Конспект образовательной деятельности на тему : "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Торчило Татьяна Александровна

Данная образовательная деятельность направлена на воспитание познавательного интереса детей 5- 6 лет к объектам неживой природы, желание наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Конспект опытно -  экспериментальной деятельности

на тему «Удивительные камни»

с детьми 5-6 лет

                                                                   

                                                          Торчило Татьяна Александровна, воспитатель

                                                          высшей квалификационной категории

                                                    г. Шарыпово, 2015г.

Задачи:
Образовательные:

- познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами,

- вызвать интерес к исследовательской деятельности;

  - закреплять умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности.

 Развивающие:

 - развивать у детей интерес  к камням;

 - развивать сенсорные ощущения;

 - развивать внимание, речь

Воспитательные:

 -  воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Предварительная работа:

 - беседа с детьми о камнях как объектах неживой природы;

 - рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами;

 - рассматривание глобуса, карты мира и нахождения высочайших гор нашей планеты и нашей страны;

 - чтение сказки П.П. Бажова «Каменный цветок»;

  - экскурсия в мастерскую скульптора.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель подзывает детей в кружок.

Вос –ль: Ребята, в нашем сундуке ощущений появился новый предмет. Хотите узнать, что там? Тогда подойдите по – одному, потрогайте этот предмет, но никому не говорите, что там лежит  (дети обследуют предмет).

Вос – ль: Что же, по вашему мнению,  лежит в сундучке?

Дети: камень

Вос - ль: Хотите на него посмотреть? Где- то мы уже видели подобные камни. Кто может сказать где?

Дети: В мастерской скульптура Сергея Анатольевича Краснолуцкого.

Вос – ль: Может вы вспомните, как называется этот камень? Почему?

Дети: Серпантенит или змеевик.  Называется так, потому что его узоры похожи на змей.

 Вос – ль: Сергей Анатольевич прислал вам  видеообращение:

«Дорогие ребята. Вы были у меня в гостях. Я вам показывал много камней, поделки, украшения из камня. А теперь я прошу вас узнать, какими свойствами обладает камень».

Вос – ль: Ребята, вы согласны? Тогда нас ждет  опытно – исследовательская деятельность. С чем? С каким материалом?

Дети:  с камнями.

Вос – ль: Чтобы попасть в нашу научно – исследовательскую лабораторию нужно пройти через круг и ответить на вопросы: «Где живут камни? И что может быть из камня?

Ответы детей:

 - камни живут в горах;

 - в песке;

 - под землей;

 -  в реке;

 - на дорогах;

 - в вулкане;

 - в каменных домах;

 - в каменных заборах;

 - в скульптурах;

 - скамейках;

 -  в фонтанах;

 - сувенирах;

 - памятниках  и т.д.

Дети проходят через круг  и получают  бейджик «Ученый –исследователь».

Вос – ль: Коллеги, прошу вас сесть за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

Вспомним назначение каждого органа.

Дети:

-глаза нужны для того, чтобы рассматривать и наблюдать;

 - руки нужны, чтобы ощупывать предметы;

 - нос нужен чтобы различать запахи;

-  уши нужны, чтобы слышать и различать звуки;

 - рот нужен для того, чтобы говорить

 - язык нужен, чтобы различать вкус.

Вос – ль: Уберите салфетки и подвиньте к себе поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза.  

Опыт 1. Определение цвета и формы  камней.

Вос – ль: Внимательно рассмотрите камни и определите их цвет, форму. Какого цвета у вас камни, какой формы?

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы   у них камни.

Вос – ль: Кто сделает вывод о цвете и форме камней?

Дети: камни имеют разный цвет и разную форму.

Опыт 2. Определение размера камней.

 Вос – ль: Ребята, что вы можете сказать о размере камней?

 Дети высказывают свои суждения.

 Вос – ль: Найдите и покажите самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает вывод о размере камней?

Дети делают вывод, что камни бывают разных размеров.

 Опыт 3. Определение характера поверхности камней.

Вос – ль: Коллеги, что вы можете сказать о поверхности камней? Какой орган может нам в этом помочь?

Дети: Наши пальчики.

Вос –ль: Конечно, для следующего опыта нам нужны очень чувствительные пальчики. Возьмите в руки по очереди каждый камень, погладь их. Поверхность камней одинаковая или разная? Какая? Поделитесь своими открытиями.

Дети: Поверхность камней разная, есть камни гладкие, есть шершавые.

Вос – ль: Какой вывод можно сделать о характере поверхности камней?

Дети: камни могут быть гладкими и шершавыми.

Опыт 4. Определение рисунка камней.

Вос – ль: Ребята какой прибор поможет нам лучше разглядеть поверхность камней?

 Дети рассматривают через лупу камни.

 Вос – ль: Ребята, что интересного  вы увидели?

Дети рассказывают о своих впечатлениях (увидели крапинки, ямочки, узоры и т.п.).

Опыт 5. Определение веса камней.

Вос – ль: коллеги, как вы считаете камни по весу одинаковые? Как это можно проверить?

Дети высказывают свои предположения.

Вос – ль: правильно, если нет весов, то проверить вес камней можно с помощью ладошков. Подержите в ладошках по очереди камни. Определите самый тяжелый, самый легкий камень. Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Дети: камни бывают по весу разные: легкие и тяжелые.

Опыт 6. Определение плавучесть камня.

Вос – ль: Уважаемые коллеги, как вы думаете, что будет с камнем, если его положить в воду? Почему вы так думаете?

 Дети высказывают свои предположения.

 Вос – ль: Что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? Правильно, провести опыт.

Дети опускаю камни в воду.

Вос – ль: Что случилось с камнем?  Изменился ли его цвет? Какой вывод мы можем сделать из данного опыта?

Дети: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Вос - ль: Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо это в рисунках и схемах. Кто из вас, дорогие коллеги хочет надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней.

Вос - ль: Ребята, Сергей Анатольевич приглашает нас в музей на выставку поделок из камня. А пока прошу занести все ученые записи (открытия)  в дневники наблюдений.

 

 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Антарктида"

Познакомить детей с удивительным местом на земле - Антарктидой....

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Америка"

Познакомить детей с континентами - Северная и Южная Америка....

Мультимедийная разработка конспекта образовательной деятельности на тему "Удивительные пузыри"

Рисование – это способность выразить на бумаге свои фантазии.С удовольствием  малыши оставляют следы чем угодно и где угодно: мелками на асфальте, заборе. С большим азартом хватают ка...

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста Цель: познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, ...