Занятие по экологии Тема: «Богатыри русского леса» Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Милованова Татьяна Николаевна

Цель: Показать значимость  деревьев  русского  леса в жизни русского народа; вызвать интерес к деревьям леса.

 

Задачи:  - познакомить детей с той пользой, которую деревья  приносят человеку, птицам, животным;

- закреплять  знания о внешнем виде деревьев;

- закреплять знания о видах лесов;

- активизировать познавательную деятельность;

- воспитывать экологическую ответственность, интерес к бистории и быту русского народа;

-развивать внимание, умение выделять главное, умение высказывать свою мысль;

- развивать память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx420.8 КБ

Предварительный просмотр:

Плейкаст "Маленькая страна"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка», г. Урень, Нижегородская область

Занятие по экологии

Тема:

«Богатыри русского леса»

Подготовительная к школе группа №1

                             

 Составила и провела воспитатель:

Милованова Т. Н.

                                                           

2014 – 2015 учебный год

Цель: Показать значимость  деревьев  русского  леса в жизни русского народа; вызвать интерес к деревьям леса.

Задачи:  - познакомить детей с той пользой, которую деревья  приносят человеку, птицам, животным;

- закреплять  знания о внешнем виде деревьев;

- закреплять знания о видах лесов;

- активизировать познавательную деятельность;

- воспитывать экологическую ответственность, интерес к бистории и быту русского народа;

-развивать внимание, умение выделять главное, умение высказывать свою мысль;

- развивать память.

Методы и приемы:  словесный, наглядный,  дидактическая игра, театрализация, музыкальное сопровождение,  индивидуальный подход, поощрение.

Материалы и оборудование: презентация с иллюстративным демонстративным материалом; маски деревьев (дуб, береза, липа. рябина) и Искорки; 3 комплекта картинок деревьев, их коры, листьев, плодов с семенами, цветов.

Предварительная работа: рассматривание альбомов деревьев;  дидактические игры «Детки на ветке», «Определи дерево по описанию»,  чтение художественной литературы по теме; рисование деревьев в разные времена года; наблюдения и изучение деревьев  во время прогулок и  экскурсий.

Ход занятия.

Дети сидят за 3 большими столами поровну.

Слайд 1 Картинка  Старика – лесовика.

Воспитатель: - К нам пришел гость – старичок – лесовичок.

Он принес с собой лесные  загадки.  Послушайте.

Он очень богат,

Поделиться с нами рад:

Ежевикой,

Земляникой,

Клюквой красною,

Брусникой,

Спелыми орешками,

Грибами-сыроежками,

Можно долго называть

И всего не сосчитать.

(Лес.)

Дети: - Это лес! Слайд 2

Воспитатель:  - Правильно! Следующая загадка.

Весной веселит, летом холодит, 
Осенью питает, зимой согревает.
Ответ (Дерево)

Дети: - Деревья.

В записи звучит шум листвы, пение птиц, различные звуки природы. Среди них выделяется дробный стук дятла.

Воспитатель: - К нам кто-то стучится. Слышите? (Прикладывает руку к уху.) Надо встречать!

Выходят дети в костюмах, изображающие деревья. Звучит музыка леса.

Воспитатель: - Это друзья Старичка – лесовичка. Давайте знакомиться. Кто это?

Дети: - Рябина

Рябина: - Я - рябина-рябинушка –

Ветви кудрявые,

Белые кисти цветов,

Красные гроздья плодов.

Зимою ягодой своей

 Подкармливаю птиц – друзей.

Я рябина - долговечна,

Живу и 100 и 200 лет.

Скоро я варенья наварю,

К чаю я гостей приглашу:

- Угощайтесь чайком, мои гостеньки,

Ешьте со рябиною пирог,

Да не простенький.

Воспитатель: - В ягодках спрятался вопрос от рябинки. Какую пользу приносит рябина?

Отвечают дети. Воспитатель дополняет. . Слайд 3

Дети: - Ягодами питаются птицы. Из ягод варят варенье, с ягодами пекут пироги. Рябиновые ягоды являются лекарственными.

По – очереди все деревья  рассказывают о себе стихи и задают вопросы.

Воспитатель:  - А это кто к нам пришел?

Дети: - Дуб

Дуб: - Пришел я из дубравы

 По полному праву.

Желуди  я кабанам даю,

Белкам, сойкам раздаю

Много  требую тепла,

Мерзну в стужу, вот беда,

Люблю солнце, люблю свет.

Древесина из дуба людям нужна,

Мебель дубовая очень прочна.

Воспитатель:  - Вот и желудь с вопросом от дуба.  Какую пользу приносит дуб?

Дети: - Желудями питаются животные и птиц. Из древесины дуба делают мебель, дубовые веники для бани. Слайд 4

Воспитатель:  - А это кто к нам пришел?

Дети: - Береза

Береза: -  А я, красотка стройная,

Березка белоствольная.

Дарю кору я вам

И сока полный жбан.

Воспитатель:  - Березка приготовила листочек с вопросами. Как  называется кора березы? Чем полезна береза?

