Комплексно тематический план по ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с природой»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Комлексно тематический план по ОО "Позновательное развитие" по разделу "Ознакомление с природой в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_prirodoy.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Сентябрь 2 неделя | |||||
«Дары осени». | Расширять представление детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представление о разнообразном использовании человеком различных плодов. Знакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы. | Составление предложений с обобщающими словами «Нынче изобилие овощей: морковь, капуста, репа...». Свободное чтение: Ю.Тувим «Овощи»; Дж.Родари «Чипполино»; Я.Пинясов «Хитрый огурчик»; Отгадывание и составление загадок по теме. Обсуждение:: Н.Носов «Огурцы» Заучивание: Н.Егоров «Огород, капуста, помидоры»; Г.Сапгир «Загадки с грядки» пальчиковая гимнастика «Овощи» Игра «Угадай, что в корзинке?». Игра «Найди такой же овощ». Составление рассказа. Д/и-лото «Овощи и фрукты». Трафареты овощей. Драматизация: «Репка на новый лад» (8 гр); театр теней «Репка»; Рассматривание иллюстраций и книг по теме: С.Махоткин «Завтрак», Д.Грачёв «Обед», М.Безруков «разговор о правильном питании». Предложить предметные картинки овощей и злаков в чёрно-белом изображении, картинки – исключения (что лишнее). Игра «Вершки и корешки»; пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с овощами); панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.
| лото «Овощи и фрукты». Трафареты овощей, овощи, фрукты. | Помощь родителей в изготовлении масок овощей. Пополнение магазина муляжами овощей и фруктов. Папка-передвижка «О пользе овощей и фруктов». | |
Сентябрь 4 неделя | |||||
«Почва и подземные обитатели». | Расширять представление детей о различных видах почвы. Подвести к понимаю того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. | .Рассказ воспитателя о необходимости пребывания животных под землей и о их приспособлениях для подземного образа жизни». Рассматривание сюжетных картин «Жизнь под землей». Познавательно-исследовательская деятельность: «Сравнение физических свойств песка и глины». Закреплять понимание того, что в природе все взаимосвязано. Объяснить детям смысл поговорки «Где цветок, там и медок» и выучить ее. Д/игра «Кто в домике живет» | Песок, глина ёмкости. | Папка передвижка « Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» |
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Октябрь 2 неделя | |||||
«4 октября – Всемирный день животных». | Расширять представление детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды. | Беседа «Животные – наши друзья» Рассматривание сюжетных картин «Животные пустыни», «Дикие животные», плакатов «Зоосад», «Обитаемый остров». Игра-фантазия «Не ходите, дети, в Африку гулять» Коллективная лепка-преобразование «Топают по острову слоны и бегемоты» (И.Лыкова, стр.77). Закреплять умение называть животных пустыни, джунглей, тайги. Утро: Чтение «Утренние лучики» К.Ушинский. Прогулка: Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми-куда делись все насекомые? (зависимость живой природы от тепла и солнечного света). Развивающая игра «Голос какого животного слышишь». | Плакаты «Дикие животные» Животные Африки»,Пластилин. | Довести до сведения родителей о содержании проводимой работы, попросить их закрепить знание правил безопасности с животными. | |
Октябрь 4 неделя | |||||
«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». | Расширять представление об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре и ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение. | Чтение стихотворение А.С.Пушкина. Беседа по стихотворению об осени. Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». Составление рассказа по картине. Д/и «Это правда или нет?». Панно «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года) Словесная игра «Доскажи словечко». Речевая игра «Здравствуй, осень!» Составление рассказа из личного опыта «Что нам осень принесла» Д/и: «Когда это бывает», «Какого цвета осень».Чтение стихов об осени. Рассматривание иллюстраций и книг по теме: О.Белявская «Листопад», Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов | Картинки, иллюстрации про осень.Карандаши, акварель, бумага. | Совместный осенний праздник «Урожай собирай». Подготовка к «Празднику Осени». |
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Ноябрь 2 неделя | |||||
«Птицы нашего края». | Расширять знания детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц. | Рассматривание иллюстрации «Птицы» Чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы» Беседа «Птицы нашего края». Закреплять умение называть название птиц и животных нашего края. Д/игра «Загадки-отгадки» (про птиц), Познавательно – исследовательская деятельность: «Наблюдение за синицами – рассмотреть и сравнить внешний вид самца и самки» Подвижная игра «Летает-не летает» Д/игра «Птицы умеренных широт» | Альбом «Птицы нашего края». | Предложить родителям сделать кормушку для птиц. | |
Ноябрь 4 неделя | |||||
«Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)» | Расширять представление детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животными. | Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение за морской свинкой. Беседа «Кто-то рядом с нами живет» Игра - преобразование «Укрась домик для морской свинки». Прививать чувство ответственности за домашних животных. Утро: Д/игра «Про что сочиним?»; сочинить сказку про морскую свинку, Подвижная игра «Кошки-мышки» Слушание фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Морская свинка. |
|
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Декабрь 2 неделя | |||||
«Растения и животные зимой». | Обогащать представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму. | Загадывание загадки. Беседа с детьми о снеге. Чтение рассказа. Беседа по произведению. Пересказы произведения детьми. Рассказывание по опорным схемам: «Зима»; «Зима. Зимняя одежда и обувь». Д/и: «Когда это бывает?» Драматизация: «Зимовье зверей», «Снегурочка». Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); облако-облака); сюжетные картинки для раскрашивания Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём», И.Соколов-Микитов Заучивание, К.Бальмонт «Снежинка»; С.Есенин «Пороша», «Белая береза»; стихи А.С.Пушкина; стихи Ф.Тютчева. | Альбом «Деревья», опорные схемы для рассказывания. | Прогулка в зимний лес на лыжах и санках. Акция в рисунках «Мы здоровью скажем: да!» | |
Декабрь 4 неделя | |||||
«Животные водоёмов, морей и океанов». | Расширять представление детей о многообразии животных, живущих в водоёмах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания. | Беседа «Жизнь в водоёмах» Рассматривание сюжетных иллюстраций «Животные водоемов». Познавательно-исследовательская деятельность: «Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное» Учить различать водных животных и рыб. Игра «Море волнуется – раз…» Игры с куполом. Вечер: Аппликация с элементами детского дизайна «Морские коньки играют в прятки» И. Лыкова стр.43. | Иллюстрации «Водоём» | Рекомендовать родителям просмотр документальных передач и фильмах о животных, обитающих в водоемах и чтение детских энциклопедий. |
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(Образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Январь 2 неделя | |||||
«10 января – день заповедников». | Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе, заповедниках родного края. Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. | 1.Беседа «Как исчезают животные» 2. Рассматривание иллюстраций «Исчезающие животные». 3.Беседа «Как люди могут помочь животным» 4. Познавательно-исследовательская деятельность: «Наблюдение за поведением черепахи». Закреплять знание редких животных. Просмотр альбома «Заповедники России» Подвижная игра «Звери шли на водопой» Беседа «куда исчезли динозавры?» | Красная Книга «России» и Костромской области. | ||
Январь 4 неделя | |||||
«Прохождение экологической тропы». | Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности. | 1.Беседа «Почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев» - обобщить все свои наблюдения. 2. Продуктивная творческая деятельность «Нарисуй зимний узор на окне» 3.Познавательно – исследовательская деятельность:туристический поход по территории ДОУ. Измерение глубины снега на разных участках. Закреплять умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс снежинок» Прогулка: Наблюдение за красотой зимнего пейзажа, исполнение воспитателем стихотворения «Береза» С.Есенина. Чтение «Заячьи тропы» Ю.Коваль. | Краски, альбом.Длтнная палка для измерения глубины снега. |
|
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Февраль 2 неделя | |||||
«Служебные собаки». | Расширять знания детей о домашних животных. Дать представление о служебных собаках. Показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку. Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил. Прививать интерес и любовь к животным. Дать элементарные представления о профессии кинолога. | 1.Детские рассказы «Мое любимое домашнее животное» 2. Рассматривание иллюстраций «Служебные собаки». 3.Беседа «Наши помощники» Познавательно – исследовательская деятельность: «Почему дрессированные собаки умнее, чем не дрессированные». Закреплять знание собак - помощников. Изготовление альбома «Собака – друг человека» Подвижная игра «Собачьи упряжки» Стихотворение «Мой друг щенок» Г.Селезнёвой. | Иллюстрации «Служебные собаки» | ||
Февраль 4 неделя | |||||
«Огород на окне». | Формировать представление детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способа ухода за ними. | 1.Беседа «Зачем человеку витамины и где их взять в феврале?», «Огород на окне». 2.Рассматривание наглядных пособий «Посадка редиса и уход за ним». 3. Познавательно – исследовательская деятельность: Посадка лука рассадой и укропа семенами. Запоминать названия культурных растений. Утро: Чтение сказки «Мужик и медведь» Игра «Вершки да корешки» Загадывание загадок. | Наглядные пособия «Посадка редиса и уход за ним». |
|
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Март 2 неделя | |||||
