Педагогический проект По познавательному развитию «Первоцветы» Логопедическая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Светлана Алексеевна

- Помочь детям активизировать личный опыт по теме «Первоцветы» на основе систематизации и обобщения, ранее сформированных представлений; развивать умения использовать его в процессе совместной деятельности.

-  Воспитание бережного отношения к пробуждению природы через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, продуктивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_itog.docx322.49 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

По познавательному развитию «Первоцветы»

Логопедическая группа

2015 год.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели) апрель месяц: с 18апреля по 29 апреля

Предметы исследования: первоцветы.

Группа: логопедическая

Возраст детей: старший дошкольный.

Цель:

-  Помочь детям активизировать личный опыт по теме «Первоцветы» на основе систематизации и обобщения, ранее сформированных представлений; развивать умения использовать его в процессе совместной деятельности.

-  Воспитание бережного отношения к пробуждению природы через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, продуктивной.

Задачи

1. Обучающие:

    - Формировать представление:

  • о жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается,
  • о строение, функции и назначении частей цветка (корень, стебелёк…), развитие  цветка;
  •  влияние света, тепла, воды.

- Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

 - Расширять представление о том, как поэты, композиторы воспевали красоту цветов.

- Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего года состоянием растительности и поведением в животном мире.

- Вызвать у детей интерес  к конкретным объектам -  к весенним цветам;

    вызвать желание оберегать, заботиться о них.

2. Развивающие:

-  Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

    исследовать, получать новые знания, умения, навыки.        

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

 - Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

3. Воспитательные:

- Воспитывать экологически грамотное  поведение человека с природой.

- Поощрять нравственные взаимоотношения между сверстниками, желание оказать помощь, умение работать в команде.

Предполагаемый результат проекта:

•    Создание общей композиции по теме проекта.

  • Продуктивная деятельность детей (коллаж, рисунки,  поделки, фотоальбом  «Весенние цветы», поздравительные открытки);

•    Проведение познавательно-игрового мероприятия с родителями :

« Первоцветы» с участниками проекта.

•    Обогащение речевого словаря детей;

•   Познавательный интерес к исследовательской деятельности.

•   Развитие у детей наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.

Актуальность проекта:

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи каждого педагога.

Тема проекта была выбрана в связи с тем, что хотелось обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена наша тема.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

•     Художественная литература: рассказы, стихотворения, загадки о весне, растительном и животном мире;

•    Наглядные пособия: репродукции картин, фотографии, презентации;

•    Дидактический материал;

•    Тематические беседы;

•    Художественное творчество: рисование, конструирование.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

•   Выбор темы проекта,

•   Определение его целей и задач;

•   Составление плана основного этапа;

•   Подборка необходимых материалов по теме.

2.Основной этап

•   Обобщение знаний детей о первых признаках весны;

•  Рассматривание иллюстраций, произведений художников и презентаций;

•  Чтение произведений различных авторов по теме;

•   Беседы с родителями;

•  Дидактические игры;

•  Подвижные игры;

•  Заучивание стихотворений о весне;

•  Продуктивная деятельность: творческие работы детей.

3. Заключительный этап

•   Оформление проекта.

•   Проведение обобщающего занятия.

•   Проведение познавательно-игрового мероприятия с родителями :

« Первоцветы» с участниками проекта.

•   Составление портфолио проекта.

Итог проекта:

1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о первоцветах.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к  цветам, которые  окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Методы проекта:

• Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

• Самостоятельное наблюдение;

• Коллективное наблюдение;

• Наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

• Технология моделирования;

•  Релаксация;

• Слушание музыки.

Формы организации проекта:

• Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

• Экскурсии;

• Дидактические игры

• Трудовая деятельность детей.

• Экологические  викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

 - Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Наглядный материал:

- Цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

- Настольно-печатные игры;

- Дидактические игры по экологии;

- Библиотечка юного цветовода.

- Альбом «Первоцветы в саду и на полянке»;

 - Оснащение природным и бросовым материалом.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

•        Самостоятельное наблюдение;

•        Коллективное наблюдение;

•        Уход за цветами;

•        Экспериментирование;

•        Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с родителями:

Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

1. Провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся на даче первоцветах.

2. Конкурс продуктивной деятельности для семей воспитанников « Какие разные  цветы»

Предварительная работа с детьми:

1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем о первоцветах».

2.  Выбор объекта исследования.

Подготовительный этап:

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;

- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;

- определение времени для работы над проектом.


Перспективное планирование работы по реализации проекта.

