Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»
статья (подготовительная группа) на тему

Немытова Ирина Васильевна

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на развитие личностных установок ребёнка на здоровый образ жизни. На основе программы активизируется педагогическая и детская деятельность, ожидаемым результатом которой является создание единого смыслового поля здоровьеориентированной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников представлений о значении
питания для здоровья посредством реализации программы «Будь

здоров, как Максим Орлов»

И.Н.Корнеева, заместитель заведующей по УВР,

И.В. Немытова, воспитатель,

МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям [2]. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена рядом правительственных документов: Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2012 № 1134-р (ред. от 06.02.2014) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», Письмом Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06- УЗ! «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников», Указом Президента РФ от 01.06.2012 №        761 «О

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и ДР-

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю. Минина, Н.А Сташевская и др. Анализ литературы и нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что правильное питание дошкольников должно предусматривать системное и комплексное формирование культуры питания. Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей [4].

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на развитие личностных установок ребёнка на здоровый образ жизни. На основе программы активизируется педагогическая и детская деятельность, ожидаемым результатом которой является создание единого смыслового поля здоровьеориентированной направленности.

В основе реализации программы - две составляющие: художественная - детская поэма «Будь здоров, как Макс Орлов» [2] и методическая - классический метод воспитания примером. Такое сочетание представляется оптимальным, с точки зрения того, что дошкольник не имеет достаточного опыта для глубокого и самостоятельного анализа фактов и явлений, не может придти к определенным умозаключениям, выводам из проводимой беседы. А пример - это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Это подтверждают слова чешского педагога Я.А. Коменского: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры».

Стихи легко воспринимаются и запоминаются детьми, предлагают ребенку образы, увлекаясь которыми он незаметно для себя усваивает

жизненно важную информацию. В произведении Ю.Аристовой - Максим

**

Орлов - дошкольник, активно занимающийся физкультурой и спортом, а члены его семьи - сторонники рационального питания. Положительный пример, созданного автором образа, призван выполнить несколько функций: социальную,        воспитательную,        познавательно-ориентирующую,

стимулирующую.

Новизна поэмы «Будь здоров, как Макс Орлов!» в том, что она создана с учетом образа жизни современных детей, повседневной реальности. «Газировка», «кола», «картошка-фри» и т.п. - это те вызовы цивилизации, ответов на которые нет в произведениях классиков художественной литературы.

В программе «Будь здоров, как Максим Орлов» рациональное питание, как аспект здорового образа жизни, рассматривается в контексте следующих тем: «Правильное питание - главная тайна здоровья», «Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины», «Фастфуд нам не друг! », «Максу бабушка готовит борщ, котлету и компот».

Программа предполагает использование разнообразных видов деятельности (чтение по ролям; отгадывание загадок, кроссвордов; рисование на заданную тему; раскрашивание; составление своих рассказов, сказок, загадок; подбор блюд меню и т.д.). Всё происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. Дети могут опираться на свой опыт, показывая определённые знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой, что очень важно при обучении и воспитании дошкольников.

Важной составляющей работы по Программе является деятельность, осуществляемая ребёнком совместно с другими детьми и взрослыми, по выполнению заданий, предлагаемых автором к поэме: «Обведи и положи в рюкзачок Коле только полезные напитки и продукты», «Каких полезных продуктов не хватает на столе у Коли», "Вредные продукты отправь в корзину для мусора» и др. Отгадывая загадки, ребенок получает совет «Всегда помни о пользе овощей и фруктов, следи за их наличием в твоём ежедневном меню».

Мониторинг результатов апробации программы «Будь здоров, как Максим Орлов» показал, что 100% детей в группе ответили, что для сохранения здоровья необходимо «правильно питаться». Таким образом, педагогическая деятельность по созданию новых форматов работы с детьми с использованием предлагаемых ресурсов, эффективно решает поставленные задачи в области формирования культуры здорового образа жизни детей, в том числе, способствует популяризации рационального питания.

Список литературы

  1. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева: выступление на педагогическом совете из опыта работы. - Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.htinl.
  2. Аристова Ю.В Будь здоров, как Макс Орлов.//- Омск, 2014г.
  3. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 - 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника «День здоровья», в подготовительной к школе группе на тему: «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Конспект праздника «День здоровья», в подготовительной к школе группе  на тему:«Будь здоров, как Максим Орлов!»...

опыт работы по программе "Будь здоров, как Максим Орлов!"

Слайд 1Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (далее ...

Программа «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Краткое описание программы «Будь здоров, как Максим Орлов!»...

Программа по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Программа по формированию культуры  здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»...

Программа " Будь здоров, как Максим Орлов!"

Программа " Будь здоров, как Максим Орлов!"...