ООД "Здравствуй, Зимушка-Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Здравствуй, Зимушка-Зима»
Подготовительная к школе группа
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с№15 «Лучик» г.Павлово
Кириллова Марина Владимировна
Декабрь 2016г.
Цель: закрепление представлений о зиме.
Задачи:
- Закрепление представлений о зиме – погода зимой, зимние природные явления, изменения в живой и неживой природе, зимние забавы детей, труд людей зимой, уточнение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, изменениях в жизни людей зимой.
- Развитие познавательного интереса, умения устанавливать причинно-следственных связи, выражать свою мысль, умение обобщать и делать выводы. Развитию координации движений, пластики.
- Развитие связной речи. Активизация и обогащение словаря (бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий, твердый, холодный, сыпучий).
- Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитание любознательности.
Демонстрационный материал:
Снежинки, презентация» Зима», алгоритм «Зима», магнитофон с аудиозаписями, «облако» из ткани, следы из картона.
Раздаточный материал:
Мешочки с крахмалом, листы цветного картона формата А 4, соль мелкая и крупная, клей ПВА, кисточки, салфетки, подносы.
Ход:
Установление эмоционального контакта.
Звучит пьеса «У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
— Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, послушайте, какую загадку я вам загадаю!
— Наступили холода. Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь: В спячку впал в бору медведь. На поля и на лесок тихо падает снежок!
Кто скажет,кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
— Правильно, зимой. Зимушка - зима, к вам в гости пришла. И с собою снега много принесла.
- Ребятки, а какая бывает зима? (белая, пушистая, серебристая, студеная, волшебная…). Сколько красивых слов вы сказали про зимушку.
- Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие к Зимушке - зиме.
- Чтобы отправиться в это путешествие, нам понадобятся волшебные снежинки (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок покружимся, как будто мы лёгкие, невесомые, пушистые, белые снежинки. (Звучит аудиозапись «Серебристые снежинки»)
-- Вот она, какая Зимушка-Зима. (на интерактивной доске появляется изображение Зимы).
- Ребята, садитесь на свои места. Скажите, что происходит зимой в природе. Чтобы ни о чём не забыть, назвать все признаки зимы, я вам приготовила волшебные картинки, которые вам помогут.
Детям предлагается в помощь «Алгоритм Зима».
- Погода: Стало холодно. Дует холодный ветер. Солнце светит, но не греет. Небо часто бывает серым, на нём не солнышко, а облака и тучи из которых идёт снег. Снегом покрыта вся земля. Снег бывает разным: в сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. - Ребята, а вы слышали, как когда-нибудь скрипит снег? Я припасла для вас волшебные снежок в мешочке (крахмал). И сейчас мы с вами послушаем, как скрипит снег (дети нажимают на мешочек, слушают).
- Как вы думаете, почему снег скрипит?
Под ногой снежок скрипит, дети с гор катаются,
Лишь у Тани грустный вид, Таня маме говорит:
От того снежок скрипит, что у маленьких снежинок, крылышки ломаются.
- Действительно, ребята, снежинки-это маленькие кристаллы льда, которые издают такой звук, когда ломаются под тяжестью наших ног
- Температура воздуха зимой понижается, поэтому люди одевают тёплую одежду, обувь, шапки, перчатки.
- Лиственные деревья стоят без листьев, они заснули. Для жизни им нужны свет, тепло, влага, почва. Зимой мало света, холодно, почва замерзла. Но на деревьях остались почки. В них спрятана жизнь растений. Но не все деревья стоят без листьев. Хвойные – ель и сосна – и зимой стоят зеленые. На деревьях и проводах иногда бывает иней.
- В реках, озерах, в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий.
- Птицы: не слышно их пения, многие птицы (перелётные) улетели в тёплые края. Зимующих птиц необходимо подкармливать.