Образовательная

область

Цели

Совместная деятельность детей и педагогов

Содержание деятельности

Познавательное

 развитие

- Познакомить с первоцветами нашего края (ландыш, медуница, ветреница, нарцисс и др.)

- Формировать - представление о потребности растений.

- Познакомить с жизненным циклом цветов.

-Поддерживать стремление детей расширять способы

  обследования цветов.

- Поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую

  деятельность   детей.

- Научить детей правильно подготавливать почву для посадки   цветов.

- Расширить представление детей, как  правильно ухаживать

  за садовыми 

первоцветами.

-Развивать желание бережно относиться к  цветам.

- Воспитывать желание быть творцом, как взрослый.

- Рассматривание иллюстраций цветов, рассматривание цветов на цветниках.

- Представление презентаций о первоцветах

- Исследование – почему у одуванчика выделяется молочко?    

-Размножение цветов.

-Уход за цветами.

- Сбор иллюстраций  для изготовления альбома «Первоцветы».

- Рыхление почвы, подготовка земли для посадки садовых

 Первоцветов

- опыт «Вода, свет, тепло в жизни цветов»

 НОД:

   -  Развитие познавательно –

исследовательской деятельности

- « Первоцветы»

- «Все работы хороши»

 «Садовые цветы»

- « Красная книга первоцветов»

- ФЭМП

- « Цветик-семиветик»

- « Весеннее путешествие»

Художественно-эстетическое развитие

- Закреплять и совершенствовать технологию,

  последовательность в работе с бумагой.

- Использовать широкий спектр материалов и приёмов    оформления.

- Совершенствовать технику рисования гуашью.

-  Воспитывать в детях самостоятельность.

- Развивать любознательность,

интерес к овладению способами    познания.

- Учить вслушиваться в музыкальное произведение, анализировать его, устанавливать ассоциации.

- Изготовление  альбома о цветах.

- Беседа и рисование на тему: «Такие разные цветы»

- Изготовление праздничной открытки.

-  Коллаж на тему «Первоцветы».

- П.И.Чайковский «Вальс цветов»,

- «Цветочная полечка» В.Шестакова,

- «Игра с цветами» музыка и композиция движений

   Г.Ф.Вихарева ,

- игра «Живая клумба», « Найди своё место»

НОД

рисование

- «Весенний ковёр»

- « Первоцветы»

Аппликация

- « Подснежники»

- « Ландыши»

- коллаж

« Цветочная поляна»

- поделка для ветеранов

« Цветы»

Лепка

- « Крокусы»

Речевое развитие

- Познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами,   писателями.

- Продолжать осмысливать образные выражения и

  фразеологические обороты.

- Стимулировать к самостоятельному творческому проявлению

- Заучивание стихотворения о первоцвете.

- Загадки  о первоцветах.

- Чтение детской энциклопедии (о первоцветах).

Литературные произведения:

Н.Сладков «Любитель  цветов», «Весенние  ручьи» «Бегство цветов»

Е.Благинина «Одуванчик»

Е.Стюарт«Подснежник» О.   Высотская «Мимоза»

В.Бианки Апрель»

«На даче» Т.А.Ткаченко  (рассказ  по  сюжетной  картинке   с проблемным  содержанием)

- Подбор и выставка  художественной  литературы о весенних

  цветах.

 НОД

Развитие речи

- Составление описательного рассказа о цветах по мнемотаблице.

- пересказ рассказа С. Скребикого « На лесной поляне»

Социально-коммуникативное развитие

- Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.

- Продолжать развивать организаторские способности.

- Умение детей соблюдать правила связанные с ролью.

-  Умение создавать игровую среду.

- Закрепить знания детей о ядовитых цветах.

- Вспомнить меры безопасности при использовании садовых

  инструментов.

- Создание кодекса правил безопасности (работа с растениями,

   c нструментами…)

- Создать условия для выполнения совместных дел, в которых все

 могут    участвовать с соблюдением правил

здоровьесберегающего поведения.

- «Собери картинку»

- Игра по модели строения цветка (корень, стебель, листья, цветок)

- Лото « Цветы»

- Мягкий конструктор

« Собери букет»

- С /ролевая игра « Цветочный магазин»

- Игра «Садовник»

- Д/игра «Цветы»

- «Разные первоцветы».

- «Зелёный доктор»

- «Крокусы» (всё о цветке)

- «Спящие красавицы»

- «Как размножить цветы?».

Физическое развитие

- Совершенствовать технику основных видов движений и

  спортивных упражнений.

- Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно

  его использовать.

