"Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко».
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Пернатые друзья».
Направление: « Познавательное развитие».
Образовательные области: познание ( формирование целостной картины мира- ознакомление с природой), художественное творчество.
Старшая группа.
Цель: Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки, развивать интерес к миру пернатых, дать представление о значении птиц для окружающей природы, формировать желание заботиться о птицах.
Виды детской деятельности: игровая коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Предварительная работа: изготовление кормушек ( дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдение на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих и перелетных птиц, силуэты птиц, клей кисти, гуашь, вата.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора».
Наступила холода,
Скоро к нам придет зима.
И птицы - наши верные друзья,
Улетают в теплые края.
- Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах говорится в стихотворении?
(зимующих или перелетных).
- Ребята ,скажите, а почему птиц называют перелетными?
( воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их).
- Совершенно верно, перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие теплые страны.
- Почему птицы улетают в теплые края? ( ответы детей).
- Правильно все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в теплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелетных птиц, для этого отгадайте мои загадки. ( Показ слайда с загадками и картинами).
1.Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку-ку. (кукушка).
2.Угадайте , что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут на два хвоста. ( Ласточка).
3.Я скворечнике живу
Песни звонкие пою. ( Скворец).
4.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (Соловей).
5.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач).
- Физкультминутка: «Улетают журавли».
Воспитатель:
- летят журавли, курлычут: курлы - курлы- курлы, как бутдо говорят: летите вместе с нами. За темными лесами, за синими морями есть теплые края.
- Улетели перелетные птицы в теплые края, давайте еще раз их назовем. ( Показ слайда перелетные птицы, дети их называют).
Воспитатель:
- Молодцы вы все правильно назвали всех перелетный птиц.
Воспитатель:
- Скажите дети , а какие птицы остались на зиму? ( Ответы детей).
( показ слайда зимующие птицы – воробей, ворона, синица, голубь, сорока).
Воспитатель:
- Какие это птицы?
- Чем питаются зимующие птицы?
( Семена растений, деревьев, зернышки).
Воспитатель:
- Зимующие птицы они всеядны: Могут насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся по ближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
4. Аудиозапись: Игра «Голоса птиц».
- карр- карр- карр.
-Какая это птица? ( Ворона).
- чик- чирик- чик – чирик.
- Какая это птица? ( Воробей).
- синь- синь синь?
- Какая это птица?
- ку- ку- ку?
- Какая это птица?
Воспитатель: Молодцы правильно угадали! Наша игра продолжается. Игра называется «Четвертый лишний», где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелетных птиц( показ слайдов).
5.Игра «Четвертый лишний»
1 слайд - Найдите и назовите среди этих птиц одну зимующую птицу?
Какая эта птица?
2 слайд - найдите среди этих птиц одну перелетную птицу?( Скворец перелетная птица).
3 слайд – Какая птица на этом картинке лишняя? Посмотрите внимательно!
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием. А сейчас послушайте стихотворение А.Григорьева. Стихотворение называется «Птицы зимой».
Чтение стихотворения А.Григорьева «Птицы зимой».
Сначало падает снежок
На землю тихо,как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь?
Воспитатель: - Как вы думаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей).
_ Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? ( ответы детей).
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, хлеба горбушкой.
Птиц зимой угощает…. (кормушка).
- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы их развесим на участке.
6.Игра «Улетают- не улетают».
- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную птицу – вы «летаете» по группе, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюете крошки».
Воспитатель: Молодцы все хорошо поиграли, а теперь красиво, аккуратно сели. И послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Чтение отрывка стихотворения А.Ящина.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Гость одна-
И не страшна
Будет им зима.
6.Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
- Теперь давайте , аккуратно сели все за стол.
- Перед вами лежат силуэты птиц.
- У какой птицы красная грудка?
-Правильно у снегиря.
7. Воспитатель:
- Вам понравилась занятие?
- О каких птицах вы узнали?
- Чем мы можем помочь птицам зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....