Образовательная деятельность «В гостях у Дарьи - Хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Блины
Без блинов и чай не чай.
Поскорее подавай
Мёда и варенья -
Вот так угощенье!
( А. Слуцкая).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_gostyah_u_dari_-_hozyayushki.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с художественными промыслами, устным народным творчеством, русскими народными играми.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о предметах народно-прикладного искусства;
- формировать представление о русской избе;
- познакомить детей с такими понятиями как «подзор» (резная доска под кровлей, «наличник» (декоративное обрамление оконных проёмов);
- способствовать развитию понимания детьми содержания пословиц и поговорок;
- упражнять детей в подборе слов в рифму;
- развивать умения детей в аппликации: «скатывать» рулончики из бумаги, органично размещать свои детали в общей композиции.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и предметов, беседы по теме; знакомство и разучивание русских народных поговорок и пословиц.
Оборудование: группа оформлена в стиле русской избы, самовар, ковш, матрёшка, тряпичные куклы, плетённая корзина, туески, шкатулка, коврик, угощение для детей блины.
Ход деятельности:
I. Вводная часть. Звучит русская народная мелодия. Детей встречает Дарья Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте, ребятки!
Проходите, гостями будете!
В доме русском я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Садитесь рядком, и поговорим ладком.
II. Основная часть.
Хозяюшка: Ребята, а как вы понимаете русскую народную поговорку: сядем
рядком, да поговорим ладком.
Ответы детей.
А какие ещё поговорки и пословицы о беседе вы знаете?
Ответы детей: «Не стыдно молчать, коли нечего сказать»
«Слушай ухом, а не брюхом»
«Поменьше говори, побольше слушай»
«В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять»
Хозяюшка: Вот как складно, да ладно говорили наши предки. А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. А из бересты берёзовой вот такие туески, поглядите. А какая русская изба без скрипа половиц! Посмотрите, ребятки, какой разноцветный домотканый половичок.
(Воспитатель во время рассказа обращает внимание детей на предметы)
А о каких предметах я сейчас вам загадаю загадки?
Сверху дыра, снизу дыра,
А посредине огонь да вода.
Дети: Самовар.
Хозяюшка: Да, самовар. Наши предки очень любили посидеть около самовара,попить чайку и поговорить. В самоваре вода быстро закипала и долго не остывала, а для его растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Знаете, были такие самовары-термосы с двумя, тремя отделениями внутри: одно для щей, другое для каши, третье для чая.
А вот ещё отгадайте:
В похлёбке искупался,
А сам голодный остался.
Дети: Ковш
Хозяюшка: Правильно, это ковш. А какой росписью он расписан? (дети: хохломской.) Из какого материала он сделан? (из дерева). А зачем хохломские мастера украшали деревянную посуду? (Люди стремились вносить красоту в жизнь.)
Следующая загадка:
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Дети: Матрёшки
Хозяюшка: Да, самой любимой игрушкой в народе была матрёшка и тряпичная кукла. Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрёшку? Чем нравится эта игрушка.
Ответы детей.
Хозяюшка: Следующая загадка, для вас ребятки.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она?
Ответы детей: Кукла
Воспитатель показывает тряпичную куклу. Хозяюшка: Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу. Хочу познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки. Моя кукла называется Московка. Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Ответы детей: Да.
Хозяюшка: Другое название куклы «Седьмая Я» (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Эта кукла – символ материнской заботы и любви.
Хозяюшка: И последняя загадка
Плетённая, удобная
Я возьму её в лесок
Положу в неё грибок.
Дети: Корзинка.
Хозяюшка: Правильно, корзинка, а ещё называли её кузовок. Наши предки не только в лес с ним ходили, но и играли. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Речевая игра: «Ок»
Хозяюшка: Вот у меня кузовок, кладите в него всё, что оканчивается на -ОК.
Дети передают корзинку друг другу и по очереди говорят слова в рифму: «Я
положу в кузовок платок, а я клубок, (замок, колобок, листок, грибок, цветок,
утюжок и т. д.)
Хозяюшка: А ещё, ребятки, люди на Руси любили водить хороводы.
Русская народная игра «Петрушка»
Выбирают водящего — «Петрушку». Играющие становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «Петрушка».
Дети: Петрушка, где твой дом?«Петрушка»: Мой дом под кустом, под березовым листом.
Дети: Петрушка, приходи к нам на лужок
На головку вить венок!
«Петрушка» входит в круг, играющие идут по кругу, поют:
Петрушка, Петрушка —
Коротенькие ножки, красные сапожки,
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Петрушка подходит к одному из играющих и меняется с ним местами. Так выбирается новый Петрушка, игра продолжается два раза.
Хозяюшка: А ещё в старину в каждой избе стоял сундук. В нем хранили разные предметы — наряды, украшения, обереги, гостинцы.
Хозяюшка:
Сундучок, сундучок,
Вот, зелёненький бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Теперь можно открывать.
Хозяйка и дети открывают сундучок, достают угощение – блины.
III. Заключительная часть.
Хозяюшка приглашает детей на чаепитие с блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность "В гостях у бабушки" (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")
Конспект непосредственной образовательной деятельности (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")....
конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у хозяюшки" для 1 младшей группы с элементами театрализации
конспект с интеграцией следующих областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы), "Социально - коммуникативное развитие" "физическое развитие", "Художес...
Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у бабушки Хозяюшки"
создавать радостную атмосферу, развивать двигательную и речевую активность, эмоциональную и музыкальную отзывчивость, поддерживать в детях интерес к игровым персонажам, желание играть с ними....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие Тема: «Дары леса: грибы, ягоды».
обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Учить правильно называть предметы, их качества, цвет, величину, образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать умение описывать и класс...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дары осени»
Цель: учить различать овощи и фрукты, учить подбирать прилагательные к названию овощей и фруктов. Программное содержание :Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, ка...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Дары осени» в средней группе комбинированной направленности
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск – «Детский сад №29 «Кораблик», реализующее основы общеобразовательные программы дошкольного образования...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «У хозяюшки в гостях».
Воспитатель года 2022Пушкинский городской округ...