Беседа «Ханты – манси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_hanty.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Ханты – манси»
Цель: познакомить детей с народами населяющими Ханты – Мансийский округ, их основными занятиями, национальной одеждой, ремеслом, песнями, бытом. Развивать интерес к этим народам, умение слушать национальные песни, понимать их характер. Развивать фантазию, логическое мышление, умение совместно выполнять аппликацию.
Ввести в словарь: малица, саки, нарты, оленеводство, рыболовство, охота, юрта, оленья упряжка, ханты, манси, орнаменты.
Материал к занятию: бумажные образцы верхней одежды, изображение юрты изнутри и снаружи, образцы ханты – мансийских орнаментов и загадки к ним, запись хантыйской песни, имитация нарт, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия
- Ребята, у вас было домашнее задание: узнать в каком округе мы с вами живем, и почему он так называется. А кто эти народы? Вы хотели бы больше узнать о них? Тогда давайте поедем на экскурсию. Но на чем мы поедем? (На санях).
- Эти сани называются нарты. Они очень легкие и могут ехать и по снегу и по болоту. В нарты запрягают оленей или собак и получается оленья или собачья упряжка. Мы с вами поедем на оленьей упряжке.
Трем детям предлагается стать оленями. Включается запись песни «Мы поедем, мы помчимся».
- Ребята, посмотрите, что это стоит? (изображение юрты). Это жилище ханты и манси. Оно называется – юрта. Она сделана из длинных шестов обтянутых шкурами оленей. Поэтому там даже зимой тепло. Давайте войдем внутрь и посмотрим, кто там живет. (изображение внутреннего убранства). Что это в центре юрты? А зачем этим людям огонь? Что вы еще видите в юрте? Это не кровать – это нары. Доски покрыты шкурой оленя. На нарах спят. Но зачем мы с вами приехали в эту юрту? На чем мы с вами приехали в эту юрту. Да, на нартах. А на чем в юрте сидят и спят. На нарах. Не путайте. А это кто стоит? Это хозяин и хозяйка этого жилища. Посмотрите, как они одеты. На мужчине малица – мужская зимняя одежда, а на женщине – женская зимняя одежда – саки. Посмотрите, как украшена их одежда. Это орнамент. Он на варежках, и на поясе, и на шапке, и на кинжале.
- Ну что – поехали дальше.
Звучит запись песни.
- Ребята, на чем мы едем? (остановились)
- Ребята, так в юрте кто-то поет песню. Давайте не будем мешать, постоим, послушаем.
Включается запись хантыйской песни.
- Ребята, как вы думаете, о чем эта песня? А какая она? Веселая или грустная? Кто бы ее мог петь?
Выходит бабушка в хантыйской одежде.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! А я слышу, кто-то приехал, и не заходит.
Воспитатель: Мы, бабушка, стоим слушаем, как вы пели. А теперь вот заспорили, о чем Вы пели.
Бабушка: Я пела о том, что давным – давно, когда я была маленькой девочкой, много было зверей и птиц в лесах, мой отец ходил на охоту и много добычи домой приносил. О том, что давным – давно, много было рыбы в реках, и отец с братьями ходили на рыбалку, о том, что мы разводили оленей. У нас было большое стадо, и о том, как мы все вместе весело жили.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Юрта». Бабушка, вставайте с нами. Дети встают в два круга.
Юрта, юрта – круглый дом, Идут по кругу, внутри круга поднимают руки -
Побывайте в доме том. ворота.
Гости явятся едва – Внешний круг – прыжками в центр.
В печку прыгают дрова
Печка жарко топится,
Угостить торопится Кружатся парами.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки.
Бабушка: Заходите в гости!
Воспитатель: Нет, бабушка, спасибо, нам дальше ехать пора. До свидание!
Бабушка уходит.
- Ребята, так чем же занимались ханты и манси? О чем пела бабушка? (ответы детей).
Запись песни «Мы поедем, мы помчимся»
- Приехали на следующий дымок. Зайдем в юрту, никого нет, только огонь горит и лежит заготовки орнаментов. У манси и ханты не только одежда и обувь украшена орнаментами, но и многие другие предметы – коробки из бересты под ягоды, рукавицы, кисеты, ложки, весла. На одежде – они их вышивают из бисера, на дереве – вырезают, на бересте делают аппликацию. Хантыйские орнаменты красивы, в них все предметы Родины моей, ты больше не найдешь во всей России таких цветов и сказочных зверей.
- Каждый орнамент, что-то обозначает, а что обозначает, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Наступил мой каблучок
На березовый… (сучок)
Заворчал живой замок
Лег у двери поперек… (собака)
Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост – ее краса
Это хитрая … (лиса).
Не дерево, а сучковато. (олень)
Черная птица меня не боится
Моргнет удивленно и каркнет… (ворона)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою
Налетел на дальний лес
Прохудился и исчез. (туча)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (заяц)
Живет под мостиком,
Виляет хвостиком,
Крылья есть, да не птица
Рот есть, да не разговаривает. (рыба)
Вьется веревка,
На конце головка. (змея)
Дать возможность рассмотреть орнаменты.
- Ну, что все посмотрели, экскурсия заканчивается, пора и в детский сад. Вот и приехали. А теперь давайте закроем глаза и каждый из вас представит себе картинку, кто что увидел. (ответы детей)
Дети садятся за столы выполняют орнамент оленя. Каждый приклеивает своего оленя на общий лист, также приклеиваются заготовки юрты, хозяина с хозяйкой – получается цветная фотография.
- Ребята, такие вы себе представляли картинки. Вот теперь у вас на память останется фотография о нашей экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быт Ханты,Манси.
Фото предметов хантов и манси....
Сказки бабушки Найми (сказки народов ханты-манси)
Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. ...
Мастер- класс "Книга своими руками. Удивительный мир сказок ханты манси"
Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину, поэтому воспитывать любовь к родному краю и формимровать интерес к культурному наследию народов Севера необходимо начинат...
Ханты - Манси
Ханты - Манси...
Беседа "Ханты и манси – коренные жители севера"
Обогатить знания детей о коренных жителях севера – хантах, дать представление об их стойбищах. Упражнять в рисовании с натуры. Активизиров...
Развлечение в старшей подготовительной группе: «Традиционные игры народа-ханты манси»
Познакомить детей с ненецкими играми, познакомить через подвижную игру, с бытом и образом жизни хантов, совершенствовать двигательную активность.Развивать смекалку, сноровку, быстроту реакций....
“ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ” конспект праздника спортивных игр
ldquo; Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ”конспект праздника спортивных игр...