"Умные тени"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

Дети участвовали в конкурсе "Я - исследователь". Решили выбрать эту тему, потому что заинтересовал вопрос: откуда берутся тени?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issledovatel.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Умные тени»

Егор. Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Егор Лобов.

Вика. Меня зовут Вика Журавлева.  Нам по  6 лет.

Егор. Мы воспитанники детского сада № 33 «Радуга».

Вика. Однажды в детском саду на музыкальном занятии показывали необычный, но очень интересный театр – «театр теней». Мне очень понравилось и стало любопытно: ведь столько существует театров, например, я знаю – кукольный, пальчиковый, ролевой, настольный театры. Почему появился «теневой театр»? Кто придумал? Где возник?

Егор. Я тоже посмотрел представление, мне понравилось. Когда мы вернулись в группу и стали обсуждать увиденное, ребята стали предлагать: давайте в группе покажем свой театр. Мне показалось это интересным, но больше заинтересовал вопрос: как появляются тени и где еще можно использовать тень, кроме театра.  

Поэтому, перед собой мы поставили цель: Узнать, как появляются тени?

Наметили следующие задачи:

1. Изучить информацию  о понятии «тень»;

2. Познакомиться с историей возникновения «Теневого театра»;

3. Изучить  детскую энциклопедическую литературу  о том, как ещё можно использовать тень;

5. Провести экспериментальную работу;  

6. Сделать выводы;

7. Определить новые исследования.

Гипотеза: Мы предположили, что тень это не бесполезное явление.

Вика. На первом этапе, мы вместе с воспитателями и родителями выяснили, что теневой театр – особый вид театра известный с древних времен. Первые упоминания о нем встречаются в книгах китайского писателя – историка Гань Бао. Обычно теневое представление вел один человек (даланг), который рассказывал зрителям о событиях, происходящих на экране. Спектакли проходили по ночам на открытом воздухе.

Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света. 

Егор. С ребятами нашей группы мы познакомились с детской энциклопедией, где рассказывается как появляется.

Я обратил внимание,  что в солнечный день отчётливо видны тени людей, деревьев, домов и других предметов. Откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос, оказывается, нужно знать, что такое свет. Итак, свет – это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, солнцем, электрической лампочкой или свечой. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти, и обойти его не могут. И за этими предметами образуется тёмное пятно – то есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет.

Вика. Теперь мне стало понятно, как появляется тень.

Егор. Но меня интересует, как ещё можно использовать тень, кроме театра.

В энциклопедии мы прочитали, что как – то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.

Вика. А ещё мы узнали, что с помощью тени в давние времена люди узнавали, где находятся части света, особенно это необходимо путешественникам, мореплавателям.

Егор. На втором этапе нашего исследования мы с ребятами во время прогулки,  решили попробовать определить время с помощью тени.

На улице мы выбрали солнечную поляну у нас на участке, начертили круг, установили длинную палку вертикально в середине круга, и каждый час делали отметки, проводили линию вдоль тени от палки. Сначала, мы по наручным часам определили который час показывает линия от тени – было на часах 11, мы отметили на наших солнечных часах 11. Через час тень передвинулась и мы опять сверили часы, было 12. Нарисовали 12. Мы, конечно не могли целый день провести на улице, но наши воспитатели выходили каждый час и отмечали , где находится тень. Таким образом, у нас получились свои солнечные часы.  

Егор. Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что гипотеза о том тень это не бесполезное явление подтвердилось.

Вика. Мы поняли, что тень приносит радость, смех, улыбки, если ее использовать в театре теней.

Егор. Тень это источник возможных открытий, с помощью тени можно определить время. Конечно, у нас ещё не все получилось, трудно оказалось определить стороны света: север, юг, запад, восток. Но мы решили продолжить исследования. Вместе с  родителями сделаем макет солнечных часов. Будем учится, в жизни все пригодится.

В процессе изучения данной темы меня заинтересовал другой вопрос: есть ли тень на других планетах? И она такая же «умная», как на нашей планете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рече - двигательная миниатюра "Тень-тень-потетень"

Ребята хором эмоционально рассказывают русскую народную потешку,  стоя при этом в шахматном порядке, выполняя необходимые движения на каждую строчку.           ...

Сценарий досуга в средней группе по русскому фольклору «Тень — тень — потетень».

Данный материал направлен на воспитание у дошкольников интереса к русскому фольклору, в частности, его малым формам - потешкам....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область "Речевое развитие". Заучивание русской народной песенки "Тень-тень-потетень".

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста требует комплексного подхода. Малые фольклорные формы всегда были помощниками педагогам в работе по развитию речи, так как они всегда интересны дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Помочь детям закрепить и выразительно читать песенку.Программное содержание:   Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, ре...

«Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

 Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, речевую активность, знакомя с     новыми словами (плетень, изба)...