Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Провозина Эльвира Николаевна

Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.56 КБ
Файл konspekt.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений

Тема: Секреты Лесовичка

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель:  ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы), основных жизненных функциях;

- научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать;

2.Развивающие:

- развивать навыки описания;

- развивать наблюдательность;

- развивать любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

На столах расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появляется клоун Кузя, знакомится с детьми. Звучит музыка, заходит Лесовичок. (слайд с изображением леса)

Лесовичок. День добрый, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в гости в волшебный лес. В нем много растений, каждое из которых имеет свои загадки…

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес - он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Лесовичок. Отгадайте-ка мои загадки!

1)Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)
2) Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3) Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит никому не говорит. (Ива)
4) Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.(Ель)
5) Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. А еще нас в лесу встречают стройные белоствольные красавицы. (Слайд)

Кузя. Да ведь это самые обыкновенные березы!

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Лесовичок. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые березы имеют бурую окраску, а белеть они начинают лишь с пяти лет. В их клетках есть особое вещество, которое и придает березе белый цвет. А особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Кузя. Сережки? Ха-ха-ха! Это только у женщин в ушах сережки. А еще у папуасов…

Лесовичок. У березы весной одновременно с листьями распускаются цветки. Крупные соцветия называются сережки.

Кузя. А еще люди собирают березовый сок.

Лесовичок. Да, Кузя, если весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям сочится сок. Но это очень вредно для растения! Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим!

Кузя. А что это за дерево – невысокое, с тонким и кривым стволом? (Слайд)

Лесовичок. Это ольха. Кора у неё всегда гладкая, даже если дерево старое. У ольхи необычная древесина, а вернее её цвет – оранжевый. Свежий ольховый пенек оранжевый, как апельсин.

Кузя. Пойду-ка я поближе, рассмотрю листья. Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.(Слайд с изображением крапивы)

Лесовичок. Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. А вы ребята знаете?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, стрекучка). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Лесовичок. Крапива – это лекарственное растение.

Кузя. Лекарственное? А где у неё таблетки спрятаны?

Лесовичок. А таблетки у крапивы спрятаны в листьях и стеблях. Именно в них содержится много витаминов.

Кузя. А сколько в лесу одуванчиков!

Воспитатель (слайд с изображением одуванчика)

В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Одуванчик у дорожки,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет!

Кузя. А как легко дышится в лесу! Наверное, потому, что там тень и солнце не палит.

Воспитатель. Ребята, прав ли Кузя? Как вы думаете, почему в лесу легко дышится? (Дети отвечают)

Лесовичок. Правильно, в лесу дышится легко, потому что растения выделяют кислород. Прошу вас помнить о том, что растения: деревья, травы, кусты – это живые существа.

Кузя. Значит, если у растения не будет, например, пищи, оно может заболеть или даже погибнуть?

Лесовичок. Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

(Слайд с изображением дерева, кустарника, травы).

В лесу растут деревья, кустарники, травы. У дерева только один твердый стебель – ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Детям предлагается игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав.

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. У всех растений есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Девочка из группы читает стихотворение А. Барто (На слайде изображение ели и сосны)

Я у мальчиков спросила: - Что это за деревце?

Говорят они: - Осина. – Только мне не верится…

Даже елки мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна

Воспитатель. Молодец! А давайте сравним ветку ели и сосны.

Кузя. Ветка ели колючая, и ветка сосны зеленая.

Воспитатель. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же признаку.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений: дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин)

Найдите ошибки в высказываниях:

1.Дуб высокий, а ландыш красивый.

2.Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.

3.Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.

4.Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.

(Дети дают правильные ответы)

Открытие нового знания или умения.

(Слайд с изображениями разных форм листьев)

Лесовичок. Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на круг, яйцо, ромб, руку с пальцами. А края пластинки украшены зубчиками, ресничками.

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай дерево»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).

Физкультминутка

(Проходит под музыку «Аленький цветочек)

Индивидуальное задание:

Игра «Собери растение». Ребятам раздаются наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей.

И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель. А теперь мы с вами приготовим для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. (Приложение 2)

(Из аппликаций впоследствии формируется выставка)

Итог НОД.

Воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно).


Заключение

Итак, именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Формирование динамических представлений о природе, позволяющих дошкольникам видеть за статистикой конкретного состояния динамику предшествующих  преобразований и прогнозировать дальнейшие изменения,  способствует  умственному развитию.

Безусловно, что специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру.




















Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений

Тема: Секреты Лесовичка

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель:  ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы), основных жизненных функциях;

- научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать;

2.Развивающие:

- развивать навыки описания;

- развивать наблюдательность;

- развивать любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

На столах расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появляется клоун Кузя, знакомится с детьми. Звучит музыка, заходит Лесовичок. (слайд с изображением леса)

Лесовичок. День добрый, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в гости в волшебный лес. В нем много растений, каждое из которых имеет свои загадки…

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес - он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Лесовичок. Отгадайте-ка мои загадки!

1)Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)
2) Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3) Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит никому не говорит. (Ива)
4) Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.(Ель)
5) Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. А еще нас в лесу встречают стройные белоствольные красавицы. (Слайд)

Кузя. Да ведь это самые обыкновенные березы!

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Лесовичок. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые березы имеют бурую окраску, а белеть они начинают лишь с пяти лет. В их клетках есть особое вещество, которое и придает березе белый цвет. А особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Кузя. Сережки? Ха-ха-ха! Это только у женщин в ушах сережки. А еще у папуасов…

Лесовичок. У березы весной одновременно с листьями распускаются цветки. Крупные соцветия называются сережки.

Кузя. А еще люди собирают березовый сок.

Лесовичок. Да, Кузя, если весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям сочится сок. Но это очень вредно для растения! Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим!

Кузя. А что это за дерево – невысокое, с тонким и кривым стволом? (Слайд)

Лесовичок. Это ольха. Кора у неё всегда гладкая, даже если дерево старое. У ольхи необычная древесина, а вернее её цвет – оранжевый. Свежий ольховый пенек оранжевый, как апельсин.

Кузя. Пойду-ка я поближе, рассмотрю листья. Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.(Слайд с изображением крапивы)

Лесовичок. Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. А вы ребята знаете?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, стрекучка). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Лесовичок. Крапива – это лекарственное растение.

Кузя. Лекарственное? А где у неё таблетки спрятаны?

Лесовичок. А таблетки у крапивы спрятаны в листьях и стеблях. Именно в них содержится много витаминов.

Кузя. А сколько в лесу одуванчиков!

Воспитатель (слайд с изображением одуванчика)

В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Одуванчик у дорожки,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет!

Кузя. А как легко дышится в лесу! Наверное, потому, что там тень и солнце не палит.

Воспитатель. Ребята, прав ли Кузя? Как вы думаете, почему в лесу легко дышится? (Дети отвечают)

Лесовичок. Правильно, в лесу дышится легко, потому что растения выделяют кислород. Прошу вас помнить о том, что растения: деревья, травы, кусты – это живые существа.

Кузя. Значит, если у растения не будет, например, пищи, оно может заболеть или даже погибнуть?

Лесовичок. Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

(Слайд с изображением дерева, кустарника, травы).

В лесу растут деревья, кустарники, травы. У дерева только один твердый стебель – ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Детям предлагается игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав.

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. У всех растений есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Девочка из группы читает стихотворение А. Барто (На слайде изображение ели и сосны)

Я у мальчиков спросила: - Что это за деревце?

Говорят они: - Осина. – Только мне не верится…

Даже елки мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна

Воспитатель. Молодец! А давайте сравним ветку ели и сосны.

Кузя. Ветка ели колючая, и ветка сосны зеленая.

Воспитатель. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же признаку.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений: дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин)

Найдите ошибки в высказываниях:

1.Дуб высокий, а ландыш красивый.

2.Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.

3.Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.

4.Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.

(Дети дают правильные ответы)

Открытие нового знания или умения.

(Слайд с изображениями разных форм листьев)

Лесовичок. Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на круг, яйцо, ромб, руку с пальцами. А края пластинки украшены зубчиками, ресничками.

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай дерево»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).

Физкультминутка

(Проходит под музыку «Аленький цветочек)

Индивидуальное задание:

Игра «Собери растение». Ребятам раздаются наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей.

И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель. А теперь мы с вами приготовим для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. (Приложение 2)

(Из аппликаций впоследствии формируется выставка)

Итог НОД.

Воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно).


Заключение

Итак, именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Формирование динамических представлений о природе, позволяющих дошкольникам видеть за статистикой конкретного состояния динамику предшествующих  преобразований и прогнозировать дальнейшие изменения,  способствует  умственному развитию.

Безусловно, что специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру.



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....

Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на разви...

Конспект образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений Секреты Лесовичка

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация.Вид деятельности: познавательно – исследовательскаяВозраст: 5-6 летЦель: сформировать представлен...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

ВКР "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке и практической реализации методики формирования представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возрас...

Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Условия роста и развития растений»

Развитие у детей потребности ухода за культурными растениями, умение наблюдать за их ростом, вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность - цель проекта по экологическому воспитани...