Цели:
Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;
развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.
Уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Планируемые результаты: навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственные связи)
Материал: таз с водой; кувшин с водой, прозрачные стаканчики для воды;
Иллюстрации к сказкам, картинки на фланелеграф с изображением животных, реки, ручья; магнтитафон с записями музыки дождя
Предварительная работа: Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Ход НОД
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…
Дети: Воды.
Ребята, а кто знает, как зовут хозяина воды в России
Дети: Водяной (Показать картинку Водяного)
Воспитатель: Правильно. Мы сейчас с вами отправимся в гости в царство Водяного.Но путь наш будет интересным и трудным. Только договорились, что вы идете за мной. Согласны?
Проходим мимо цветов
Воспитатель: Без чего не могут жить растения?
Дети: без воды
Воспитатель: Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?
Дети: Потому что они засохнут, завянут и погибнут – им нужна вода
Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?
Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.
Воспитатель: Цветочки просят воды, давайте им поможем, а то у них земелька совсем сухая.
Дети: Поливают цветы
Воспитатель: Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше
Подходим к столу, где стоят игрушки
Воспитатель: А здесь нужна вода? Зачем?
Дети: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
Воспитатель: Правильно ребята. Ребята, как мы еще используем воду?
Дети: Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги.
Воспитатель: А еще ребята вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов.
Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!
Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода реки. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру. Подойдите к фланелеграфу и посмотрите на схему.
Игра «Кому нужна вода? »
- Как вы думаете, что это? (это озеро)
- А это что у озера? (это маленькие ручейки) .
Давайте подберем картинки: «Кому нужна вода?, почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
- Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
Дети: Дождь
Показывает иллюстрацию где идет дождь.
Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?
Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы.
Воспитатель: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.
Воспитатель: Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете почему?
Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая прозрачная без всяких ядовитых и вредных веществ вода
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) .Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках) .
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?
Дети: Вода.
Воспитатель: что можно сказать о воде, за которой мы будем наблюдать?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?
Дети: В твёрдом, лёд.
Опыт «Вода не имеет формы»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А теперь проверим наши предположения.
Воспитатель: - Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?
(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда) .
-Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане)
- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)
- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять) .
-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)
Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)
Опыт «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем е. Она пахнет?
Дети: Нет не пахнет.
Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт «вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Давайте попробуем её на вкус.
Дети: Вода не имеет вкуса
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт «Вода не имеет цвета»
Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды) .
Давайте, теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей) .
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель: У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(Сахар) .
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(Соль) .
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло) .
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем две баночки с водой. В одну положим ложечку сахарного песка и размешаем его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положим соль. Размешаем её. Соль исчезла. Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль?
Давайте добавим в баночку с водой несколько капель масла.
Воспитатель: Ребята, а что произошло с маслом в воде.
(спросить 3 — 4 человека)
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт «Очистка воды».
Воспитатель: Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? И что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?
Дети: Очистить.
Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду?
Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды. Салфетка сворачивается в рупор и устанавливается в чистый стакан. (Можно использовать в качестве дополнения вату, уложенную в рупор из салфетки) .
Дети сами пробуют сделать фильтр из салфетки.
Теперь необходимо воду пропустить через фильтр.
Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло?
(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке) .
Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.
Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Сейчас мы идем дальше (подходим к фланелеграфу с картинками сказок)
В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает будущее и укрывает, превращает человека в животное. назовите эти сказки?
Дети: «Конек- горбунок», «Гуси- лебеди», «Иван -Царевич и серый волк»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью» «Федорино горе», «Мойдодыр» К. И. Чуковского)
(показ иллюстраций)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось, и так много интересного о воде мы с вами узнали. Вода это одно из самых удивительных веществ на планете Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? молодцы.