Проект для детей средней группы на тему: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Формирование у детей знаний и представлений о профессии пилота вертолета и развитие умений воплощать полученные знания в игровых действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_boyarkinoy_lk_p_salym.docx | 931.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей средней группы на тему:
«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…»
Введение.
Развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к родному дому и ближайшему окружению, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Развертывание игры с включением в нее различных ролей из разных сфер социальной жизни (например, летчиков и пожарных, врачей и пилотов и т.д.) стимулирует творческую активность детей, активизирует их воображение, фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий.
Такие игровые роли как: врач, повар, водитель, строитель, пожарный дети выполняют с интересом, так как с людьми этих профессий они встречаются часто. А о профессии пилотов вертолетов, за трудом которых наблюдают с интересом каждый день, они знают очень мало. Поэтому, развернуть игровые действия детям трудно.
Проблема. Для того чтобы дети могли развивать какие-то игровые сюжеты у них должен быть накоплен определенный запас знаний о том, во что они играют.
Цель. Формирование у детей знаний и представлений о профессии пилота вертолета и развитие умений воплощать полученные знания в игровых действиях.
Задачи.
Образовательные.
- Познакомить детей с одной из достопримечательности поселка Салым – вертолетной площадкой.
- Формировать знания о работе летчиков, о видах вертолетов и о способах их эксплуатации.
Развивающие.
- Расширять знания об особенности жизни коренных народов нашего края – Хантов.
- Развивать умения: оборудовать место для игры; договариваться при распределении ролей; подбирать и использовать по назначению атрибуты, игрушки; использовать в речи специальную терминологию; выполнять игровые действия в соответствии с ролью; взаимодействовать по ходу игры с партнерами и другими детьми.
Воспитывающие.
- Прививать чувство гордости за свой родной край.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий.
- Формировать способы взаимоотношений: проявлять дружелюбие, взаимопомощь, внимание, культуру общения.
I этап. Подготовительный.
- Подбор и изучение информации о труде пилота вертолета, о работе вертолетной площадки в поселке Салым.
- Подготовка видеосюжетов, презентаций, фотографий и литературы на данную тему.
- Познакомить родителей с проектом «Вертолеты в небе над поселком Салым».
- Изготовление атрибутов к играм: игровой маркер, пошив костюмов (врачей, строителей, летчиков, Хантов, пожарных).
II этап. Основной.
1неделя Сюжетно-ролевая игра «Мы летчики» | |
Цель. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Реализовывать в игре полученные знания. Формирование у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. | |
Предварительная работа | Беседа о воздушном транспорте. Наблюдение за вертолетами во время прогулок. Просмотр презентации на тему «Вертолетная площадка в поселке Салым». Видео «Посадка вертолета (вид из кабины)». Чтение стихотворения Г. Ронина про вертолет. Беседа с летчиком. Игры с вертолетами. Настольная игра – лото «Профессии». Лепка «Вертолеты готовы к полету» Изготовление вертушки из бумаги. |
Дети и родители | Посещение детьми вертолетной площадки с родителями. |
Оборудование и материалы | Игровой маркер, вертушка из картона, две фуражки, мягкие модули, шланги, инструменты. |
Игровые роли | Летчики, заправщики, бортмеханики. |
Обучение игровым действиям | Летчики- осуществляют взлет, полет и посадку. Бортмеханики – осматривают и ремонтируют вертолет. Заправщики-заправляют вертолет керосином. |
Содержание деятельности | Беседа о профессии пилота вертолета. Откуда летят вертолеты? Как работает пилот? Какая у него форма? Что самое трудное в работе пилота? Каким должен быть пилот вертолета? - А хотите стать пилотами вертолета? Тогда приступаем к постройке воздушной машины. Из чего можно сделать вертолет? Воспитатель и дети обдумывают из каких материалов можно сделать вертолет и способы его постройки. -Что еще нужно для того, чтобы вертолет мог взлететь и совершить перелет? -Кто обслуживает машину, следит за тем чтобы она была исправна? -Кто может заправить вертолет горючим (керосином)? Затем распределяются роли, осуществляются игровые действия. Дети самостоятельно развивают простой игровой сюжет. |
Итог игры | - Понравилось ли вам быть летчиками? А что вам больше всего понравилось в игре? |
