Комплексно тематический план по ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с природой»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шалаева Ирина Сергеевна

Комлексно тематический план по ОО "Позновательное развитие" по разделу "Ознакомление с природой в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

Сентябрь 2 неделя

«Дары осени».

Расширять представление детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представление о разнообразном использовании человеком различных плодов. Знакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы.

Составление предложений с обобщающими словами «Нынче изобилие овощей: морковь, капуста, репа...».

Свободное чтение: Ю.Тувим «Овощи»;

Дж.Родари «Чипполино»;

Я.Пинясов «Хитрый огурчик»;

Отгадывание и составление загадок по теме.

Обсуждение:: Н.Носов «Огурцы»

Заучивание: Н.Егоров «Огород, капуста, помидоры»;

Г.Сапгир «Загадки с грядки»

пальчиковая гимнастика «Овощи»        Игра «Угадай, что в корзинке?».

Игра «Найди такой же овощ».

Составление рассказа.

Д/и-лото «Овощи и фрукты».

Трафареты овощей.

Драматизация: «Репка на новый лад» (8 гр); театр теней «Репка»; Рассматривание иллюстраций и книг по теме: С.Махоткин «Завтрак», Д.Грачёв «Обед», М.Безруков «разговор о правильном питании».  

Предложить предметные картинки овощей и злаков в чёрно-белом изображении, картинки – исключения (что лишнее).

Игра «Вершки и корешки»; пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с овощами); панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.

        

        

лото «Овощи и фрукты».

Трафареты овощей, овощи, фрукты.

Помощь родителей в изготовлении масок овощей.

Пополнение магазина муляжами овощей и фруктов.

Папка-передвижка «О пользе овощей и фруктов».

        Сентябрь 4 неделя

«Почва и подземные обитатели».

Расширять представление детей о различных видах почвы. Подвести к понимаю того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

 .Рассказ воспитателя о необходимости

пребывания животных

под землей и о их приспособлениях для подземного образа жизни».

 Рассматривание

сюжетных картин «Жизнь под землей».

 Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение физических свойств песка и глины».

Закреплять понимание того, что в природе все взаимосвязано.

 Объяснить детям смысл поговорки «Где цветок, там и медок» и выучить ее.

Д/игра «Кто в домике живет»

Песок, глина ёмкости.

 Папка передвижка « Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Октябрь 2 неделя

«4 октября – Всемирный день животных».

Расширять представление детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.

Беседа «Животные – наши друзья»

Рассматривание сюжетных картин «Животные пустыни», «Дикие животные», плакатов «Зоосад», «Обитаемый остров».

Игра-фантазия «Не ходите, дети, в Африку гулять»

Коллективная лепка-преобразование «Топают по острову слоны и бегемоты» (И.Лыкова, стр.77).        Закреплять умение называть животных пустыни, джунглей, тайги.        Утро: Чтение «Утренние лучики» К.Ушинский.

Прогулка:

Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми-куда делись все насекомые? (зависимость живой природы от тепла и солнечного света).

Развивающая игра «Голос какого животного слышишь».

Плакаты «Дикие животные»

Животные Африки»,Пластилин.

Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными.

           Октябрь 4 неделя

«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…».

Расширять представление об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение.

Чтение стихотворение А.С.Пушкина.

Беседа по стихотворению об осени.

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».

Составление рассказа по картине.

Д/и «Это правда или нет?».

Панно «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года)

Словесная игра «Доскажи словечко».

Речевая игра «Здравствуй, осень!» Составление рассказа из личного опыта «Что нам осень принесла»

Д/и: «Когда это бывает», «Какого цвета осень».Чтение стихов об осени.

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: О.Белявская «Листопад», Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов

Картинки, иллюстрации про осень.Карандаши, акварель, бумага.

  Совместный осенний праздник «Урожай собирай».

Подготовка к «Празднику Осени».

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Ноябрь 2 неделя

«Птицы нашего края».

Расширять знания детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц.

Рассматривание иллюстрации «Птицы»

Чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы»

Беседа «Птицы нашего края».

Закреплять умение называть название птиц и животных нашего края.        

Д/игра «Загадки-отгадки» (про птиц),

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Наблюдение за синицами – рассмотреть и сравнить внешний вид самца и самки»

Подвижная игра «Летает-не летает»

Д/игра «Птицы умеренных широт»

Альбом «Птицы нашего края».