- Формировать умения самостоятельно организовывать

   подвижные игры.

- Развивать познавательную активность детей в процессе  формирования  представлений о безопасности  работы с

   цветами.

- Закрепить знания детей о ядовитых  цветах.

- О пользе  цветов.

- Обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- беседа на тему «Почему надо беречь  цветы?»

- презентация « Цветы-лекари»

- пальчиковая гимнастика «Садовник»

- физминутка  «Клумба»

- комплекс утренней гимнастики «Мы цветы»

- подвижные игры:                         - «Кто быстрее соберёт букет»                  - «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно)       - «Садовник и цветы»

  - «Найди своё место»

  - «Цветы и ветерок»

 - «Косари»

Создание условий для самостоятельной деятельности.

(Развивающая  среда)

- Создание предметно-развивающей среды  для проявления самостоятельности у детей

- Способствовать творческому развитию детей, его активности, самостоятельности, любознательности

- Способствовать возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

- Формировать партнёрские качества личности: умение договариваться, воспитывать доброжелательность, придерживаться правил игры…

- Обогащать знания детей, расширение представлений об окружающем; обогащение игрового опыта.

- Наблюдая за деятельностью детей, оказывать им помощь и поддержку, насколько это необходимо для их дальнейшего развития.

- Отмечать успех ребёнка, его интерес…

- Настольно – печатные игры «Зелёный город»

- дидактические игры: лото, домино,

- «Собери картинку»

- развивающие игры « Сложи узор», палочки Кюизенера

- «Цветок – твой талисман»;

- «Угадай цветок по описанию»;

- «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

- «Собери цветок из геометрических фигур»;

- «Укрась цветами ковер».

- атрибуты для с/ролевой игры «Цветочный магазин»

-библиотечка юного цветовода (алгоритм, каталог, энциклопедия…..)

- оснащение природным и бросовым материалом.

- садовые инструменты.

В процессе подготовки и проведения проекта была проведена работа с родителями:               

  - Родители подобрали  иллюстраций, загадки, поговороки, стихотворения

 о первоцветах.

- «Какие разные цветы» (выставка поделок).

- Участие родителей в познавательно-игровом занятии « Первоцветы» с участниками проекта.

- подбор информаций на тему «Как сажать садовые первоцветы».

Вывод:

Воспитанники логопедической группы создали свой творческий проект, который доставлял радость и им, и всем окружающим. Они увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение. Они также открыли для себя: способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи, выяснили, что дружба помогает в работе, а самое главное, поняли, что каждый из них маленький-художник.

Процесс создания творческих проектов увлекателен. Создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, воспитанники включились в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познают мир.

Разработали и провели проект воспитатели логопедической группы: Новикова С.А., Яковлева Н.В.

        

Цветы коллаж - Стоковое фото kamchatka #48899313        


 «Весна идёт»

Порывом ароматов свежих

И первоцветов на снегу,

Чуть осторожных, очень нежных,

Росток пустивших на лугу,

Лучом чуть теплым, не окрепшим,

Капелью, радужным дождём

Идёт спокойно, безмятежно

                                        Весна, которую так ждём.  (Виталий Тунников)

 «Горицвет»

Шла весна неспешным шагом,

Одаряя мир теплом,

Под её лучистым взглядом

Расцветало всё кругом.

Оглядела луг зелёный...

Скучноват немного луг.

Набрала лучей в ладони

Разбросала, словно пух.

Засиял и заискрился

По-над лугом яркий свет,

В сочной зелени раскрылся

Красно-жёлтый горицвет.

Лепестки расправил гордо,

Нежным светом озарён,

Зазвенел: – Дин-дон! Дин-дон-до!

                                  Я от солнышка рождён!        (Людмила Шмидт )

«Весенние цветы»

Вновь поют ночами соловьи.

Зеленеют рощи и поляны.

А на даче нашей расцвели

Примулы, нарциссы и тюльпаны.

Как они красивы и нежны –

Эти дети солнечного света.

Как цветы весенние нужны

Нам, забывшим разноцветье лета!

В чём их милой прелести секрет?

Пусть потом цветут пионы, розы…

Но весенний радостный букет

                              Нам сейчас роскошных роз дороже! (Любовь Полякова)

 «Одуванчики»

 

Брызнули солнца слепящие зайчики

И засветились в траве одуванчики.

Россыпи первых цветов на опушке,

Как на носу у девчонок веснушки.

Словно зажжённые солнцем фонарики,

Светят огнём золотистые шарики.