«Полюбуйся: весна наступает…». | Расширять представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Учить определять погожу с помощью народных примет. | 1. Рассматривание сюжетных картин «Весна». 2.Беседа «Приметы весны». 3. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны. 4. Продуктивная деятельность: "Какие краски нужны весне?" (подбор цветных лоскутков) Закреплять знание весенних месяцев. Заучивание закличек о весне. Прогулка:Познавательно - исследовательская деятельность: Наблюдение за снегом – как изменились свойства снега с наступлением потепления. Подвижная игра «Ручейки и озёра» Вечер: Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации "Пришла весна". | Сюжетные картинки «Весна». | ||
Март 4 неделя | |||||
«22 марта – Всемирный день водных ресурсов». | Расширять представление детей о значении воды ы природе. Формировать представления о переходе твёрдого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы. | 1.Познавательно – исследовательская деятельность: Опыт: «Вода – растворитель» 2.Беседа «Вода – источник жизни на земле». 3.Беседа «Как люди речку обидели?». 4.Продуктивная деятельность: рисование плаката «Берегите воду!» Закреплять умения устанавливать причинно-следственной связи между природными явлениями. Утро : Обсуждение плаката «Круговорот воды в природе» Прогулка: Игра Вечер: Хоровод «Ой, бежит ручьем вода» | Предметы для опытов с водой |
|
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Апрель 2 неделя | |||||
«Здравствуйте, цветики – цветочки. | Расширять представление детей о многообразии растений, о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. | Рассказ «Цветы». Расссматривание и беседа «Комнатные растения». Дидактическая игра «Назови, чей». Дидактическая игра «Вчера – сегодня – завтра». .Дидактическая игра «Назови слова-родственники». .Дидактическая игра «Назови части». Дидактическая игра «Один – много». .Дидактическая игра «Скажи наоборот». Артикуляционная гимнастика «Алые цветы». Пальчиковая гимнастика «Цветочки». Коррекционно-речевая малоподвижная игра «Цветочки». Логоритмическое упражнение «Цветы». Логоритмическое упражнение «Солнышко и тучка». Игра «Какого растения не стало». Рассматривание картинок, иллюстраций цветов. Чтение: С. Есенин «Черемуха» Н. Некрасов « Зеленый шум» А. Плещеев «Мой садик» В. Серова «Василек», Н. Сладков «Любитель цветов» Беседа: «Одуванчик – чудо солнышко» «Что растет в цветнике» Д/и: «Три цветка» «Подскажи словечко» «Букет» «Цветочная полянка» Сюжетно- ролевая игра: «Садовник» Полив растений в цветнике. Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу» «Тюльпаны и нарциссы» Беседа о разнообразие цветов, названия, применение. | Иллюстрации с различными цветами. | ||
Апрель 4 неделя | |||||
«22 апреля – международный день Земли». | Расширять представление о том, что Земля – наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях, лесах, степях, горах. Подвести к понимаю того, что жизнь человека зависит от окружающей среды. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | 1.Рассматривание глобуса, найти местонахождение России. Вспомнить, что обозначают цвета. 2.Беседа «Наш общий дом». Обсудить климатические зоны, значение окружающей среды для жизни людей. 3.Познавательно – исследовательская деятельность – «Физические свойства земли». Закреплять знание климатических зон, умение находить на карте Якутию, определять ландшафт родного края. Хоровод «Ой, бежит ручьем вода» | Глобус,карта России, |
|
Содержательный раздел
ОО «ПОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Ознакомление с природой»
(образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Тема | Совместная деятельность | Материалы и оборудование; литературно- музыкальное сопровождение | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Программные задачи | СД в РМ | |||
Май 2 неделя | |||||
«Животный и растительный мир» (диагностическое занятие). | Определить уровень знаний о характерных особенностях животных и растений. | Викторины, игры. | Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики. | ||
Май 4 неделя | |||||
«Мир неживой природы» (диагностическое занятие). | Определить уровень знаний детей о характерных особенностях неживой природы. | Викторины, игры. | Различные плакаты, иллюстрации, видеоролики.Презентации. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие: ознакомление с природой», «Развитие речи», «Художественное творчество: рисование» по теме: «Морское путешествие» в старшей группе
Программные задачи:Образовательные задачи:1. Учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;2. Закрепить цифры от одног...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».
Дать детям представление о домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц в ...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».
Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»
Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
комплексно тематическое планирование по познавательному развитию в 1 мл. гр по программе "Радуга"
ельной программы дошкольного образования. ... Программные задачи. • Обогащать и расширять связи малыша с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию социальным, природ...