Предложить родителям сделать кормушку для птиц.

                           Ноябрь 4 неделя

«Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)»

Расширять представление детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животными.

 Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за морской свинкой.

Беседа «Кто-то рядом с нами живет»

Игра - преобразование «Укрась домик для морской свинки».

Прививать чувство ответственности за домашних животных.         Утро: Д/игра «Про что сочиним?»; сочинить сказку про морскую свинку,

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Морская свинка.

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Декабрь 2 неделя

«Растения и животные зимой».

Обогащать представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Загадывание загадки.

Беседа с детьми о снеге.

Чтение рассказа.

Беседа по произведению.

Пересказы произведения детьми.

Рассказывание по опорным схемам:

 «Зима»;

«Зима. Зимняя одежда и обувь».

Д/и: «Когда это бывает?»

Драматизация: «Зимовье зверей», «Снегурочка».

Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); облако-облака); сюжетные картинки для раскрашивания

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём», И.Соколов-Микитов

Заучивание, К.Бальмонт «Снежинка»;

С.Есенин «Пороша», «Белая береза»; стихи А.С.Пушкина; стихи Ф.Тютчева.

Альбом «Деревья», опорные схемы для рассказывания.

Прогулка в зимний лес на лыжах и санках.

Акция в рисунках «Мы здоровью скажем: да!»

             Декабрь 4 неделя

«Животные водоёмов, морей и океанов».

Расширять представление детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

Беседа «Жизнь в водоёмах»

 Рассматривание сюжетных иллюстраций «Животные водоемов».

Познавательно-исследовательская деятельность:

«Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное»        Учить различать водных животных и рыб.        

Игра «Море волнуется – раз…»

Игры с куполом.

Вечер: Аппликация с элементами детского дизайна «Морские коньки играют в прятки» И. Лыкова стр.43.

Иллюстрации «Водоём»

  Рекомендовать родителям просмотр документальных передач и фильмах о животных, обитающих в водоемах и чтение детских энциклопедий.


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(Образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Январь 2 неделя

«10 января – день заповедников».

Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе, заповедниках родного края. Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

1.Беседа «Как исчезают животные»

2. Рассматривание иллюстраций «Исчезающие животные».

3.Беседа «Как люди могут помочь животным»

4. Познавательно-исследовательская деятельность: «Наблюдение за поведением черепахи».        Закреплять знание редких животных.

 Просмотр альбома «Заповедники России»

Подвижная игра «Звери шли на водопой»

 Беседа «куда исчезли динозавры?»

Красная Книга «России» и Костромской области.

        Январь 4 неделя

«Прохождение экологической тропы».

Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности.

1.Беседа «Почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев» - обобщить все свои наблюдения.

2. Продуктивная творческая деятельность «Нарисуй зимний узор на окне»

3.Познавательно – исследовательская деятельность:туристический поход по территории ДОУ. Измерение глубины снега на разных участках.        Закреплять умение наблюдать, обобщать, делать выводы.        Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс снежинок»

Прогулка: Наблюдение за красотой зимнего пейзажа, исполнение воспитателем стихотворения «Береза» С.Есенина.

Чтение «Заячьи тропы» Ю.Коваль.

Краски, альбом.Длтнная палка для измерения  глубины снега.

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Февраль 2 неделя

«Служебные собаки».

Расширять знания детей о домашних животных. Дать представление о служебных собаках. Показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил. Прививать интерес и любовь к животным. Дать элементарные представления о профессии кинолога.

1.Детские рассказы «Мое любимое домашнее животное»

2. Рассматривание иллюстраций «Служебные собаки».

3.Беседа «Наши помощники»

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Почему дрессированные собаки умнее, чем не дрессированные».

Закреплять знание собак - помощников. Изготовление альбома «Собака – друг человека»

Подвижная игра «Собачьи упряжки»

Стихотворение «Мой друг щенок» Г.Селезнёвой.

Иллюстрации «Служебные собаки»

        Февраль 4 неделя

«Огород на окне».

Формировать представление детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способа ухода за ними.

1.Беседа «Зачем человеку витамины и где их взять в феврале?», «Огород на окне».

2.Рассматривание наглядных пособий «Посадка редиса и уход за ним».

3. Познавательно – исследовательская деятельность: Посадка лука рассадой и укропа семенами.        Запоминать названия культурных растений.        Утро: Чтение сказки «Мужик и медведь»

Игра «Вершки да корешки»

Загадывание загадок.