Их теплотой вся округа согрета,

Зелень пронизана радостным светом.

Под ноги стелется пышный ковёр,

Из одуванчиков ярок узор.

Не обойти мне его, не свернуть,

Хочется в золото это шагнуть.

И, наслаждаясь бродить босиком,

Жёлтый букетик сплетая венком,

Очень хочу я в душе сохранить

Дивной природы волшебную нить.

Что же за сила такая в цветении?

Солнца, земли и людей притяжение.

Пусть эта связь будет длиться века,

                                Та, что идёт от простого цветка! (Ольга Борисова.)

«Ландыши»

Ладушки-оладушки,

Девочки и мальчики! –

В ожерельях ландышей –

Солнечные зайчики.

Под зелёной ёлочкой

Ёжики дурачатся.

В чудо-колокольчиках

Духи леса прячутся.

Семь забавных гномиков

Из душистых шариков

Сделали фонарики

Для уютных домиков.

 «Жемчужные подснежники»

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Бутоны белоснежные

Домой не унесу! –

Не собирай подснежники:

                                           Пускай растут в лесу! (Александр Савостьянов)

«ПЕРВОЦВЕТ «(акростих)  

П риподняв неслышно полог снежных туч,

О зарил поляну солнца робкий луч.

Д робь капельная по лесу разнеслась.

С нежный ком свалился вниз последний раз.

Н а кустах – созревших почек огоньки.

Е ли сбросили пушистые платки.

Ж уравли разлиновали синеву.

Н овый след весны ложится на канву.

И явился миру первый из цветов,

                           К роткий, нежный, словно первая любовь! (Фрида Полак)

«Крокусы в снегу купаются»

 

Вот так да!

       Вот это фокусы! -

На зарядку встали крокусы!

Из землицы вышли мальчики,

Поднимают

         К солнцу

                 Пальчики!

Раз и два, и три-четыре:

                  Листья врозь,

                     Улыбки шире!

Все, кто видит - улыбаются:

Крокусы

        В снегу ...

                  Купаются!

(Наталья Капустюк)

«ПОДСНЕЖНИК»

Натальи Капустюк

П ейзаж весенний у рябинки:

О тважно голову подняв,

Д ивит меня цветок-былинка,

С тоит, лучится в свете дня!

Н ичто вот так не восхищает,

Е два взошедший, средь снегов,

Ж изнь каждой жилкой прославляя,

Н а «бой» с морозом он готов!

И хочется согреть дыханьем…

К ак хрупко ты, очарованье!

 «Незабудки»

Умывалось Утро на заре в лесу,

Наводило Утро в родничке красу.

Уронило в воду неба уголок,

С брызгами рассеялся синий лоскуток.

Распустились с той поры у воды цветы,

Голубые россыпи чудной красоты.

Забавляясь шалостью или милой шуткой,

Нарекло их ласково Утро незабудкой.

Из воды и неба крохотный цветок,

Капелькой лазури полон лепесток.

Нежный, словно утро раннею порой

                         Звёздочки небесные в заводи лесной. (Ольга Борисова.)

 «Первоцветы»

МОРОЗНИК

Жёлтый, белый, тёмно-красный,

Нежный, смелый и прекрасный -

Не боится в самом деле

Ни морозов, ни метелей!

ПРОСТРЕЛ

Вот сиреневый цветок,

Неширок и невысок,

Но - внимательней смотри -

С жёлтым солнышком внутри!

ПОДСНЕЖНИК

Снежно-белый, маленький

Вылез на проталинке.

Снега не пугается,

Солнцу улыбается.

(Любовь Полякова )

 «Цветочные загадки»

(из серии "Доскажи словечко")

На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые...(подснежники).

***

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились...(крокусы).

***

Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Жёлтенький кафтанчик

Носит...(одуванчик).

***

В палисадниках растут,

разноцветные,

Летом были бы они

незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и...(тюльпаны).

***

Под забором, у калитки,

Вот, смотри и не дыши:

Как горошины на нитке

Беленькие...(ландыши).

***

Над кустами гул стоит,

Здесь для пчёлок стол накрыт:

Ароматом целый день

Манит нежная...(сирень).

(Нина Агошкова)

«Мать-и мачеха» 

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по познавательному развитию «Первоцветы, весны первые приметы»

         Проект по познавательному развитию         «Первоцветы, весны первые приметы.»Краткосрочный проект в старше...

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»

Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе "Ах ты зимушка - зима"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...

Методическая разработка (педагогический проект по познавательному развитию в средней группе "Бабочка"

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста....