Конспект НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конснект НОД по теме:"Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111
Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе
«Зимующие птицы».
Подготовила:
Воспитатель: Евдокимова Ю. А.
Саратов 2014 г.
Программные задачи:
Образовательная: Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;
-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
-Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи, вороны, снегири - народные приметы, связанные с повадками птиц.
Развивающая: -Развивать мышление, наблюдательность;
-Развитие зрительной и словесно-логической памяти;
-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц; шапочки с изображением птиц; птичий кормом, кормушка; фонограмма птичьих голосов.
Проблемные вопросы: Чем питаются птицы зимой? Поют ли птицы зимой? Где зимуют птицы?
Ход занятия
I Организационный момент
В: Дети, чтобы узнать, готовы ли вы внимательно слушать, предлагаю вам повторить за мной то, что я вам буду говорить (каждую фразу дети повторяют):
- Деревья стоят голые
- Стало холодно
- Выпал снег
- Ночь стала длинная, а день короткий
- Некоторые животные залегли в спячку
- Некоторые животные поменяли шубку на более теплую и более незаметную
- Некоторые птицы улетели на юг, в тёплые края
- А некоторые остались зимовать.
- Про какое время года мы сейчас говорили?
Д: О зиме
В: Молодцы. А сейчас пройдите на свои места. Сегодня мы будем говорить с вами про птиц.
II Основная часть
В: Как можно назвать птиц, которые улетают на юг?
Д: Перелётные
В: Назовите перелётных птиц.
Д: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.
В: А какие птицы покидают нас раньше всех.
Д: Птицы, которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как исчезают насекомые.
В: Но не все птицы улетают, некоторые остаются зимовать, как их называют?
Д: Зимующие
В: А где живут зимующие птицы?
Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в городе.
Послушайте загадки про птиц.
- Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Воспитатель показывает картинку с изображением воробья и надевает маски-шапочки на детей
У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают, воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.
- Спинкою синевата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Воспитатель показывает картинку с изображением синицы и надевает маски-шапочки на детей
Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка, я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
- Окраской - черноватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Воспитатель показывает картинку с изображением вороны и надевает маски-шапочки на детей
Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
- Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном!
(Голубь)
Воспитатель показывает картинку с изображением голубя и надевает маску-шапочку на ребёнка.
А это голубь, они бывают уличными и домашними. Головка у него маленькая, большая гудка, голубь важно вышагивает и кланяется головкой. Раньше голуби выполняли роль почтальона, они запоминали маршрут полёта, а к ним привязывали письма, которые они доставляли по адресу.
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
Воспитатель показывает картинку с изображением сороки и надевает маску-шапочку на ребёнка.
Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит - сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.
6. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Воспитатель показывает картинку с изображением снегиря и надевает маски-шапочки на детей
: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
В: Ребята, я надела на каждого из вас маску-шапочку и вы превратились в птиц. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением птиц, кто себя узнает, должен встать и помахать крылышками.
Воспитатель показывает картинку с изображением птицы, детки встают.
В: Молодцы.
В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.
В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц. Вопросы воспитателя:
Что здесь изображено?
Д: Кормушки для птиц.
В: А кто смастерил эти кормушки и для чего?
Д: Люди, чтобы насыпать в кормушки корм птичкам, чтобы птицам удобно было клевать.
В: Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая шумных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Прискакала к нам сорока.
В день седьмой, в воскресенье было общее веселье. Дети садятся на свои места
Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой .(ответы детей)
1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей и голубь питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.
А сейчас я предлагаю наполнить нашу кормушку едой для птиц. (Воспитатель поочерёдно вызывает «птиц», а они выбирают себе корм)
Молодцы, умницы все справились с этим заданием. Когда птицы сыты, им не так уже страшны холод и стужа и они начинают щебетать. Предлагаю вам послушать голоса птиц и угадать, кому они принадлежат. (фонограмма)
А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Воробьи и кот».
«Воробьи и кот».
Дети становятся на скамейке или на стульях на одной стороне игровой площадки - это крыша дома. Недалеко сидит кот - воспитатель или кто-нибудь из взрослых детей. Кот засыпает. - Воробушки прилетают, - командует воспитатель. Воробьи прыгают с крыши и разбегаются в разные стороны. Но вот проснулся кот. Кричит: - Мяу- мяу, - и бегает ловит воробушков, которые пытаются прятаться на крыше. Всех кого поймал кот, уводят в свой дом.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают крохи под самым носом сытого кота.
III Итог занятия:
В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Д: О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать им.
В: Дети, когда мы пойдём на прогулку обязательно возьмём кормушку для птиц, а потом посмотрим по остаткам корма, какие птицы лакомились в нашей столовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....
Конспект-занятие "Птицы"
для воспитателей....
Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...
Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)
Содержание занятия по ручному труду основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...
конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...
Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...