открытое занятие "Электричество в жизни людей"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Направление – Социально-личностное развитие.
Образовательная область – Социализация, безопасность.
Интеграция с другими направлениями – Познавательно-речевое;
Образовательная область – «Познание», «Коммуникация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otk.zanyatiya_elektrichestvo.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Электричество в жизни людей ».
Направление – Социально-личностное развитие.
Образовательная область – Социализация, безопасность.
Интеграция с другими направлениями – Познавательно-речевое;
Образовательная область – «Познание», «Коммуникация».
Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека.
Задачи
Образовательные: продолжать знакомить детей с электричеством, закрепить правила пользования электроприборами в быту, учить соблюдать меры безопасности.
Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Материал к занятию: настольная лампа, слайды «Правила пользования с электроприборами», карточки к дидактическим играм «Найди электроприбор», «Что было раньше».мяч, игрушка с батарейкой, пластмассовые палочки по количеству детей; кусочки шерстяной ткани, шелка; дидактическая игра «Собери предмет»; пользования цветные шары.
Ход занятия:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Ребята, мы с вами познакомимся с волшебным электричеством, узнаем где «живет» и как оно нам помогает. Также познакомимся с электроприборами, правилами безопасного обращения с ними. На столе воспитателя настольная лампа, не подключена в розетку. В. Ребята посмотрите и скажите, что у меня на столе? Д. Настольная лампа. В. Зачем, для чего нужна настольная лампа? Д. Чтобы было светло, когда темно, включать ночью. В. Как включить настольную лампу? Д. Надо подключить ее к розетке. В. Подключаю вилку к розетке, лампа загорается.
Почему загорелась, настольная лампа и о чем мы будем говорить на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за зверь сидит в розетке, Из какой сбежал он клетки Он бежит по проводам и охотно служит нам, По хозяйству помогает. Согревает, освещает. Как на свет он появился и в розетке поселился. (Эл. ток) . Д. Эл. ток.
Вы правильно ответили – это эл. ток, который бежит по проводам к каждому дому, в квартиру и живет в розетке, выключателе. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны Кто придумал электричество? Д. Человек.
В. Как только человек изобрел электричество, изменилась и жизнь людей, появились различные бытовые предметы – Электроприборы. Назовите их.
Д. Холодильник, утюг, микроволновая печь, электоропечь, фен, швейная машинка, миксер, мясорубка, блендер, соковыжималка, стиральная машинка, телевизор, плойка, пылесос.
В. Вы много назвали предметов. Они как добрые волшебники окружают нас и помогают нам.
Стук в дверь. Ребята нам письмо от кого оно? Это от Золушки, сейчас прочитаю. Мои сестрицы и мачеха уехали на бал, а мне оставили столько работы, постирать, убрать дом, помыть посуду, приготовить ужин, и привести в порядок одежду, что я и за неделю не управлюсь! И, конечно же, на бал не попаду!
Воспитатель:
-Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?
(Ответы детей.)
Сейчас мы с вами соберем картинки, которые помогут Золушке. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Звучит тихая музыка.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок. (Пылесос, стиральная машина, печь, посудомоечная машина, утюг).
Что же объединяет все эти предметы, что у них есть общее? (ответы детей) У каждого прибора есть – шнур, вилка. К чему вы подключили электроприборы? (ответ к розетке).
Дидактическая игра «Что есть, что было».
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества.(Раскладываются карточки, составляющие пару.)
Дидактическая игра «Что есть, что было».
- Пылесос – веник;
- Утюг – гладильная палка;
- Швейная машина – игла;
- Электролампа – свеча
- Песочные часы – электронные часы
- Камин – эл. обогреватель
- Печка – эл. плита
- Спицы – вязальный станок
– Молодцы! Справились с заданием.
Электричество и электроприборы при неправильном обращении могут быть опасными. Давайте расскажем Золушке, чтобы она знала эти правила.
Первое правило: Вода и электричество, оказавшись вместе, становятся очень опасными, поэтому нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, может ударить током.(Слайд№1)
Второе правило: Выключайте электроприборы, нажав на кнопку, вытащив вилку из розетки. Никогда не тяните за электропровод руками, может случиться короткое замыкание. Лучше попросить об этом взрослых. Ни в коем случае не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них. Вас может ударить током. (Слайд№2)
Третье правило: Нельзя играть с розетками, вставлять в розетку посторонние предметы. (Слайд№3)
- Уходя из дома вынуть вилки шнуров из розеток.
- Нельзя включать много предметов в одну розетку.
- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
В. Ребята запомните еще одно важное правило.
- Нельзя включать электроприборы без разрешения родителей.
Мы с вами повторили правила пользования электроприборами, запомните их. Электрический ток – опасен!
--Какое стихотворение мы знаем о розетке? Гвоздик или пальчик, В розетку не вставлять Электричество опасно Это каждый должен знать.
Дети читают стихи:
1.Вижу розетку внизу на стене
И интересно становиться мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит!
2.Зверя зовут электрический ток,
Очень опасно играть с ним дружок!
Руки подальше от тока держи,
Пальцы в розетку совать не спеши!
3. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
4. Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
5. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
6. Если гости к вам пришли
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть
Не забудьте выключить утюг!
7. Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Проводится игра с мячом «Назови действия электроприборов».
Утюг – гладит белье, холодильник – хранит продукты, стиральная машина – стирает белье, фен – сушит волосы, миксер – взбивает крем, соковыжималка – отжимает из овощей и фруктов сок, микроволновая печь – разогревает продукты, электровафельница – печет вафли, электрокамин – обогревает комнату, настольная лампа – освещает комнату, пылесос – чистит ковер.
В. Ребята, есть еще электричество тихое неопасное.
- Смотрите к вам в гости пришла ваша любимая игрушка. Давайте поиграем. Почему она не работает? Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы нет батарейки.
Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала! Почему?
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей) .
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала. Назовите предметы с неопасным электричеством? Д. Часы настенные, будильник, пульт, фонарик, магнитофон, калькулятор, телефон, игрушки.
Давайте встанем полукругом фонарик я поставлю на середину и вспомним как электричество приходит к нам в дома.
Ток бежит по проводам Свет несет в квартиру нам, Чтоб работали приборы Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесос Ток энергию принес.
( Дети стоят полукругом и приседают на каждое слово, дойдя до воспитателя, на последних словах в группе включается свет).
- А есть электричество безопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Его еще называют синтетическим. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть, Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. (Звучит музыка) Вот мы и в волшебной стране.
Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену). Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей) Он волшебный.
Опыт 1
- А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет
Опыт 2
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Ребята тихонечко садимся на свои места. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика. Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 4
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола) . Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарик двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- Чем удобнее натереть? (одеждой)
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариком? (он зашевелился, запрыгал) .
- Почему они зашевелился?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Какие вы молодцы!
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
- А почему мы их называем волшебными?
- Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается) .
- А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде) .
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .
- Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
- Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
Релаксационная пауза.
- А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка).
- Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель:
Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомились с чем? (волшебным электричеством, с электроприборами). Какие электроприборы вы запомнили? Ответы детей. Правильно. Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили? (нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод руками, нельзя играть с розетками). Молодцы. Также мы узнали, что есть и безопасное электричество, где оно живет? (в волосах, в одежде, в батарейках). Ой, какие вы молодцы!
Анализ открытого показа поисково-познавательного НОД «Электричество в жизни людей»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
Образовательные:
• Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
• Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
• Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
• Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе
НОД осуществлялось в соответствии с конспектом и задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
На каждый момент НОДА подобраны наглядные пособия и материалы, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Музыкальное сопровождение усилило эмоциональное восприятие.
Все моменты логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В каждом моменте использованы вопросы поискового характера, созданы проблемные ситуации, задавались вопросы на сообразительность и логическое мышление- все это способствовало эффективности, повышению познавательной и мыслительной деятельности детей.
Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта.
В процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети выяснили, где может «жить» электричество, высказывали свои предположения, догадки, доказывали свои утверждения или опровергали их. Всё это было подтверждено при самостоятельной исследовательской деятельности.
Во время занятия воспитатель общалась с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировала над ними, была в позиции «рядом».
Поставленные программные задачи в ходе занятия были решены. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально-окрашенной обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транспорт в жизни людей.
Транспорт в жизни людей. Вид проекта: Комплексный По характеру содержания: Ребёнок, общество и культура. Количество участников: Групповой ( практические работы проводя...
Статья: «Музыка в жизни людей»
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов - здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой челов...
Педагогический проект «Формирование представлений о роли Солнца в жизни людей»
Паспорт проекта:• Тип проекта: исследовательско-творческий• По содержанию: познавательный• По количеству участников: групповой• По продолжительности: долгосрочный• По характеру контактов: в рамках ДОУ...
Открытое занятие в рамках реализации региональной программы «Основы здорового образа жизни» (Психологический блок) «Добро и зло в жизни людей»
quot;Добро и зло в жизни людей"...
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вода в жизни людей»
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вода в жизни людей» Цели:Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента...
Изменения в жизни людей зимой.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему:“Изменения в жизни людей зимой.”...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...