Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Литовченко Элина Валерьевна

Цель:

расширение и уточнение представлений о воздухе.

         Задачи:

- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;

- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- расширять и активизировать словарь по теме.

- воспитывать сотрудничество в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»

        Цель:

расширение и уточнение представлений о воздухе.

        Задачи:

- дать представление о воздухе как о газообразном веществе;

- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- расширять и активизировать словарь по теме.

- воспитывать сотрудничество в работе.

Демонстративный материал:

стакан, стакан с водой, камешек, полиэтиленовый

пакет, резиновая груша, кусочек мела, банка с водой, воронка, резиновая

игрушка, весы, два воздушных шарика.

Раздаточный материал: два стакана (один пустой, один с водой, камешек,

полиэтиленовый пакет, кусочек резины, соломинка, зеркало.

Ход

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку:

- Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю. Что это?

- Это воздух. Воздух повсюду: под землей, на земле и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может занимать любое пространство.

- Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Мы будем учеными-исследователями. Нам предстоит задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Пройдемте в лабораторию. (Дети проходят и садятся за столы, на которых приготовлено нужное оборудование) .

Опыт 1

Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие ещё твердые тела вы можете назвать? А можно ли взять в руки воздух? Сжать его?

Вывод: воздух не твердое тело.

Опыт 2

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без цвета). Что делает вода? (течет, бежит, струится, журчит). Что же такое вода? Это жидкость. Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко, кефир и др.)

Воздух нельзя сжать в руке, значит он не твёрдое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить, значит он не жидкость. Вывод: воздух не твердое тело, не жидкость. Что же такое воздух? Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Продолжаем наши исследования.

Опыт 3

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Возьмём полиэтиленовый пакет. Откроем его, затем закроем и начнем скручивать края. Пакет становится выпуклым. Почему? Потому что в пакете находится воздух и он делает пакет полным. Вывод: воздух не видим, но он наполняет предметы.

Опыт 4

Помашем ладошкой около лица. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется). Вывод: движение воздуха мы ощущаем.

Опыт 5

Воздух есть везде. Проверим это.

Возьмем резиновую грушу и попытаемся сжать её. Что вы услышали? (свист, воздух с шумом выходит из груши).

Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Сжимается? Нет. Вывод: воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.

Опыт 6

Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? Из мела выходят пузырьки воздуха. Вывод: воздух есть в меле.

Опыт 7

Занимает ли воздух место?

Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? Вода в стакан не набирается. Потому, что в стакане находится воздух, который мешает воде заполнить стакан водой. Теперь осторожно наклоним стакан. Что происходит? Вода в стакан поступает. Воздух из стакана вышел. Вывод: воздух занимает место.

Опыт 8

Имеет ли воздух вес? Возьмем два воздушных шарика, положим их на весы. Что наблюдаем? Чаши весов не подвижны. Надуваем один шарик, кладем на весы. Чаша весов с надутым шариком перевесила. Почему? Потому, что шарик заполнен воздухом. Вывод: воздух имеет вес.

Опыт 9

Возьмем кусочек резины и бросим в стакан с водой. Что произойдет? Резина упадет на дно стакана. Возьмём резиновую игрушку. Опустим в воду. Что мы видим? Игрушка не тонет. Почему? Ведь игрушка, тяжелее куска резины. Внутри игрушки находится воздух. Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Опыт 10

Нам нужен воздух? Для чего? Для дыхания. Предлагаю убедиться, что мы дышим воздухом.

Положите руки на грудную клетку. При вдохе она поднимается (расширяется, потому что наши легкие наполняются воздухом. При выдохе она опускается (сжимается, потому что легкие освобождаются от воздуха. Возьмём стакан с водой соломинку. Опустим соломинку в воду и подуем в неё. Что наблюдаем? Пузырьки воздуха. Вывод: мы выдыхаем воздух.

Подышим на зеркало. Оно запотело. Поверхность зеркала стала влажной, потому что вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Итог:

Проделав ряд опытов, мы узнали:

• как и где можно обнаружить воздух;

• какими свойствами он обладает;

• главное назначение воздуха.

Мы доказали:

• воздух – это газообразное вещество;

• воздух невидимый;

• движение воздуха мы ощущаем;

• воздух заполняет предметы;

• воздух имеет вес;

• воздух легче воды;

• воздухом мы дышим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Песок и камень"

Сравнение  двух  материалов - песка и камня-  опытно-экспериментальным путём....

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Бумажные фантазии»

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Бумажные фантазии»...

Конспект экспериментального занятия в старшей группе Мы исследователи

Конспект экспериментального занятия в старшей группе Мы исследователи...