2 неделя. Сюжетно-ролевая игра «Перевозим грузы» | |
Цель. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). | |
Предварительная работа | Просмотр фотографий в книге «Салым Петролеум» Рисование на картоне приборной доски для управления вертолетом. П/и «Летчики». Наблюдение за тем, как вертолеты перевозят грузы. Видео «Стропальщики» |
Дети и родители | Оформление альбома «Вертолеты в небе Салыма». Наблюдение с родителями за тем, как вертолет поднимает груз. |
Оборудование и материалы | Игровой маркер, приборная доска, вертушка из бумаги, две фуражки, штурвалы, большой конструктор из мягких модулей, шланги, инструменты, звуки работы вертолета, строительные инструменты. |
Игровые роли | Летчики, механики, бензозаправщики, стропальщики, строители. |
Обучение игровым действиям | Строить вертолет из мягких модулей и игровых маркеров. Управлять вертолетом. Закреплять грузы. Строить дома. |
Содержание деятельности | В нашем округе добывают нефть и газ. Там должны находиться люди. Для них необходимо построить дома. Как же можно доставить строительный материал если вокруг тайга (на вертолете). А откуда начинается полет? Конечно, с вертолетной площадки. Вот и первая проблема – надо оборудовать вертолетную площадку, а потом – построить вертолет. Кто готовит вертолет к полету? А где можно взять грузы? Кто же будет помогать летчикам закреплять грузы? Воспитатель вместе с детьми строит вертолет. В начале принимает участие в игре (участвует в креплении грузов). После того, как сюжет игры развивается, принимает роль наблюдателя. |
Итог игры | Что можно было бы добавить в игру, чтобы было еще интереснее? Давайте подумаем об этом и в следующий раз придумаем новую интересную игру! |
3 неделя. Сюжетно-ролевая игра «Летчики и пассажиры» | |
Цель. Формирование у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. | |
Предварительная работа | Презентация «История вертолета» Видеоролик «Вид Салыма из кабины пилота вертолета» Заучивание стихотворения С. Видерхольда о вертолете. Коллективная аппликация «Спешим к вертолету» Изготовление из бумаги «документов» для пассажиров (паспорта, билеты). Изготовление из картона и бумаги маршрутных карт полетов. |
Дети р родители | Оформление фотоальбома «Наш поселок с высоты птичьего полета» |
Оборудование и материалы | Мягкие модули, игровой маркер, приборная доска, карта полетного маршрута, бензовозы, фуражки для летчиков, штурвалы, резиновые трубки-шланги для заправки вертолетов керосином, багаж, документы для пассажиров, газеты и журналы. |
Игровые роли | Первый и второй пилоты (летчики), бензозаправщики, пассажиры, кассир, водитель автобуса, механики. |
Обучение игровым действиям | Организовать пространство вертолетной площадки (кассы, взлетная площадка, место ожидания для пассажиров). На посадочной площадке идет подготовка вертолета (постройка, техосмотр, заправка). Пассажиры попадают на территорию площадки (можно предложить сопутствующий сюжет – приезжают на автобусе. Диспетчер делает объявление о рейсе. В вертолете к полету готовится экипаж. Летчики осуществляют взлет, полет и посадку. Пассажиры спокойно сидят, смотрят в иллюминаторы, рассматривают журналы. После окончания полета они покидают вертолет, идут на свои рабочие места (строители, водители и т.д.) Пилоты осматривают машину, отдыхают, готовятся к новому полету. |
Содержание деятельности | Ребята, на вертолете перевозят грузы на нефтяные и газовые месторождения. А могут ли туда на вертолете перевозить людей- рабочих? Как называют людей, которых перевозит вертолет? (Пассажирами). Я предлагаю вам стать пассажирами. Вы уже строили вертолет из конструктора и игрового маркера, это умение нам сегодня пригодится. Но, прежде всего, подумайте и обсудите, куда полетим, кто кем хочет быть в игре, и что нам надо сделать для осуществления поездки. Для организации полета необходимы другие люди специальных профессий. Давайте вместе подумаем, кто это? Определяют последовательность действий в игре. После распределения ролей дети выбирают для себя элементы костюмов, атрибуты, предметы. С помощью педагога они создают воображаемую ситуацию – оборудуют площадку, строят вертолет. Далее воспитатель предоставляет детям возможность поиграть в игру самостоятельно, выполняя роль консультанта. |
Итог игры | Полеты прошли нормально, все службы работали без сбоя. Потому что хорошо был проведен техосмотр механиком… Очень уверенно управляли самолетом летчики… они ответственно отнеслись к своим профессиональным обязанностям… А у специалистов всех служб есть еще дела – навести порядок на своих объектах (убрать атрибуты, предметы). |
