«Познавательно - исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет»
консультация по окружающему миру на тему

Таранова Любовь Борисовна

Данный материал рассказывает о работе с детьми 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Познавательно  - исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет»    

Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Таранова Любовь Борисовна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. 

        Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

   Работая в данном направлении, мы поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей,  воспитание стремления  к самостоятельному познанию.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек». Наш центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Огромную помощь оказывают родители. Для них  мы проводим консультации о значении экспериментирования в жизни детей и как можно дома проводить опыты.

В содержание центра входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, лупа,  магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.  Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняю наш центр. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.      

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1 неделя

Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха.

Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

2 неделя

«Окрашивание воды»

выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

3 неделя

«Как воду превратить в лед»

познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4 неделя

«Весёлые кораблики»

Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

Развивать наблюдательность.

Способствовать становлению дружеских отношений.

Ноябрь

1 неделя

«Игры с веерами и султанчиками»

познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

2 неделя

«Поиграем с ветерком»

обнаружить движение воздуха в природе.

3 неделя

«Игры с соломинкой»

 дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

4 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Декабрь

1 неделя

«Снег, какой он?»

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2 неделя

«Снег. Какой он?»

познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3 неделя

«Как из снега получить воду»

формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 неделя

«Мороз и снег»

закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

3 неделя

«Свойства льда»

познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1 неделя

«Плавает - тонет»

учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 неделя

«Поплывет  не поплывет»

развивать представление о весе предметов.

3 неделя

«Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4 неделя

«Посадка лука»

уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя

«Ткань, ее качества и свойства»

учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя

«Веточка тополя»

наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

4 неделя

«Вот какая пена»

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя

«Поиграем с тенью»

Познакомить детей с особенностью появления теней.

Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

2 неделя

«Почему тёмный камень теплее?»

Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя

«Сушим платочки»

Познакомить детей с температурой.

Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.

4 неделя

«Весёлые путешественники»

Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.

Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 неделя

«Древесина, ее качества и свойства»

учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2 неделя

Земля и её свойства

Познакомить со свойствами земли

3 неделя

Посадка цветов в клумбу

Познакомить с правилами посева

4 неделя

Игра «Я-юный исследователь»

Диагностика детей по пройденным темам

При определения предмета экспериментирования мы опираемся на следующие критерии:

В центре экспериментирования мы организовываем познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом готовится, обязательно определялись цели, задачи эксперимента или элементарного опыта.

         Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его       результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а         затем проверяют, правильно ли они мыслили. В заключение проведения опыта или эксперимента мы стремимся  к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.         

Иногда специально организованному экспериментированию  предшествуют наблюдения, которые  нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений мы стараемся соблюдать необходимые требования, предъявляемые к наблюдению. Мы считаем, очень важным правильно выбрать объект для наблюдения. Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается.         

Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, мы стараемся постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время,  не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.                 

Наши опыты

Планируя работу с детьми по теме «Вода», мы ориентировались на уже имеющиеся знания детей. Мы убедились в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного 
летучего пара, а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта 
«Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает.
О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта 
«Пар - это тоже вода»,когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды. 
         «Вода принимает форму сосуда»

          «Тонет –не тонет»

 «Окрашивание воды»

 «Вода-растворитель»

 «Фильтрование воды»

  «Весёлые кораблики»

  «Как из снега получить воду»

 «Где холоднее под снегом или снаружи?»

Опыты с воздухом  Цель: Познакомить детей  с понятием « воздух», его свойствами  в процессе экспериментиро-я. Роль воздуха  в жизни человека. Воздух», мы знакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска»открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы«Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы  предложили провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.
Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.
 «Поиграем с ветерком»

Вывод:

В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В дальнейшей работе мы планируем активно использовать экспериментирование и опыты в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6 - 7 лет.Тема : " Волшебница соль"...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Познавательно исследовательская деятельность в группе детей раннего возраста.

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА»ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет цвета, вкуса и запаха).Развивать познавательную активность детей в процессе ...

Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...