Наглядные пособия «Посадка редиса и уход за ним».

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Март 2 неделя

«Полюбуйся: весна наступает…».

Расширять представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Учить определять погожу с помощью народных примет.

1. Рассматривание сюжетных картин «Весна».

2.Беседа «Приметы весны».

3. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны.

4. Продуктивная деятельность: "Какие краски нужны весне?" (подбор цветных лоскутков)

Закреплять знание весенних месяцев.  Заучивание закличек о весне.

Прогулка:Познавательно - исследовательская деятельность:

Наблюдение за снегом – как изменились свойства снега с наступлением потепления. Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна".

Сюжетные картинки  «Весна».

        Март 4 неделя

«22 марта – Всемирный день водных ресурсов».

Расширять представление детей о значении воды ы природе. Формировать представления о переходе твёрдого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы.

1.Познавательно – исследовательская деятельность: Опыт:  «Вода – растворитель»

2.Беседа «Вода – источник жизни на земле».

3.Беседа «Как люди речку обидели?».

4.Продуктивная деятельность: рисование плаката «Берегите воду!»        Закреплять умения устанавливать причинно-следственной связи между природными явлениями.        Утро : Обсуждение плаката «Круговорот воды в природе»

Прогулка: Игра

Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

Предметы для опытов с водой

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Апрель 2 неделя

«Здравствуйте, цветики – цветочки.

Расширять представление детей о многообразии растений, о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе.

Рассказ «Цветы».

Расссматривание и беседа «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Назови, чей».

Дидактическая игра «Вчера – сегодня – завтра».

.Дидактическая игра «Назови слова-родственники».

.Дидактическая игра «Назови части».

Дидактическая игра «Один – много».

.Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Артикуляционная гимнастика «Алые цветы».

Пальчиковая гимнастика «Цветочки».

Коррекционно-речевая малоподвижная игра «Цветочки».

Логоритмическое упражнение «Цветы».

Логоритмическое упражнение «Солнышко и тучка».

Игра «Какого растения не стало».

Рассматривание картинок, иллюстраций цветов.

Чтение: С. Есенин «Черемуха»

              Н. Некрасов « Зеленый шум»

              А. Плещеев «Мой садик»

              В. Серова «Василек», Н. Сладков «Любитель цветов»

Беседа: «Одуванчик – чудо солнышко»

              «Что растет в цветнике»

Д/и: «Три цветка»

         «Подскажи словечко»

          «Букет»

          «Цветочная полянка»

Сюжетно- ролевая игра: «Садовник»

Полив растений в цветнике.

Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу»

   «Тюльпаны и нарциссы»

Беседа о разнообразие цветов, названия, применение.
Рассматривание иллюстраций.
Прослушивание музыкального произведения из сборника «Ромашковая Русь».

Дидактическая игра: «Что где растёт?», «4-ый лишний», «Волшебная цепочка».

Иллюстрации с различными цветами.

        Апрель 4 неделя

«22 апреля – международный день Земли».

Расширять представление о том, что Земля – наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях, лесах, степях, горах. Подвести к понимаю того, что жизнь человека зависит от окружающей среды. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

1.Рассматривание глобуса, найти местонахождение России. Вспомнить, что обозначают цвета.

2.Беседа «Наш общий дом».

Обсудить климатические зоны, значение окружающей среды для жизни людей.

3.Познавательно – исследовательская деятельность – «Физические свойства земли».        Закреплять знание климатических зон, умение находить на карте Якутию, определять ландшафт родного края.         

 Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

Глобус,карта России,

 


Содержательный раздел

ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»

(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Тема

Совместная деятельность

Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение

Взаимодействие с родителями

НОД

Программные задачи

СД в РМ

        Май 2 неделя

«Животный и растительный мир» (диагностическое занятие).

Определить уровень знаний о характерных особенностях животных и растений.

Викторины, игры.

Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики.

        Май 4 неделя

«Мир неживой природы» (диагностическое занятие).

Определить уровень знаний детей о характерных особенностях неживой природы.

Викторины, игры.

Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики.Презентации.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

комплексно тематическое планирование по познавательному развитию в 1 мл. гр по программе "Радуга"

ельной программы дошкольного образования. ... Программные задачи. • Обогащать и расширять связи малыша с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию социальным, природ...