Дети: -  Слайд 5 Кору березы называют берестой. Из нее делают посуду, головные уборы, коробы. Сок пьют люди. Береза становится домом для птиц. Березовые почки, отвар из листьев - лекарственные. Также березовый деготь.

Воспитатель:  - Узнали этого гостя, кто это?

Дети: - Липа. 

Липа: -  Я - липа медоносная,

Дерево серьезное.

Горшочек меда

Вам передаю,

Рой пчел благодарю.

Древесина моя очень мягкая

Для вырезания посуды подходящая.

Цветы душистые  в отвары  преврати

И вместе с ним болезни победи.

Мое лыко на зиму собирают,

Лапти удобные из них сплетают.

Воспитатель:  - Липа задает  свой  вопрос.  Какую пользу приносит она?

Дети:- Слайд 6 Мы имеем липовый полезный мед. Отвар из душистых цветков является лекарственным. Из древесины вырезают деревянную посуду, а из лыка плетут лапти.

Воспитатель:  - На все вопросы наших гостей мы ответили, а значит,  пора и поиграть с ними.

Во дворе стоит сосна 
Во дворе стоит сосна, 
К небу тянется она. 
Тополь вырос рядом с ней, 
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) 
Ветер сильный налетал, 
Все деревья раскачал
. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) 
Ветки гнутся взад-вперёд, 
Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.) 
Будем вместе приседать — 
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания.) 
Мы размялись от души 
И на место вновь спешим.
(Дети идут на места. Заходит Искорка) 

Деревья (в гневе). Слайд 7 Эго Искорка! Ужас! Она такая коварная. Может погубить лес! Надо ее прогнать!

Дети:  - Искорка, уходи!

Воспитатель:  - И беду от нас отведи!

Лес зеленый с кустами пожалей,

Свое пламя ты не вей, ты не вей,

Убирайся-ка отсюда поскорей!

Искорка:  -  Ух! Хорошие, зеленые мои,

Деревья  пушистые мои,

Скоро будут ваши кроны пусты.

Вот сейчас пущу я петуха,

Ну и будет жарко дело,

Ха-ха-ха!

Воспитатель: -  Что ты, Искорка, уймись, постыдись!

Их не жги, по травке не катись!

Лучше по добру ты уберись!

Мы все встанем ратью – стеной,

Поведем борьбу с тобой

Искорка:  - Хорошо!  Выполните мои задания, и я не трону вас.

Дети делятся на 3 команды по месту сидения.

Задания искорки

  1.  Дидактическая игра «Собери дерево».  Детям предоставляются картинки деревьев, их коры, листа, цветов, плоды семена.  Им нужно правильно распределить их: каждому дереву соответствующий плод с семенем, лист, кору, цветы
  2. Дидактическая игра «Собери лес».  Каждая команда должна собрать свой лес из картинок деревьев и объяснить, почему именно эти деревья они взяли. Первая команда собирает хвойный лес. Вторая - лиственный, а третья -   смешанный. Слайд 8 (для проверки ответов)
  3. Задание «Рассказать о врагах деревьев».

1-й ребенок. Слайд 9 Это  майские жуки и личинки майских жуков.

Личинки майских  жуков поедают корни молодых хвойных деревьев. Взрослые  майские жуки поедают листву лиственных деревьев.

2-й ребенок. Слайд 10 Жуки-короеды поедают кору и древесину деревьев. Они злейшие враги леса.

3-й ребенок. Слайд 11 Гусеницы бабочек-шелкопрядов очень прожорливы. Питаются листвой различных деревьев и кустарников.

Воспитатель: - Слайд 12  Майские жуки любят вылетать по вечерам. Но сами попадают на ужин совам и летучим мышам.

Слайд 13  Днем жуков уничтожают скворцы, сойки.

В земле кроты поедают их личинки.  Дятлы уничтожают жуков-короедов. Слайд 14 Ими любят лакомиться поползни, синицы и кукушки.

Иногда ребята разоряют птичьи гнезда и наносят  этим огромный вред природе.

4 ребенок.   Ты природу сберегай,

Птичьих гнезд не разоряй.

Птицы лес наш берегут,

Пользу всем они несут.

Воспитатель: - Ребята, мы справились со всеми заданиями! А значит, Искорка не тронет лес. Пора прощаться со Старичком - лесовиком. Расскажите, что вам понравилось в общения с гостями, что  запомнилось.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "В гостях у леса" во второй младшей группе

Программное содержание:Расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях. Учить различать их особенности внешнего вида, имитировать повадки животных. Дать понятие о нормах поведения в лесу...

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовека в лесу" подготовительная группа

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовенка в лесу" подготовительная группа...

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы "Юные экологи спешат на помощь"

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружаю...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...

Занятие по экологии на тему: «Осень» в подготовительной к школе группе

Занятие по экологии на тему: «Осень» в подготовительной к школе группе Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Открытое занятие по русскому языку подготовительной к школе группе на тему: «Зима».

Цель:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; называть признаки зимы; учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования и составления предложений; активизировать словарь по да...