4 неделя. Сюжетно-ролевая игра «В тайгу прилетел Айболит» | |
Цель. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Закрепить ранее полученные знания о жизни Хантов, о труде врача, летчика. | |
Предварительная работа | Видео «Привет, Аленка! ...молодая хантыйская семья Колывановых, живущая на стойбище в районе...» Видео «В тайгу прилетел Айболит». Игра «Скорая помощь». Экскурсия в медицинский кабинет. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит». Конструирование из авторского конструктора «Врачи прилетели на стойбище» (коллективная работа). |
Дети и родители | Чтение с детьми хантыйских народных сказок. |
Оборудование и материалы | Халат и шапочка врача, набор «Доктор», телефон, костюмы Хантов, разные виды конструкторов для постройки стойбища Хантов, атрибуты для постройки вертолета, костюмы летчиков. |
Игровые роли | Летчики, врачи и медсестры (по1 или по2), семьи Хантов. |
Обучение игровым действиям | Летчик – ведет самолет используя карту полетов. Доктор - осматривает пациентов, выявляет больных, выясняет причину заболевания, назначает лечение. Медсестра – помогает вести обследование, выполняет назначение врача, делает уколы, ставит горчичники. Пациенты - рассказывают, что их беспокоит, выполняют рекомендации врача. |
Содержание деятельности | Что вы знаете о жизни Хантов? Ребята, а есть ли больница у них на стойбище? А если они заболеют, как им смогут помочь врачи, ведь они живут далеко в лесу? Конечно же на помощь придут летчики, они доставят врачей туда, где требуется медицинская помощь. А если никто не болеет нужно ли врачам лететь к Хантам? Врачи обследуют людей и могут выявить заболевших, а здоровым сделать нужные прививки от болезней. А вы хотите поиграть в игру «Айболит спешит на помощь к Хантам». Давайте распределим роли. Кто будет летчиками? Кто врачами? Кто пациентами или больными? Возьмем все, что нам понадобится для игры. Дети подбирают атрибуты, строят вертолет, стойбище Хантов. Развивается сюжет игры. |
Итог игры | - Как вы думаете, какая роль была самая интересная, а какая роль была исполнена более удачно, а в какой роли вы хотели бы поучаствовать в следующий раз? |
5 неделя. Сюжетно-ролевая игра «Пожар в лесу» | |
Цель. Учить отражать в игре яркие впечатления окружающей жизни, развивать ролевое взаимодействие, образное мышление, представления детей о профессии летчика, пожарного, врача. Об использовании вертолетов при обнаружении и устранении пожара и эвакуации пострадавших из зоны бедствия. Воспитывать чувство личной безопасности, умение действовать в различных ситуациях. | |
Предварительная работа | Просмотр видеоролика «Уже помог обнаружить возгорание. Лесные огнеборцы осваивают новый вертолет» Просмотр презентации «Лесной пожар» Видео «Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне». Беседы темы «Работа пожарных», «Скорая помощь». Экскурсия в пожарную часть. Рисование «Вертолет летит на помощь». Рисование «Скорая помощь». Чтение стихотворения Л. Тактаевой «Аэродром». Рельефная лепка «Вертолеты тушат лесной пожар». Изготовление огнетушителей из картона. |
Дети и родители | Оформление книги с рассказами и рисунками детей о профессии пожарный. Изготовление макета пожарного вертолета Robinson R44. |
Оборудование и материалы | Видеоролик «Спасатели». Аудиозапись со звуками гула мотора, пожара, сирены «Скорой помощи», магнитофон для их воспроизведения, костюмы пожарных, летчиков, врачей, огнетушители из картона, перевязочный материал, фотоаппарат. |
Игровые роли | Летчики, пожарные (4-5 детей), пострадавшие, врачи, медсестры, водитель скорой помощи, фотограф. |
Обучение игровым действиям | Летчики- осматривают территорию, обнаруживают пожар, перевозят пожарных – спасателей, помогают тушить пожар с вертолета, эвакуируют пострадавших. Пожарные - тушат пожар, выносят к вертолету пострадавших. Пострадавшие -выполняют роль больных, рассказывает о том, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. Бригада «Скорой помощи» - забирает пострадавших с вертолета, лечит их. Фотограф – ведет фотосьемку с места событий. Доктор - осматривает больных, выясняет причину, делает операцию, назначает лечение. Медсестра – регистрирует больных, записывает их данные, выполняет назначение врача, делает уколы, перевязки. |
