В поисках воздуха
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики
Экологический познавательно-исследовательский проект
«В поисках воздуха»
Выполнила и провела:
Веретельникова Наталия Юрьевна,
воспитатель старшей группы
ноябрь
2016г.
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ ВОЗДУХА»
Вид проекта:
групповой, совместно с семьей, исследовательский, кратковременный.
Проблемная задача: Воздух – как его найти, и зачем он нужен.
Сроки проведения:
ноябрь 2016 года.
Участники:
дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Актуальность темы: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цели и задачи:
- формировать представления о воздухе, его свойствах, о способах его обнаружения;
-развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе проведения
экспериментов;
- дать представление об источниках загрязнения воздуха;
- воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воздуха.
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный
2 этап Разработка проекта
3 этап Продуктивной деятельности
4 этап Заключительный
Ожидаемые результаты
Дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
Научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
Получат опыт сотрудничества и общения с группой детей.
Обобщат все накопленные знания
Представление результатов:
Итоговая совместная деятельность педагога с детьми « Воздух видимый и невидимый»
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Проблемная задача:
Воздух –как его найти и зачем он нужен.
II ЭТАП. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Работа с другими педагогами:
Мастер класс на семинаре- практикуме «Особенности организации экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Работа с родителями:
1. Поиск информации о воздухе, его потоках, о воздушном шаре в детских энциклопедиях.
2. Проведение экспериментов вместе с детьми дома «Я покажу вам воздух».
3. Консультация «Нам нужен чистый воздух»
4. Экскурсия в Дубовую рощу.
Подготовка материалов воспитателем:
1. Подбор литературы и информации по проекту.
2. Организация проведения экскурсии в Дубовую рощу.
3. Подготовка оборудования для проведения экспериментов.
4. Подготовка памятки для воспитателей «Нам нужен чистый воздух»
5. Составление конспектов занятий по проекту.
III ЭТАП. ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(исследовательский)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД ( познавательно- исследовательская деятельность)
1. «Что мы знаем о воздухе» . Цель: Расширять знания и представления детей об окружающем мире
3. «Дышите чистым воздухом» Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
4. «Путешествие на воздушном шаре» Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Опытная деятельность:
«Пузырьки- спасатели» Цель: Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу
«Воздух может сжиматься и разжиматься» Цель: выявить, что при нагревании воздух расширяется и стремиться занять больше места, при охлаждении, наоборот- сжимается.
«Водолаз» Цель: Выявить, что воздух занимает все свободное пространство и он не пускает в стакан воду.
Дидактические игры:
«Угадай, от какого дерева эти семена».
Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.
Беседы:
Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»
Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.
Беседа на тему: «Как услышать воздух».
Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.
Наблюдения и экскурсии:
1. Наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома города.
2. Наблюдения за городским транспортом (выхлопные газы).
3. Наблюдения за природными явлениями (ветер сильный и слабый, затишье)
4. Экскурсия в Дубовую рощу «Дышите легко и свободно»
Познавательно- исследовательская деятельность
-предложить детям найти объекты, где можно обнаружить воздух;
-провести исследования – зачем нужен воздух, где он есть, как его обнаружить, бережно ли к нему относятся;
- вместе с родителями найти сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказать об этом детям своей группы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рассматривание иллюстраций
«Промышленные районы городов»
«Воздушные шары и дирижабли».
«Лесные массивы страны»
Чтение художественной литературы:
И. Токмакова «Ветрено, ветрено»,
Н. Некрасов «Заунывный ветер»,
А. Барто «Эти капризы».
С. Михалкова «Три ветра»
С. Жупанин «Нарисую ветер»,
Дидактические игры
«Какой ветер».
Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.
«Что сначала, что потом?»
Цель: учить выстраивать логические цепочки.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Солнышко и тучка».
Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу
«Обгони ветер».
Цель: развивать быстроту бега.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Сегодня мы волшебники» (техника кляксография) Цель: Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографией с трубочкой последующим дофантазированием изображения.
« Мы волшебниками станем» (техника рисования мыльными пузырями) Цель: учить детей рисовать с использованием нетрадиционной техники рисования: мыльными пузырями.
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- «Воздух видимый и невидимый» Цель: уточнять представление детей о том, что воздух — реально существующий газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск воздуха.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний о воздухе. Активизировать речь и обогащать словарь детей....
КОНСПЕКТ НОД. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».«ПОИСК ВОЗДУХА»
КОНСПЕКТ НОД.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». «ПОИСК ВОЗДУХА»...
Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...
Поиск воздуха Средняя группа
Программное содержание. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать речь и обогащать словарь.Оборудование. Воздушные шары, емкости с...
Методическая разработка . Организованная образовательная деятельность на тему: Поиск воздуха.
Знакомство с элементарными свойствами воздуха....
Экологический проект "В поисках воздуха"
Актуальность проекта: Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяю...
"Поиск воздуха"
...