Непосредственная образовательная деятельность по теме"Удивительный крючок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Непосредственная образовательная деятельность
по ознакомлению с языковым явлением полисемии
на основе многозначных существительных
«Удивительный крючок»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Воспитатель: Воронина Т.В.
Кулунда 2016
Цель:
- побуждать детей осуществлять подбор слов из смыслового поля слова «крючок»
Задачи:
-закреплять умение устанавливать соответствие между существительными и прилагательными;
-формировать навыки подбора смыслов многозначных слов;
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям познакомиться с гостями.
Затем напоминает детям, что гостей принято угощать или развлекать.
Воспитатель: Ребята, можем мы угостить гостей? (Ответы детей)
- Тогда предлагаю вам развлечь их, для этого у меня припасена одна очень замечательная сказка. А называется она «Удивительный крючок»
Воспитатель читает сказку. После прочтения спрашивает:
- Ребята, понравилась ли вам сказка?
- А кто запомнил, как она называется?
- А может кто – то из вас догадался, почему она так называется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте тогда вспомним, зачем послал царь доброго молодца? (что ему было нужно найти?)
- И какие крючки повидал добрый молодец на своем пути?
(Дети называют ответы, воспитатель выставляет на фланелеграф картинки, отображающие ответы детей)
- Давайте посмотрим ещё раз, какое слово объединяет все эти картинки?
Молодцы! Слово то одно, да значение у них какое? Одинаковые? Правильно, разные. Т.е. слово одно, а значений много, значит это слово молжно назвать – «многозначное».
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим, какой смысл приобретает слово «крючок» (дверной, нос крючком у старушонки, хвост крючком у поросенка, вяжет девушка крючком, рыболовный крючок)
Вывод: Слово «крючок» - многозначное!
Все вы хорошо отвечали, видно устали?
Физминутка:
Представьте себе, что мы на цветочной поляне. пригрело весеннее солнышко, прикоснулось к нам своими волшебными лучиками и мы превратились в прекрасных бабочек:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - улетела!
Порхали, кружились бабочки, пока не оказались на соседней полянке. А полянка была не простая, а игровая.
А чтобы играть нужны умение и смекалка. Предлагаю сбросить крылышки и превратиться в ребят.
( Дети стряхивают руками и походят к столам, на которых разложены карточки.)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови много слов»
(Игра, направлена на формирование навыка подбора смыслов многозначных слов)
Плывёт ( пароход, лодка, пловец, бревно, утка)
Летит (самолёт, птица, комар, воздушный шар, человек)
Растёт ( дерево, строится дом, ребёнок, волосы)
Ползёт ( змея, улитка, гусеница, червяк)
Висит ( паутина, груша, лампочка) – предложить определить гостям.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось занятие?
Как вы думаете, не скучно было нашим гостям?
А вы запомнили с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначными)
Давайте все вместе попрощаемся с гостями и скажем им:« До Свидания!»
Удивительный крючок.
В одном царстве государстве жил-был добрый молодец.
Вот пришла пора жениться, вести невесту по венец.
Царь в хоромы вызывает его и предупреждает:
« Коль уж хочешь ты жениться, нужно будет потрудиться!
Раздобудь- ка ровно в срок рыболовный мне крючок.
Страсть рыбачить я люблю, даром дочь не отдаю!»
Тот задумался немного и отправился в дорогу.
Долго ль, коротко ль он брел и в дремучий лес зашёл.
А на темной там полянке, обнаружил он поганки.
Посреди стоит избушка, в ней живет Яга старушка.
Бабка старенька была, и одна в лесу жила.
Дверь закрыта на крючок, села в угол и молчок!
Постучался паренек: «Бабка, я ищу крючок!»
А она ему в ответ: « у меня такого нет!»
Ты иди, сынок в деревню, там найдешь его, наверно!
Спрятала свой нос-крючок и опять сидит-молчок.
Долго ль, коротко ль он шел, но деревню ту нашел.
А в деревне на тропинке, поросята нреют спинки,
Хвостик-розовый крючок, а на рыльце-пятачок.
Вот идет с ведром девица, рукодельница, певица.
«Здравствуй, молодец лихой, ты откуда, кто такой?»
Застеснялся паренек, и спустился на пенек.
«просьба у меня такая, необычная, смешная!»
Вот была б царю забава, кабы ты мне подсказала,
Где крючок раздобыть, царю, батьке угодить»
«Что ж!» - девица отвечает, парня в домик приглашает,
Достает из сундучка, ему вязальных два крючка.
Но поник он головою: «Крючок мне нужен не такой!»
Мне б рыбацкий раздобыть, подскажи ты, как мне быть?
Призадумалась она, парня за руку взяла,
Через леса и по тропинке на речку к деду привела.
Дед-рыбак их здесь приветил, и на просьбу их ответил:
«Вот крючочки, выбирай, какой хочешь – забирай!»
Выбрал паренек крючок, сказал: «Спасибо старичок!»
Ох, крючков я повидал, рыболовный вот сыскал.
Видел я дверной крючок, нос крючком у старушонки,
Хвост крючком у поросенка, вяжет девушка крючком, коврики цветные в дом.
Долго я бродил по свету, времени уж больше нету.
Возвращаюсь я домой, к своей невесте молодой.
Молодец, домой вернулся, царю крючок то приглянулся.
Царь обещание сдержал и тут же сразу обвенчал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности старшего возраста "Удивительный песок"
Дети знакомятся со свойствами песка....
методическая разработка непосредственно образовательной деятельности (открытого занятия)."Удивительное рядом".Аппликация.Средняя группа.
Открытое занятие. Средняя группа....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) «Удивительные новогодние приключения»
Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Обучающие:актуализировать знания детей о безопасном переходе через проезжую часть;напомнить о запрете использования в качестве горки насып...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) «Удивительные новогодние приключения»
Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Обучающие:актуализировать знания детей о безопасном переходе через проезжую часть;напомнить о запрете использования в качестве горки насып...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) «Удивительные новогодние приключения»
Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Обучающие:актуализировать знания детей о безопасном переходе через проезжую часть;напомнить о запрете использования в качестве горки насып...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) «Удивительные новогодние приключения»
Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Обучающие:актуализировать знания детей о безопасном переходе через проезжую часть;напомнить о запрете использования в качестве горки насып...