Содержание деятельности | Просмотр видео о спасателях. - Ребята, мы посмотрели видео о том, как спасатели помогали людям, попавшим в тяжёлую ситуацию. Какие они - настоящие спасатели? (Сильные, ловкие, отважные, добрые, умные). Что они умеют делать? Хотите поиграть в спасателей, которые тушат лесной пожар? Отчего случился пожар? Смогут ли пожарные машины проехать к месту пожара? Кто может помочь потушить пожар в тайге? Что можно сделать с вертолета? (Доставить пожарных, тушить пожар, вывести раненых). Кто будет пострадавшим от пожара? Сколько будет человек в бригаде пожарных? (один командир и 2-3 спасателя) Что они будут делать? (вытащат пострадавшего, потушат пожар). Что им нужно для работы (каски, огнетушители). Что будет с пострадавшими? Их надо будет отправить на вертолете в больницу? Как от вертолета доставить пострадавших в больницу? Кто будет работать на «Скорой помощи»? А ещё давайте у нас будет фотограф. Он будет делать фотографии с места происшествия, а потом напечатает в газете или журнале. Кто первый увидит пожар и сообщит о нем? (летчик). Где будет лесной пожар? А больницу оставим, какая у нас есть или другую построим? Кто вертолет будет строить? Распределяют роли. -Каждый подумайте, что ему нужно для его роли. А я приготовлю звуковые сигналы, как летит вертолет, как горит лес, как машина «Скорой помощи» едет. Мы с вами обсудили все наши действия. Представьте, что в лесу случилось возгорание! Дети обыгрывают игровой сюжет. Воспитатель помогает советами, наблюдает за игрой, включает звуковые сигналы. |
Итог игры | -Награды ждут наших спасателей! Проводится награждение «летчиков», «пожарных», «медицинских работников». - Чтобы восстановить здоровье после тяжелых испытаний нужно скушать витамины. Всем детям раздается витамин С. |
III этап. Заключительный. Видео «Интересные сюжеты из жизни маленьких «летчиков».
Вывод. Серию этих игр желательно проводить в теплое время года во время прогулок. Так как площадь группы не позволяет развернуть большой игровой сюжет. На игровой же площадке игру можно развивать с постепенным подключением подгруппы, а затем и группы детей. Веранду можно «превратить в большой вертолет». На крыше можно установить вертушку, она заменит лопасти вертолета. Игра развертывается от простого, пилоты ведут воздушную машину, с постепенным усложнением сюжета: механики следят за машиной; вертолет пилотирует грузы на стройку, где строители возводят постройки из песка и конструктора; врачи прилетают к Хантам, рабочим на месторождениях, строителям и т.д., оказывают им медицинскую помощь и проводят осмотр; дети, которые любят «готовить пищу» работают в столовой, в которой питаются строители, летчики, механики и т.д.
Центром игры всегда остаются вертолет, и летчики. Они объединяют игровые действия подгрупп детей в один большой игровой сюжет.
Список используемой литературы.
Воспитание детей в игре
А.К.Бондаренко, А.И. Матусик: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983г.
Статья «Технология формирования и развития патриотических чувств у дошкольников»
Глоба Л. Г. http://nsportal.ru/globa-lyudmila-georgievna
Материалы из интернета.
Видео «Посадка вертолета (вид из кабины)»
http://www.youtube.com/watch?v=os7UuV1ceYc
http://ok.ru/video/16411789876
Видео «Стропальщики»
http://www.youtube.com/watch?v=h0Oi8LNPnbA
Видео «В тайгу прилетел Айболит»
http://www.youtube.com/watch?v=YqGGU97h1hQ
Видео «Привет, Аленка! ...молодая хантыйская семья Колывановых, живущая на стойбище в районе...»
http://www.youtube.com/watch?v=P8aJSwUApXE
Видео «Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне»
http://www.youtube.com/watch?v=WzwQsJ34UVc
Видео «Уже помог обнаружить возгорание. Лесные огнеборцы осваивают новый вертолет»
Копилка детских стихов
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov
Приложение.
Постройка вертолета с помощью игрового маркера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!» Госу...
Спортивный праздник на тему «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат»
ЦЕЛИ: Пропаганда и развитие культуры безопасности детей, навыков безопасного поведения. Продолжать знакомить с профессией пожарных.ЗАДАЧИ: Укрепление и сохранение здоровья детей.Закр...
Сценарий игры-викторины для практикантов, будующих педагогов на тему "Я бы в воспитатели пошел пусть меня научат"
Сценарий игры-викторины для будующих педагогов практикантов, проходивших практику в детском саду и в будущем мечтающих стать воспитателями детей дошкольного возраста....
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Я б в шоферы пошел пусть меня научат…»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Я б в шоферы пошел пусть меня научат…» Подготовила:воспитатель МАДОУ детский сад №2г. Балаков...
Долгосрочный проект для детей средней группы«Непоседы» Тема проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков». .
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формиров...