- Животные зимой. А чтобы узнать, что происходит зимой с дикими животными, я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко. Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес. Полетели! (звучит музыка)
- Вот мы с вами и на лесной полянке. (Слайд с изображением диких животных в зимнем лесу). Этюд на воображение «Что мы чувствуем в лесу»
Воспитатель: Вдохните воздух. Чем может пахнуть в лесу?
Дети: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
Воспитатель: Что можно увидеть в лесу?
Дети: Везде снег и на земле, и на деревьях.
Воспитатель: А что можно услышать в лесу?
Дети: Как хрустит снег под лапами животных, скрипит старое дерево, как ветер поет песенку.
Динамическое упражнение «Вот пришли мы в зимний лес…»
Вот пришли мы в зимний лес (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа береза в шубе стоит (руку в руку)
Слева елка на нас глядит (отводят руку и смотрят)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот серый зайка пробежал (прыжки)
От лисы он убежал
Это серый волк рыщет (руки на поясе, наклоняются в стороны)
Он себе добычу ищет.
Все мы прячемся сейчас (приседают, прячась)
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири (имитируем полет птиц)
Словно яблоки красны.
В лесу красота и покой (разводим руки в стороны)
- Ребята, как же зимуют дикие животные?
Некоторые животные прячутся в теплые норки и берлоги и спят там всю зиму. Один из двух этих соней – медведь. А кто же второй? Некоторые животные, остаются бодрствовать, меняют свои летние шубки на более пушистые и теплые. Некоторые звери меняют цвет своего меха, чтобы лучше было прятаться. У зайца беляка летом мех серый, а зимой - белый, как снег. У белки летняя шубка - рыжая, а зимняя – серая. Некоторые животные ещё осенью сделали запасы, и питаются ими всю долгую холодную зиму (белки). Другие животные всю зиму бегают по лесу в поисках пропитания (волк, лиса, заяц, лось)
- Вот какая жизнь зимой в лесу. А сейчас я вам предлагаю из леса вернуться в город. А выбраться из леса можно по следам, оставленным на снегу. Ступайте строго по следочкам, заодно и послушаем, как снег хрустит под ногами.
- Вот и вернулись мы в город. Давайте посмотрим на наши картинки-подсказки, что ещё мы забыли рассказать о Зимушке-Зиме?
- Детские забавы зимой.
Пальчиковая гимнастика«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,
то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой
ложкой, положить руки под щеку).
- Расскажите, за что вы любите зиму. Какие зимние забавы вам нравятся. (Слайд зимние забавы детей)
(Рассказ детей)
- Труд людей зимой.
- И последнее, что мы не рассказали о Зимушке-Зиме-это то, как трудятся зимой люди. (Рассказ детей)
- Ну и в завершение нашего необычного путешествия я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Подбери слово».
• Снег что делает? (Идёт, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает…).
• Снежинки…(Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся).
• Ветер…(Дует, свищет, метёт, бушует…).
• Лёд …(Блестит, сверкает, скользит…).
• Дети…(Катаются, лепят, веселятся, играют…).
• Метель…(Бушует, воет, метёт…).
Подбор эпитетов.
Зима (какая?) …(холодная, белая, снежная…).
Мороз (какой?)…(жгучий, сильный, трескучий…).
Ветер (какой)…(пронизывающий, резкий, сильный…).
Деревья (какие?)…(голые, сонные, чёрные…).
Дни какие?...(короткие, холодные, морозные…).
Снег (какой?)…(рыхлый, белый, холодный, липкий…).
- А на память о нашем необычном путешествии я предлагаю вам нарисовать картину «волшебны снегом».
Послушайте загадку и отгадайте, чем мы будем рисовать:
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. Что это? (Соль).
- Мы будем рисовать зимнюю картинку солью.
Дети рисуют солью.
Посмотрите, какие у нас получились рисунки. Молодцы! Мы с вами теперь знаем, что рисовать снегом можно не только на улице в морозную погоду, но и в группе волшебным снегом-солью. Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Дети делятся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...