стена избы - её «лицо», как могли люди называть окна ?
Окна называли глазами дома или ласково - оконцами. Их украшали наличниками, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца - глаза ставнями и весь дом погружался в сон. В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему? Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.
Как вы думаете ,что в избе было самым главным? «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь )»
Печь - это сердце дома. А для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит… (чугунок)
«Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар). За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя . Как вы думаете, какая мебель была в русской избе? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт… (ухват)
Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. Дети играли тоже на лавках.
«Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. На Руси в семьях было много детей. Маленьких детей качали в колыбелях (люльках).
1) Что занимало главное место в избе? (печь ) 2) В какой посуде готовили еду? (чугунок) 3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (ухват ) 4) Где собиралась семья за обедом? (стол) 5) На чем сидели? (лавка, скамейка) 6) Из чего пили чай? (самовар ) 7) Ими едят и на них играют (ложки ) 8) Глиняная посуда для молока (крынка ) 9) Украшает пол в избе (коврик, половица) 10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Интерактивая презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Частица России - город Шебекино"».
Закрепить с детьми знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу и краю....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Русский сарафан"
В данной презентации дети узнают, что такое русский национальный костюм, узнают назначение этой одежды, кто его носил и еще очень много интересного о.......сарафане!...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Весна идет"
Данная презентация знакомит детей с весенними месяцами, очередностью происходящих в природе изменений....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ"
игра в жизни дошкольника имеет такое же значение как деятельность взрослого:работа, служба....
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...